Цели технологической практики
ВВЕДЕНИЕ
Цели технологической практики
Целью технологической практики является формирование у студентов представления о сущностиразных видов управленческойдеятельности в условиях современной рыночной экономики, через применение и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение практических навыков в сфере своей предметно-производственной специализации.
2. Задачи технологической практики:
В процессе прохождения практики студент должен решить следующие задачи:
· познакомиться с организацией (предприятием, учреждением), её производственной деятельностью, местом в конкурентной среде рыночной экономики и взаимодействием с этой средой;
· изучить основные принципы построения и распределения управленческих функций на предприятии;
· исследовать маркетинговую деятельность на предприятии;
· изучить организацию финансового и денежного обращения на предприятии, непосредственно участвовать в работе бухгалтерии;
· непосредственно участвовать в производственном процессе, в качестве стажёра (основного работника) на управленческих должностях;
· приобрести профессиональные производственные умения и навыки, необходимые специалистам в области управления.
Место технологической практики в структуре ООП бакалавриата
Технологическая практика относится к группе производственных практик и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, таких как «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учёт и аудит» «Планирование на предприятии», «Управление персоналом», «Делопроизводство и документоведение», на основе изучения деятельности конкретной организации.
Технологическая практика способствует становлению и развитию практических умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности специалистам по управлению экономическими системами и процессами, а также педагогам профессионального обучения экономических дисциплин.
За время прохождения практики студенты приобретают опыт исследовательской, аналитической и управленческой работы, а также опыт работы по профилю своей производственной специализации.
5. Место и время проведения технологической практики. Технологическая практика проходит во втором семестре в течении двух недель и в четвертом семестре в течении трех недель.
Местами проведения практики выступают организации (предприятия, учреждения) любой формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и отраслевой принадлежности, имеющие в своей структуре экономические службы или подразделения.
Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным при прохождения технологической практики
В условиях реального производства студент должен знать:
· место предприятия на конкурентном рынке и способы взаимодействия предприятия с этой средой;
· организационную структуру управления предприятием, функции и подчинённость отделов, количественный и качественный состав персонала системы управления;
· управленческую документацию, используемую на предприятии;
· структуру бухгалтерии и маркетинговой службы на предприятии;
· основы планирования и сбыта продукции на предприятии;
· требования и функциональные обязанности, предъявляемые к специалистам в области управления.
В условиях реального производства студент должен уметь:
· рассчитывать и анализировать среднегодовую численность всех работников предприятия и промышленно-производственного персонала по профессиям и разрядам, определять потребность в управленческом и обслуживающем персонале;
· ориентироваться в законодательных и нормативных актах в области управления экономикой;
· самостоятельно составлять бухгалтерский баланс, осуществлять проводки и составлять текущую отчётность;
· составлять и умело использовать разнообразную управленческую документацию;
· использовать полученную информацию для выработки эффективных управленческих решений;
· планировать производство и сбыт продукции;
· пользоваться оргтехникой, средствами связи, компьютерными программными продуктами, используемыми на предприятии;
· проводить финансовый анализ деятельности предприятия.
7. Структура и содержание технологической практики
Деятельность студента во время прохождения практики состоит из двух компонентов:
· учебно-исследовательская деятельность;
· производственная деятельность.
·
7.1. Учебно-исследовательская деятельность студента
Учебно-исследовательская деятельность студента определяется программой практики, руководителем практики от кафедры и конкретным местом прохождения практики. Поэтому перечень вопросов, формирующих её содержание, включает инвариантную (обязательную для всех практикантов) и вариативную(индивидуальную для каждого студента) части. Инвариантная часть включает в себя задания двух видов:
· направленные на изучение и анализ производственной деятельности предприятия;
· связанные со сбором информации о реальных производственных ситуациях, участниками которых являлись работники предприятия.
7.2. Производственная деятельность студента
Производственная деятельность студента на предприятии также является неотъемлемой частью и необходимым условием прохождения практики. Для этого студент должен принять участие в производственном процессе в качестве стажёра (основного работника) по следующим специальностям: делопроизводитель, архивариус, специалист кадровой службы, секретарь, референт, администратор, специалист отдела, экономист, бухгалтер, менеджер, а также на должностях среднего звена управления предприятием (начальник и заместитель начальника цеха, отдела).За период практики студент может получить профессиональные умения и навыки на нескольких рабочих местах, по разным специальностям, в различных цехах и службах предприятия.
7.3. Организация и порядок прохождения практики
Этапы прохождения практики:
Наименование этапа | Место прохождения | Основные виды деятельности студента | Продолжи-тельность этапа |
Подготовительный | Университет | 1. Подбор места практики. 2. Участие в организационном собрании и получение задания на практику. | 1-2 месяца до начала практики |
Адаптационно-производственный | Предприятие | 1. Знакомство с предприятием и трудовым коллективом. 2. Начало выполнения задания по практике. 3. Начало производственной деятельности. | 1-я неделя практики |
Производственно-деятельностный | Предприятие | 1. Активное участие в производственной деятельности. 2. Сбор данных для выполнения задания кафедры. | 2 – 3 неделя практики |
Заключительный | Предприятие, рабочее учебное место, кафедра университета | 1. Обобщение собранных материалов. 2. Написание и оформление отчёта. 3. Защита отчёта по практике на кафедре. | Последние дни практики, 1-2 недели после окончания практики |
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинается за один - два месяца до непосредственного начала практики.
Студенту необходимо осознать практическую ценность той деятельности, которую ему предстоит осуществлять в реально функционирующей организации, и ответственно подойти к выбору места практики. Выбор предприятия студент согласовывает с руководителем практики о выпускающей кафедры. При необходимости студент может получить письмо-ходатайство от университета о предоставлении ему возможности прохождения практики на данном предприятии. За месяц до начала практики студент обязан предоставить на кафедру гарантийное письмо от принимающей организации.
До отбытия на практику студент должен посетить организационное собрание, проводимое руководителем практики от кафедры, ознакомиться с приказом по университету о прохождении им технологической практики, получить направление на практику, учебные задания и «Дневник практиканта» (для студентов очной формы обучения).
Заключительный этап
На заключительном этапе студенту необходимо получить копию приказа о прохождении им практики и отзыв руководителя практики о производственной деятельности студента, приобретённых им умениях и выполненных работах.
На этом этапе студент обобщает и систематизирует собранные на предприятии данные и составляет отчёт о выполнении программы практики и заданий кафедры. Отчёт должен быть проверен руководителем практики от предприятия и оценён им в отзыве о работе студента. Окончательное оформление отчёта может быть завершено в течение одной – двух недель, после возвращения студента с практики.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на технологической практике
Учебные задания на технологическую практику состоят из двух частей: инвариантные (обязательные для всех студентов) и вариативные(индивидуальные для каждого студента).
8.1. Инвариантная часть заданий по технологической практике
Обязательные учебные задания состоят из заданий двух видов:
· изучение и анализ управленческой деятельности на предприятии;
· сбор информации о реальных производственных ситуациях (проблемах), участниками которых являлись работники предприятия.
8.1.1. Изучение управленческой деятельности на предприятии
Управленческую деятельность на предприятии предлагается изучать в следующей последовательности:
1. Отраслевая принадлежность предприятия. Организационно-правовая форма предприятия. Перечень выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Производственная структура предприятия
2. Организационная структура управления предприятием. Вид организационной структуры управления предприятием, ее положительные и отрицательные стороны.
3. Функции структурных подразделений аппарата управления. Положение об органе управления предприятием. Должностные инструкции и правила в системе управления предприятием. Оценка этих документов.
4. Характеристика состава руководителей-менеджеров в организации. Формы и методы оценки работы руководителейв организации. Практика подбора и расстановки руководящих кадров, методы их подготовки и повышение квалификации.
5. Система информационного обеспечения на предприятии. Виды информации, поступающие на предприятие. Информационные потоки на предприятии. Технические средства управления, обработки и передачи информации. Классификация и кодирование информации на предприятии. Виды носителей управленческой информации. Хранение и выдача необходимой информации.
6. Органы планирования на предприятии. Плановые показатели деятельности предприятия.
7. Основные виды документов, используемые в управление предприятием.
8.1.2. Производственные ситуации (кейс-технологии)
Опишите несколько реальных производственных ситуаций, которые происходили на предприятии, до или во время прохождения Вами практики. Это описание должно отвечать следующим условиям:
1. Оно должно включать реальную производственную или управленческую проблему, возникшую на предприятии.
2. В ней должны принимать участие работники предприятия или лица, имеющие какое-либо отношение к предприятию (посредники, поставщики, покупатели и др.), независимо от их должности или профессиональной деятельности.
3. В описание надо указывать все факты, относящиеся к рассматриваемой ситуации, приводить мнения, аргументы и даже рассматривать предрассудки людей, от которых зависит развитие ситуации, а также принятие по ней управленческого решения.
Студент должен получить разрешение руководителя практики от предприятия, на использование результатов данного задания в учебных целях.
8.2. Вариативная часть заданий по технологической практике
На выбор 1-2 задания для выполнения.
Задание 1. Персонал предприятия
Состав и структура персонала по виду деятельности, профессиям, стажу работы, уровню квалификации, образованию. Условия приёма на работу. Фонд оплаты труда на предприятии. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятие. Система морального и материального стимулирования работников. Способы поддержания дисциплины труда.
Показатели производительности труда на предприятии. Факторы и резервы роста производительности труда на предприятии. Виды разделения и кооперации труда на предприятии. Бригадные формы организации труда. Совмещение профессий. Система подготовки и повышения квалификации кадров существующая на предприятии.
Задание 2. Оперативное управление предприятием
Оперативное управление основным производством: задачи, функции и структура, характеристика применяемой системы: объёмное и календарное планирование, учет и диспетчирование.
Нормирование управленческого труда. Система разработки и применения норм управляемости на предприятии и в его структурных подразделениях. Формы и методы сокращения издержек управления в организации. Пути совершенствования системы управления в организации и в её структурных подразделениях. Формы и методы управления, применяемые в организации: экономические, социально-психологические, административные методы управления.
Использование зарубежного опыта по управлению в практике предприятия. Отношение членов трудового коллектива к различным методам управленияи их влияние на экономические и социально-психологические результаты работы коллектива.
Задание 3. Менеджер предприятия и организация его труда
Ознакомление с использованием рабочего времени руководителей и его структурой. Управление временем. Работа с документами. Работа со средствами связи. Командировки менеджера. Оргтехника в работе менеджера. Саморегуляция поведения и снятие стресса. Стиль руководства менеджеров предприятия.
Методы сбора информации о коллективе и подчинённых сотрудниках. Индивидуальная работа менеджера с подчинёнными. Положительные и отрицательные стороны в организации труда руководителей-менеджеров на предприятии. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда руководителей.
Задание 4. Управление риском на предприятии
Виды экономических рисков, приложимых к предприятию. Факторы экономического риска на предприятии. Управление риском на основе результатов экономического анализа на предприятии.
Задание 5. Логистическое управление на предприятии
Организация управления логистикой на предприятии. Логистическая стратегия в области продвижения продукции на предприятии. Движение материалопотока на предприятии. Прогнозирование товарооборота и материалопотока на предприятии. Транспортные системы на предприятии. Складское хозяйство на предприятии. Технология функционирования складского хозяйства на предприятии. Издержки складского хозяйства. Используемая тара на предприятии. Эффективность работы систем складирования и распределения продукции. Управление запасами. Логистические информационные системы на предприятии.
Задание 6. Планирование маркетинговой деятельности на предприятии
Структура службы маркетинга на предприятии и направленность её деятельности. Основные задачи маркетинговой деятельности предприятия. Программа маркетинга. Исследование рынка сбыта предприятия. Методы изучения рынка. Сегментация и ёмкость товарного рынка предприятия. Изучение конкурентной среды предприятия. Взаимодействие маркетинговой службы с другими службами предприятия: конструкторской, качества и технического контроля, производственной, бухгалтерской, сбытовой.
Задание 7. Товарная политика предприятия
Технология создания нового продукта на предприятии. Порядок принятия решений о запуске в производство и снятии с производства изделий. Ассортимент и номенклатура выпускаемой предприятием продукции. Жизненный цикл товара. Упаковка и маркировка. Сервис в системе товарной политики. Товарная диверсификация на предприятии.
Задание 8. Сбытовая деятельность на предприятии
Организация сбыта. Каналы сбыта продукции. Франчайзинг на предприятии. Факторинг операций. Лизинговые операции на предприятии. Стимулирование сбыта продукции. Рекламная деятельность предприятия. Методы организации рекламных компаний. Товарный знак (марка) предприятия. Позиционирование товара.
Задание 9. Ценообразование на предприятии
Ценовая стратегия предприятия. Виды цен, применяемые на предприятии. Состав затрат включаемых в себестоимость продукции. Методы ценообразования, используемые на предприятии. Налоги и акцизы, включаемые в цену реализации на предприятии. Надбавки и скидки к ценам используемые на предприятии. Методы оценки рисков в ценообразовании, применяемые на предприятии.
Задание 10. Управление качеством на предприятии
Стандартизация и сертификация продукции, применяемые на предприятии. Система качества на предприятии. Лицензионная деятельность на предприятии.
Характеристика действующей системы управления качеством. Организация контроля качества продукциина предприятии. Отдел технического контроля: его функции, структура. Методы технического контроля качества продукта: по стадиям жизненного цикла, по объектам контроля, по стадиям производственного процесса, по степени охвата, по степени механизации контроля. Проблемы повышения качества продукции (работ, услуг) на предприятии.
Задание 11. Документооборот и делопроизводство на предприятии
Документы по кадрам. Нормативно-справочная документация. Виды и содержание плановой, отчетной и оперативно-производственной документации. Основные виды и источники научно-технической информации на предприятии. Унификация управленческой документации. Требования к бланкам документов предприятия. Правила оформления документов. Организация работы с документами на предприятии. Хранение документов.
Задание 12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Страны-партнёры предприятия. Формы сотрудничества, условия и виды взаимодействия. Виды продукции направляемой по экспортным операциям.
Задание 13. Финансовые ресурсы предприятия
Формирование финансовых ресурсов коммерческого предприятия и их использование. Финансы некоммерческой организации. Финансовая деятельность общественных организаций.
Кредитование капитальных вложений. Источники финансирования капитальных вложений. Долгосрочные инвестиции на предприятии.
Кредитование оборотных средств предприятия. Краткосрочные кредиты на предприятии и их виды. Кредиты иностранных инвесторов. Функционирование кредитного механизма на предприятии.
Задание 14. Бухгалтерский учёт на предприятии
Организация бухгалтерского учёта на предприятии. Учётная политика предприятия. Документирование хозяйственных операций. Учёт поступления, амортизация и списание основных средств. Учёт нематериальных активов предприятия. Учёт товарно-материальных ценностей и готовой продукции. Учёт финансовых вложений и ценных бумаг.
Учёт расходов по оплате туда. Учёт затрат на производство продукции. Учёт реализации продукции, работ, услуг. Учёт денежных средств.
Учёт расчётов с бюджетом. Инвентаризация на предприятии.
Задание 15. Бухгалтерская и финансовая отчётность на предприятии
Финансовая отчётность на предприятии. Требования, предъявляемые к финансовой отчётности. Финансовые документы, используемые на предприятии: чек, приходный ордер, расходный ордер, платёжное поручение, счёт-фактура, накладная, счёт на оплату, авансовый отчёт, акт, табель, приказ, вексель, прейскурант, прайс - лист, кассовый ордер и другие.
Задание 16. Планирование на предприятии
Прогнозирование технического и социально-экономического развития предприятия. Структура стратегического и годового планов экономического и социального развития предприятия.
Календарное планирование производства. План производства и реализации продукции в натуральном и денежном выражении (учет спроса, согласование с производственной мощностью и др.). Взаимосвязь маркетинговых исследований и планирование развития производства. Диверсификация производства.
План по труду, по численности работающих, по производительности труда, по фонду оплаты труда.
Определение потребности в сырье, материалах, топливе, энергии. Расчет потребности в оборудовании, балансы материально-технического обеспечения.
Производственное диспетчирование в общезаводском масштабе и в цехе. Технические средства диспетчирования.
Планирование технического развития организации производства: задачи и содержание плана, обоснование внедрения прогрессивных технологий, форм организация производства, труда и управления. Экономия трудовых и материальных ресурсов.
Проблемы и основные направления совершенствования методов и качества планирования на предприятии.
Задание 17. Финансовое планирование на предприятии
Финансовый план коммерческого предприятия. Оперативное, текущее и перспективное финансовое планирование. Баланс доходов и расходов. Распределение и использование прибыли предприятия.
Финансы некоммерческой организации. Финансовый план некоммерческой организации. Смета доходов и расходов. Финансовая деятельность общественной организации.
Задание 18. Анализ финансового состояния предприятия
Оценка финансового состояния и кредитоспособности предприятия. Финансовая устойчивость предприятия. Анализ деловой активности предприятия. Ликвидность баланса предприятия.
Методика выполнения учебно-исследовательского задания по практике
После получения задания на практику студенту следует наметить порядок его выполнения. При этом предлагается работу над каждым из вопросов задания условно разделить на следующие три этапа:
1. Ознакомление с поставленными в задании вопросами по литературным источникам, конспектам и другим документам.
2. Сбор материалов, под которыми подразумевается не только информация из документов (положений, инструкций, нормативно-технической документации и т. п.), но и результаты наблюдений за ходом производственного процесса, а также опроса и анкетирование работников предприятия.
3. Обобщение материалов, собранных на отдельных рабочих местах, участках, отделах и цехах, их анализ с представление конкретных выводов об эффективности решения данного вопроса на предприятии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература
1. Волков О.И. Экономика предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ]. М.: КноРус, 2009.
3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / В.Я. Горфинкель [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. Ефанов А.В. Квалификационная и технологическая практики в профессионально-педагогическом вузе: психолого-педагогический и организационно-методический аспекты: учеб. пособие [Гриф УМО по ППО]. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004.
2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие. М., ИНФРА-М, 2008.
4. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Прикладная экономика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО по ППО]; под ред. Г.И. Журухина, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Издательство ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009.
6. Скляренко В.К. Экономика предприятия: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «МарТ», 2007.
8. Экономика предприятия: учебник/ Под. ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2007.
9. Экономика предприятия: учеб. пособие/ Под ред. В.Я. Хрипача. Мн.: Экономика, 2005.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению квалификационной практики
по рабочей профессии
(ГОС – 2000)
Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ВВЕДЕНИЕ
Цели технологической практики
Целью технологической практики является формирование у студентов представления о сущностиразных видов управленческойдеятельности в условиях современной рыночной экономики, через применение и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение практических навыков в сфере своей предметно-производственной специализации.
2. Задачи технологической практики:
В процессе прохождения практики студент должен решить следующие задачи:
· познакомиться с организацией (предприятием, учреждением), её производственной деятельностью, местом в конкурентной среде рыночной экономики и взаимодействием с этой средой;
· изучить основные принципы построения и распределения управленческих функций на предприятии;
· исследовать маркетинговую деятельность на предприятии;
· изучить организацию финансового и денежного обращения на предприятии, непосредственно участвовать в работе бухгалтерии;
· непосредственно участвовать в производственном процессе, в качестве стажёра (основного работника) на управленческих должностях;
· приобрести профессиональные производственные умения и навыки, необходимые специалистам в области управления.