I. Профессия, специальность и квалификация работника
Профессия– это вид трудовой деятельности.
Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках одной профессии.
Квалификацияработника – это уровень профессиональной подготовки работника. Она определяется глубиной знаний и степенью профессионального мастерства.
Работники дляполучения профессии, специальности и квалификации должны пройти подготовку, т. е. приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки.
Подготовка кадров– это процесс теоретического и практического обучения.
Переподготовка– это обучение работника новой специальности или профессии кроме ранее полученной.
Повышение квалификации– это повышение уровня мастерства или приобретение новых знаний по своей профессии.
II. Трудовые функции работника – это предназначение работника в соответствии с трудовыми договорами и соглашениями. Функции работников могут различаться в зависимости от отрасли, профессии, специальности, квалификации и условий деятельности предприятий.
Например. Различие в трудовых функциях персонала торгового предприятия связано со специализацией магазина и полученной квалификацией работника. Так, трудовые функции торгово-оперативного персонала магазина по продаже музыкальных товаров, отраженные в квалификационном справочнике и, соответственно, в должностной инструкции работника, могут предусматривать:
а) для продавца III категории
- получение товаров, распаковка, внешний осмотр; подготовка рабочего места к продаже; подготовка инвентаря, инструментов и упаковочного материала; прикрепление ярлыков цен; обслуживание покупателей: выявление спроса, предложение и показ товара, консультации об их качестве, особенностях, демонстрация звучания, дача советов о правилах ухода, хранения и др.;
б) для продавца II категории:
- то же самое, что для продавца III категории, плюс оформление внутримагазинных витрин и участие в сборе данных по покупательскому спросу;
в) для продавца I категории:
- то же самое, что для продавца II категории, плюс выявление недостающего ассортимента товаров, консультации покупателям о марках, звуковых свойствах музыкальных инструментов, материалах, из которых они изготавливаются, демонстрация их внешнего вида и звуковых качеств; решение спорных вопросов с покупателями (при отсутствии представителя администрации), информация о сроках поступления товаров, изучение прогрессивных методов обслуживания покупателей, руководство работой продавцов II, III категорий и учеников. Подсчет чеков, сверка их с показаниями кассового аппарата, сдача выручки в установленном порядке. Составление заявки на недостающий ассортимент товаров в магазине.
III. Трудовые приемы и рабочие движения – профессионально закрепленный порядок движений работника, позволяющий ему рационально выполнять трудовые функции.
Экономический результат труда работников может существенно различаться, если они используют разные трудовые приемы. Это особенно характерно для рабочих профессий, которые предполагают повторение однотипных трудовых движений. Использование рациональной системы трудовых приемов ведет к меньшим потерям времени и сил работника.
Например. Один из основоположников научной организации труда американский инженер Ф.Б. Гилбрет (XIX в.) начинал свою карьеру в качестве ученика каменщика. Наблюдая за работой профессионалов, он заметил, что опытные каменщики использовали разные приемы движений при кладке кирпича. Обобщив опыт лучших каменщиков, Гилбрет разработал усовершенствованный способ кладки кирпичей, что позволило в дальнейшем значительно повысить производительность труда каменщиков. Этому исследователю принадлежит мнение, что в мире нет больших потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных движений.
IV. Рабочее место
Для анализа экономических показателей имеет значение определение стоимости рабочего места,т. е. стоимости основного капитала, необходимого для его обустройства.
(1)
где РМс – стоимость рабочего места; ОК – основной капитал;
К – коэффициент сменности; Чс – среднесписочная численность работников.