Изучение методов формирования стратегии предприятия общественного питания

Задание к практическому занятию. Данное практическое занятие выполняется в мини-группах по 2-3 человека. Студентам необходимо выбрать одно из направлений стратегии предприятия общественного питания, предложенного преподавателем для анализа. Произвести анализ текущего состояния предприятия и предложить мероприятия по совершенствованию его деятельности. Результатом этого занятия является отчет, содержащий анализ текущего состояния предприятия, предложения по улучшению его работы в соответствии с выбранной стратегией развития данного предприятия.

Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих и стратегических решений, а также механизмом корректировки и контроля над реализацией стратегии, называется системой стратегического управления.

По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Основные направления (виды) стратегии предприятия:

· Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции, и способы поведения предприятия на товарном рынке. Товарно-рыночная стратегия включает в себя две большие группы решений: решения, касающиеся непосредственно самого товара, производимого предприятием, связанные с объемом, структурой и качеством производимой продукции – товаров или услуг, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этого товара. С некоторой долей условности можно также охарактеризовать этот вид стратегии как стратегию маркетинга.

· Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства. Речь здесь идет о двух сферах стратегических решений: во-первых, решений, определяющих поведение предприятия на рынках материальных факторов производства (средств и предметов труда); во-вторых, решений о номенклатуре, объемах и качестве приобретаемых и используемых внутри предприятия ресурсов. Ресурсная стратегия складывается из двух подразделов: стратегии объема ресурсных запасов и стратегии их качества.

· Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия,

· Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями. Под интеграцией понимается установление таких взаимоотношений между предприятиями (юридическими лицами), которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий.

· Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. Под финансово-инвестиционной стратегией предприятия понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. В рамках финансово-инвестиционной стратегии могут быть выделены основные направления инвестиционной деятельности предприятия. Описание финансово-инвестиционной стратегии предприятия должно базироваться, с одной стороны, на основных направлениях предпринимательской активности предприятия и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и эффективности использования, а также оценки их потенциальной емкости.

· Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами. Социальная стратегия – это система стратегических решений, затрагивающих состав коллектива, содержание и условия работы его членов. Социальная стратегия играет роль своеобразного фильтра, через который при подготовке пропускаются все остальные решения, носящие стратегический характер, и который в зависимости от избранного варианта социальной стратегии существенно влияет на конечный результат принятия решений.

· Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии. Наиболее значительными являются следующие группы стратегических решений, варианты которых и определяют стратегию управления на предприятии: выбор характера управления; определение организационной и управленческой структур; определение механизма принятия решений на предприятии.

· Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия. Процесс разукрупнения конкретного предприятия, так же как и процесс его интеграции (слияния, присоединения) с другими, многовариантен, а его последствия неоднозначны. Поэтому одной из основных задач аналитического обеспечения реструктуризации является исследование организационно-экономических механизмов проведения реструктуризации, функционирования создаваемых структур, а также экономических последствий, как разукрупнения, так и интеграции для предприятия.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

Наши рекомендации