Виды цен в зависимости от способа фиксации в договоре
В зависимости от условий договора (способа фиксации) различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
Твердая цена устанавливается в момент подписания договора и не подлежит изменению в течение срока его действия.
Подвижная цена фиксируется при заключении договора, но может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки заказчику изменится.
Скользящая цена - цена, устанавливаемая в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления, в течение которого могут существенно измениться издержки производства продукции.
Цена с последующей фиксацией устанавливается в ходе исполнения договора. В договоре определяются правила фиксации цены, право выбора времени фиксации и т.п.
Скользящая цена состоит из двух частей: базовой и переменной. Контрактом устанавливается базовая цена на момент его подписания и правила формирования переменной части цены. Скользящие цены применяются в договорах:
1) с длительным сроком поставки, в течение которого изменяется ситуация на рынке;
2) на поставку товара с длительным сроком изготовления, в течение которого могут измениться издержки производства. Базовая цена представляется в договоре конкретным размером и структурой по элементам. Возможна оговорка об элементах цены, изменение которых допускается.
Если контрактом предусматриваются частичные поставки, то скользящая цена рассчитывается на каждую поставку.
Корректировка происходит по формуле "скольжения":
(4)
где P1 – цена товара на момент исполнения договора;
P0 – базисная цена товара на момент заключения договора;
A – доля в базисной цене материальных затрат;
B – доля в базисной цене расходов на заработную плату;
А и В представляют собой скользящую часть цены;
P – неизменная часть цены;
С = 1 - (А + В) (5)
a1 – цена материалов на период скольжения;
a0 – базисная цена материалов;
b1 – ставки заработной платы на период скольжения;
b0 – базисные ставки заработной платы.
3.4 Методы определения цены
Затратные методы
Мировая практика использует два основных метода калькуляции себестоимости:
- метод полных издержек;
- метод предельных издержек.
Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как обладает рядом существенных преимуществ:
- обеспечивает полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;
- предоставляет возможность получения максимально возможной в данной ситуации прибыли.
Значительно повышает точность калькуляции издержек метод нормативных затрат,получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием «стандарт-кост». В нем учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.
Метод нормативных затрат предполагает определение по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.
Нормативными затратами считаются заранее определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.
Преимущества метода нормативных затрат состоят в следующем:
- нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;
- руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;
- сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;
- облегчается контроль за затратами.
Ценообразование, основанное на прогрессивных стандартах затрат, способствует приближению индивидуальных издержек предприятия к «идеальным», ориентируя их на снижение себестоимости, что стратегически важно для российских предпринимателей в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями. Этот метод имеет большой потенциал.
Однако определение стандартов затрат - чрезвычайно сложное дело. Для установления экономически обоснованных стандартов необходимо проанализировать технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, детально изучить требования, предъявляемые к данным товарам на мировом рынке. Выявленные таким образом стандарты должны быть соотнесены с производственным планом предприятия, масштабом его производства.
Метод учета затрат и определения цены на основе «сокращенных затрат» получил широкое распространение в странах Запада. Впервые этот метод был применен в американских фирмах и получил название «директ-костинг»,или калькуляция по прямым затратам. Косвенные затраты, согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.
В Европе калькуляция по сокращенным затратам названа методом «маржинал-костинг», что означает «приростные» затраты (дополнительные затраты на каждую следующую единицу продукции при увеличении производства или снижение затрат при уменьшении производства на одно изделие). Другими словами, маржинал-костинг рассматривает влияние изменения объема производства на изменение затрат, то есть предполагает калькуляцию по переменным затратам. Поэтому при калькуляции по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки.
Под маржинальной прибылью понимается разница между полученной выручкой от реализации товара и переменными затратами.
Особое значение маржинальный анализ приобретает в случае многономенклатурного производства.
Маржинальная прибыль единицы продукта = Цена - Прямые затраты;
Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль единицы продукта Объем выпуска данного продукта.