Этика бизhеса hа междуhародhом уровhе.

Становится все очевиднее, что, действуя в собственных ин­тересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих эко­номическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздей­ствуют на другие страны. Влияние на местные культуру, инсти­туты, религию и образ жизни следует поэтому тщательно оцени­вать. Для этого необходимо периодически устраивать "ревизии воздействия на этику". Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсут­ствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организации установить единые эти­ческие принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и созна­тельно следовать им.

Стандарты этичного поведения различаются в разных стра­нах. Поведение зачастую определяется средствами принуди­тельного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет "верхних" границ. Мно­гонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание стра­ны к этике возрастает с ростом уровня экономического благо­состояния.

Многонациональные организации должны следовать следующим рекомендациям:

1. Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.

2. Учет этических вопросов при разработке стратегии.

3. Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных не разрешаемых этических проблем.

4. Составление периодических отчетов о "воздействии на этику".

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАHИЯ ЦИВИЛИЗОВАHHОЙ ЭТИКИ.

Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами предприниматели, а так­же различные институты государства, средства массовой инфор­мации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определен­ной идейной направленности, так как обществу далеко не без­различно, какие нравственные принципы лягут в основу идеоло­гии бизнеса.

Я думаю, что условиями формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

-СВОБОДА - как политическая, так и экономическая. А сле­довательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция това­ропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юри­дических лиц в осуществлении предпринимательской деятельнос­ти, суверенитет потребителя и т.д.;

-СТАБИЛЬHОСТЬ - сильная исполнительная власть, парламен­тские средства политической борьбы, стабильность законода­тельства;

-ПРОПАГАHДА - создание с помощью средств массовой инфор­мации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжа­тельства, нечестной конкуренции;

-ПРАВО - не только нормативное закрепление наиболее об­щих социально приемлемых стандартов поведения, регламенти­рующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей сте­пени борьба с негативными проявлениями в среде отечественно­го бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собствен­ника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что на первых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные ценности участников рыночных отношений, роль правового регу­лирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюде­ния, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

-АССОЦИИРОВАHИЕ - создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие меры.

З А К Л Ю Ч Е H И Е

Наши рекомендации