Экономическое поведение в системе обменно-распределительного цикла.
Природа и функции социального обмена. Эволюция институтов экономического обмена. Субъекты, объекты и предмет обменного поведения. Критерии и измерители эквивалентности экономического обмена. Роль денег и ценового механизма в системе рыночного обмена. Торгово-посреднические институты и модели экономического поведения. Проблема ассиметрии экономического обмена и способы ее решения. Основные механизмы и принципы рыночного обмена по Ф.Хайеку.
Основные субъекты рыночных отношений и факторы, определяющие их экономическое поведение. Функциональные задачи маркетинга и их классификация: аналитико-оценочные, испольнительные и задачи разработки стратегии. Виды маркетинговых исследований и основные этапы их проведения. Сегментация рынка. Исследование потребителей и потребительских предпочтений. Исследование конкурентов. Традиционные, рыночные, командные и переходные модели экономического поведения в сфере обмена.
Структура и функции коммерческого поведения.
Рынок и торговля. Роль и функции торговли как отрасли хозяйствования. Торговля - сфера коммерческой деятельности. Эволюция форм и моделей коммерческого поведения. Субъекты, объекты и предмет коммерческого поведения. Основные виды коммерческого поведения. Специфика экономического обмена в системе “продавец-покупатель” и факторы, ее определяющие. Ассиметрия коммерческих отношений в системе обмена и методы ее минимизации. Особенности коммерческого поведения в условиях становления рыночного регулирования социально-экономических процессов жизнедеятельности общества.
Проблемы социального маркетинга.
Монетарное поведение как предмет социологического анализа.
Институт денег и его эволюция. Функции денег в системе экономического (рыночного) обмена. Деньги как расчетно-аналитическая база экономического поведения. Поведенческая интерпретация института денег. Критерии дифференциации монетарных моделей экономического поведения.
Рациональные модели монетарного поведения. Специализация рациональных моделей монетарного поведения. Расчетно-аналитические принципы и методы реализации рациональных моделей монетарного поведения.
Традиционные модели монетарного поведения. Рациональные и иррациональные элементы в структуре традиционного монетарного поведения.
Аффективно-иррациональные модели монетарного поведения и их характеристики. Альтруистические модели монетарного поведения.
Инвестиционные модели экономического поведения.
Экономическое поведение в структуре инвестиционнного цикла. Типология субъектов инвестиционного поведения. Объекты, субъекты и предмет инвестиционного поведения. Реальные, институциональные, массовые инвесторы и их взаимодействие в структуре инвестиционного цикла. Специфика социально-экономических интересов субъектов инвестиционного поведения. Проблема надежности и риска в структуре инвестиционного цикла и методы ее решения. Регулятивно-страховая функция государства в инвестиционном процессе.
. Структура и функции предпринимательского поведения.
Основные подходы в определении содержания и оценки предпринимательского поведения (Й.Шумпетер, Н.Кондратьев, Ф.Найт, Ф.Хайек, Л.Мизес). Предпринимательская функция и предпринимательская прибыль. Предпринимательство и бизнес. Риск и неопределенность в структуре предпринимательского поведения. Специализация и профили предпринимательского поведения. Социально-психологический портрет предпринимателя. Предпринимательские способности и факторы предпринимательского успеха. Ценности предпринимательской культуры. Особенности становления и развития предпринимательства в России в современных условиях. Региональная и экономическая социология.
Основные характеристики потребительского поведения.
Потребление как вид социально-экономической активности. Ресурсные и воспроизводственные модели потребительского поведения. Субъекты, объекты и предмет потребительского поведения. Лимиты потребительского выбора. Потребительские предпочтения и факторы потребительского выбора. Принципы и методы калькуляции потребительского бюджета. Престижные, “нормальные” (рациональные) и девиантные модели потребительского поведения. Пропорции и баланс доходов и расходов потребительского бюджета. Стандарт, уровень и качество потребления. Социокультурная матрица потребительского поведения. Рыночные, командные и переходные модели потребительского поведения.