Алгоритм работы лицензирующего органа
Лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаются Предприятиям на основании результатов специальных экспертиз ц государственной аттестации руководителей предприятий, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную та$щу', и при выполнении следующих условий:
- соблюдение требований законодательных и иных норматив
ных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведе
ний, составляющих государственную тайну, в процессе выполне
ния работ, связанных с использованием указанных сведений;
- наличие в структуре предприятия подразделения по захците
государственной тайны и необходимого числа специально подго
товленных сотрудников для работы по защите информации, уро
вень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты
государственной тайны;
- наличие на предприятии средств защиты информации, име
ющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям
по защите сведений соответствующей степени секретности.
Лицензии оформляются на бланках, имеющих степень з ащи-ты, соответствующую степени защиты ценной бумаги на предъявителя. Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в лицензирующем ор»гане. Срок действия лицензии не может быть менее трех и более пяти лет, однако по просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее трех лет. Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с приложен нием копий уставных и учредительных документов, а при необходимости и других материалов, характеризующих деятельность Предприятия.
Функции лицензирующего органа следующие:
- организация лицензирования деятельности предприятий;
- организация и проведение специальных экспертиз предприя
тий;
- рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лиценз-ий;
1 В данной главе руководители предприятий, ответственные за защиту сведений, составляющих государственную тайну, для краткости именуются руководителями предприятий.
- принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
- выдача лицензий;
- принятие решений о приостановлении действия лицензии
или о ее аннулировании;
- разработка нормативно-методических документов по вопро
сам лицензирования;
- привлечение в случае необходимости представителей орга
нов государственной власти Российской Федерации для проведе
ния специальных экспертиз;
- ведение реестра выданных, приостановленных и аннулиро
ванных лицензий.
Специальная экспертиза предприятия представляет собой проверку выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
Для проведения специальных экспертиз лицензирующие органы создают аттестационные центры, которые получают лицензии на право их проведения. Аттестационные центры могут создаваться в органах власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в том числе в субъектах РФ.
Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия. Перечни вопросов, подлежащих проверке в ходе специальной экспертизы предприятия, определяются нормативно-методическими документами, утверждаемыми лицензирующими органами, а также программами специальных экспертиз предприятий, разрабатываемыми лицензирующими органами и утверждаемыми их руководителями.
В ходе специальной экспертизы проводится оценка готовности предприятия к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием этих сведений.
Оценка готовности предусматривает проверку:
- наличия нормативных актов и нормативно-методических до
кументов по режиму секретности, противодействию иностранным
техническим разведкам, защите информации от утечки по техни
ческим каналам;
- наличия и качества разработки предприятием документов,
регламентирующих организацию и порядок проведения на пред
приятии работ по защите сведений, составляющих государствен
ную тайну;
- наличия в структуре предприятия подразделения по защите
государственной тайны;
- наличия аттестованных объектов информатики (кроме орга
нов шифровальной службы).
Важными вопросами, подлежащими проверке при проведении специальной экспертизы, являются наличие необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите государственной тайны и уровень их квалификации. В ходе проверки этих вопросов оценивается готовность сотрудников предприятия выполнять следующие виды работ:
- определение охраняемых сведений, демаскирующих призна
ков предприятия и его производственной деятельности;
- проведение анализа возможностей технической разведки в
отношении предприятия в целях получения сведений, составляю
щих государственную тайну;
- выявление каналов утечки сведений, составляющих государ
ственную тайну;
- разработка мероприятий по защите сведений, составляющих
государственную тайну, и оценка достаточности этих мероприя
тий;
- аттестование рабочих мест по всему производственному цик
лу разработки и испытания продукции, товаров и предоставления
услуг, связанных с использованием сведений, составляющих го
сударственную тайну;
- контроль эффективности выполнения мероприятий по защи
те государственной тайны.
Результаты специальной экспертизы оформляются актом, который направляется руководителю лицензирующего органа и учитывается при принятии решения о выдаче лицензии.
Лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:
- предоставления лицензиатом соответствующего заявления;
- обнаружения недостоверных данных в документах, представ
ленных для получения лицензии;
- нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений
государственных органов или приостановления этими государствен
ными органами деятельности предприятия в соответствии сзако
нодательством РФ;
- ликвидации предприятия.
Сроки рассмотрения заявлений, проведения специальной экспертизы, порядок и сроки принятия решения о выдаче, аннулировании, приостановлении и возобновлении действия лицензии определяются Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государствен-
ную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляют лицензирующие органы.
Руководители и должностные липа лицензирующих органов в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение положений нормативных актов в области лицензирования деятельности предприятий, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Предприятия и их должностные лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несут ответственность за осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без лицензии, а также за нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление этого вида деятельности.