Максимизация прибыли предприятия посредством операционного левериджа

Как уже было сказано выше, одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж.

Леверидж служит инструментом для:

- текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;

- обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

- оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов[49].

Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле[50]:

Кол = Ипост , (14)
Ио

где Кол – коэффициент операционного левериджа;

Ипост – сумма постоянных операционных издержек;

Ио – общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула (1) расчета этого показателя приведена в таблице 1.

Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.

Приведенная выше принципиальная формула расчета эффекта операционного левериджа имеет ряд модификаций[51]. Так, в целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного левериджа может быть выражен следующими формулами:



Эол = ∆МП , (15)
∆ОР

или

Эол = ∆МП , (16)
∆ВОР

где Эол – эффект операционного левериджа;

∆МП – темп прироста маржинальной операционной прибыли, в %;

∆ОР – темп прироста объема реализации продукции, в %;

∆ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %.

В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа может быть произведен по следующей формуле:

Эол = ∆ВОП , (17)
∆ЧОД

где ЭОЛ – эффект операционного левериджа;

∆ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ЧОД – темп прироста чистого операционного дохода.

Имеются и другие более сложные модификации формулы расчета эффекта операционного левериджа, однако, несмотря на различия алгоритмов определения эффекта операционного левериджа, содержание механизма управления операционной прибылью путем воздействия на соотношение постоянных и переменных издержек предприятия остается неизменным.

В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Основные из этих особенностей перечислены ниже:

- положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности;

- после преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции. Т.е. при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа сумма операционной прибыли возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением коэффициента операционного левериджа;

- наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы операционной прибыли[52].

Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма валовой операционной прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции.

Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность.

Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия, как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.

Механизм применения операционного левериджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов. Таким образом, операционный леверидж выражается не одним, а, как минимум двумя показателями, которые рассчитываются при изменении плановой выручки от продаж за счет обоих факторов. М.Н.Крейнина называет условно один из указанных видов ценовым операционным левериджем, а другой – натуральным. Формализация расчета каждого вида базируется на методе прямого счета прироста выручки от продаж и прибыли (или их снижения) в плановом периоде.

Темп изменения прибыли можно определить на основе формулы[53]:

ТрП = [Лц*Нц*(1+Ин)+Лн*Ин]*100, (19)

где ТрП – темп изменения прибыли;

Лц – ценовой операционный леверидж;

Нц – изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «-»;

Ин – изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»);

Лн – натуральный операционный леверидж.

Однако, формула (19), учитывая влияние цены и натурального объёма продаж, не отражает изменения суммы переменных и постоянных затрат.

В связи с этим, модифицируя формулу (19) К.Г. Заров предлагает следующую формулу определения индекса прибыли в зависимости от изменения цены, объема реализации, удельных переменных и постоянных затрат[54]:

Ипр = Лц Иц (1+Ин) + Лн Ин + (Лн - Лц) Иv (1+Ин) + (1 - Лн) Иfc, (20)

где Ипр – темп изменения прибыли;

Лц – ценовой операционный леверидж;

Иц – изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «-»;

Ин – изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»);

Лн – натуральный операционный леверидж;

Иv – относительное изменение (индекс) удельных переменных затрат;

Иfc – относительное изменение (индекс) полных постоянных затрат.

Применение операционного левериджа, для управления формированием прибыли позволяет предприятию не только определить изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с её величиной в базисном периоде, но и оценить факторы, влияющие на это изменение. Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый предприятию. Зная это сочетание, предприятие в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.

При изменении цены необходимо проводить комплексный маркетинговый анализ, более глубокое изучение внешней среды компании, а также нужно реально оценивать риски получения убытков. При наращивании объемов продаж необходимо правильно оценить емкость рынка и собственные производственные мощности. Для изменения переменных издержек изучению подлежат внутренние бизнес-процессы компании и технология производства, влияющая на нормы расхода на единицу продукции.

В целом же, операционный леверидж - инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.

Заключение

Итак, по итогам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Прибыль является сложной экономической категорией и несмотря на то, что большое количество авторов исследовало данную категорию, единого подхода к ее определению так и не было выработано.

2. Определение операционного левериджа, данное Е.С. Стяновой является наиболее точным – действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа».

3. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную задачу, решение которой означает поиск путей получения наибольшей экономической прибыли.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.


Наши рекомендации