Цель конкурентного анализа, проводимого в интересах предпринимательской деятельности, его основные элементы. Способы повышения конкурентоспособности малых предприятий.
Конкурентный анализ – анализ тех сторон деятельности предприятия, на которые большой эффект оказывает внешняя среда, т.е. те фирмы, которые выпускают на столько близкий товар к нашему, что можно говорить о конкуренции.
Цель – оценка конкурентов и выявление своих конкурентных возможностей.
Включает в себя: 1.Выявление конкурентов компании. 2. Оценка их рыночно доли. Что бы оценить собственную позицию. 3.Определение целей и стратегий конкурентов. 4.Оценка сильных и слабых сторон конкурентов. 5.Оценка спектра их возможных реакций на появление на рынке вашего продукта. 6.Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых избегать. Виды конкуренции: 1) Функциональная (разные товары удовлетворяют 1 потребность), 2) Видовая (товары по существенно важному параметру удовлетворяют 1 потребность), 3) Предметная (одинаковые товары разного качества и неважных параметров).
Оценка конкурентов предприятия на рынке. Выбираются несколько рынков (А,В,С) и несколько явных конкурентов . Ставится оценка себе и конкуренту по следующим категориям : доля рынка, реклама, замещение, продукты, услуги, цены, имидж.
Способы повышения конкурентоспособности малых предприятий:
1.Эффективность организаций инфраструктуры
2.Развитие технологий
3.Сертификация предприятий
4.Повышение квалификации и уровня знаний сотрудников
5.Вовлечение в экспортную, внешнеэкономическую деятельность.
Стратегия рыночной деятельности предприятия: стратегии выхода на рынок, разработки товаров, расширения рынка, диверсификации. Выбор стратегии на основе оценок ожидаемой прибыли, рисков, конкуренции и вероятности успеха.
Стратегии выхода на рынок: 1 стратегия контрольной точки – достижение целевой прибыли при заданных объёмах сбыта или заданной цене товара, 2.стратегия «снятия сливок» - последовательное привлечение разных сегментов рынка, первоначально устанавливающая максимально высокую цену на товар, позиционируемый как уникальный, 3. стратегия внедрения товара на рынок – установление минимально низкой цены, иногда ниже себестоимости с целью завоевать значительную долю рынка и уменьшить себестоимость за счёт масштаба производства. 4. стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара. Опирается на знание и понимание ценности использования товара и восприятия его потребителем. 5 стратегия реализации группы товаров: продажа взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров.
Разработки нового товара С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. У каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Компания может заполучить новинки двумя способами. Во-первых, путем приобретения со стороны, т. е. купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство чужого товара. И во-вторых, благодаря собственным усилиям, т. е. создав у себя отдел исследований и разработок.включает в себя определение тех выгод, которые будет предлагать этот товар. Расширение рынка - при расширении рынка в целом, как правило, выигрывает доминирующая компания. Возможные пути:
1.Новые потребители. Каждая товарная категория имеет потенциал для привлечения новых покупателей: людей, не осведомленных о продукте либо отказывающихся от него ввиду высокой цены или отсутствия у продукта требуемых характеристик.
2.Новые способы применения продукта. Расширению рынков способствуют открытие и пропаганда новых способов использования продуктов.
3.Повышение интенсивности употребления товара.
Диверсификация - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.
43. Роль, основные характеристики и содержание плана маркетинга, основные политики предпринимательского проекта.
план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. В этом разделе бизнес-плана вас больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести свой продукт до потребителя. Про-извести товар, по своим параметрам соотв запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Ком-ий успех фирмы в большей ст зав от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. Осн элементы здесь следующие:1 Схема распространения вашего товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д. 2 Ценообразование: как вы будете определять цену вашего товара, какую прибыль надеетесь иметь, в каких пределах можете уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.3 Реклама: сколько средств вы можете выделить на это, в какой форме и какими средствами будете рекламировать свой бизнес. 4 Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего вы будете привлекать новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар, предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д. 5 Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе: как и какими средствами вы будете добиваться устойчивой репутации своих товаров и самой фирмы.
План маркетинга – программа конкретных рыночных подходов и действий политик предприятия в рамках проекта. Политики: Продуктовая политика (подход к рыночной деятельности с данным продуктом)
в основе продуктовой политики лежит понятия продукт. Продукт превращается в товар, который может удовлетворять потребность и предлагаться рынку. Ценовая политика (как устанавливать и изменять цены). Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен получить единицу товара. Факторы, определяющие гибкость ценовой политики: нижний передел цены, себестоимость, законодательные и этические факторы. Политика «снятие сливок» - установление относительно высоких цен на инновационный продукт. Политика «цена проникновения» - установление относительно низких цен на новый продукт. Политика «лидерство на издержках» - снижение высоких цен на единые для всех конкурентов. Политика «лидерство в дифференциации» - установление относительно высоких цен на продукты для определенных групп покупателей. Ценовая политика для стадии зрелости – стабилизация цены, соответствующей равновесному состоянию рынка. Ценовая политика для стадии спада – предоставление высоких ценовых скидок. Сбытовая (кто будет осуществлять продажу нашей продукции). Решение в отношении физического перемещения и передачи в собственность товаров от производителя конечному потребителю. Политика