Доп. Особенности международного предпринимательства
Деятельность многих предприятий осуществляется не только в границах отдельных стран, но и связана с перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы за государственные границы, то есть с международным предпринимательством. Ныне на планете существует приблизительно 230 независимых стран, предприятия подавляющего большинства из которых ведут внешнеэкономическую деятельность.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия — это деятельность, связанная с перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы за границу, с осуществлением общих производственных операций с предприятиями
других стран.
Деятельность предприятий, связанная с перемещением товаров и услуг, а, следовательно, и денег, которые обслуживают эти операции, осуществляется в сферемеждународной торговли. К внешнеторговым принадлежат операции предприятия, тесно связанные с экспортом и импортом товаров и услуг. Перед тем, как заняться ими, предприятие должно:
- четко определить цель проведения таких операций;
- наиболее полно выявить свои экспортные возможности, которые зависят от конкурентоспособности продукции и объемов ее производства;
- провести комплексную оценку внешнеэкономической политики собственного государства и страны зарубежного партнера.
Следующем сферой внешнеэкономической деятельности предприятий является деятельность, связанная с перемещением национального капитала через границы, или экспорт и импорт капитала.Вывоз капитала — это его экспорт за границу и размещение с целью получения максимальных прибылен. Экспорт капитала осуществляют в двух основных формах — : предпринимательской и ссудной:
- вывоз предпринимательского капитала — это инвестиции в промышленность, транспорт, сельскохозяйственные, банковские предприятия и т. п. путем нового строительства или покупки уже существующих предприятия через механизм приобретения их акций. Таким путем образуется собственность за границей. При вывозе предпринимательского капитала инвестиции разделяют на:
- прямые, дающие возможность осуществлять контроль над предприятием (для этого достаточно приобрести до 10% акций);
- и портфельные, дающие право не на контроль, а лишь на получение прибыли). Вместе с ними предоставляют маркетинговые, управленческие, инжиниринговые услуги, осуществляют лизинговые операции, которые содержат определенные инвестиционные возможности;
- ссудный капитал вывозят в форме кратко- или долгосрочных ссуд и кредитов. Это дает возможность получать фиксированный доход в виде процента и не приводит к образованию за границей собственности.
Общую сумму капитала, который функционирует за границей, составляют иностранные инвестиции. Со временем их источник расширяется за счет капитализации добавочной стоимости, использования амортизационных отчислений, выпуска акций и др.
Основным субъектом вывоза капитала в современных условиях являются транснациональные корпорации (ТНК). К концу XX века активы 500 мощнейших ТНК составляли свыше 35 трлн. долл. В начале нового столетия активизировался процесс вовлечения в международное финансовое ; предпринимательство малых предприятий.
Важнымиособенностями вывоза капитала в современных условиях являются постоянное возрастание доли прямых инвестиций по сравнению с портфельными, направление основных потоков инвестиций в развитые страны мира и др.
Следующей важной формой межгосударственных хозяйственных связей выступаетмеждународная миграция рабочей силы — процесс перемещения наемных работников за границы страны с целью поиска новых мест 'работы и жительства. В ходе этого процесса формируется мировой рынок рабочей силы, который оказывает влияние как на международное, так и национальное предпринимательство отдельных стран.
В наше время ежегодно в поисках работы, лучших условий жизни мигрирует почти 25 млн. человек (в начале 80-х гг. прошлого века – до 20 млн. человек). Численность иностранных работников в США в середине 90-х гг. составляла приблизительно 7—8 млн., в странах Западной Европы - свыше 10 млн., в нефтедобывающих странах Ближнего Востока — почти 4 млн. человек.
Важной особенностью международной миграции рабочей силы в 90-е годы прошлого века стали как массовая миграция трудоспособного населения внутри стран СНГ, так и миграционные потоки из СНГ и развитые страны.
Например, по данным Федеральной миграционной службы МВД РФ в нашу страну ежегодно прибывает около 24 млн. иностранных граждан, , из них трудовую деятельность осуществляют до 3,5 млн. чел. Однако через базы данных этой службы проходит лишь 350 тыс. работников, остальные работают нелегально.
Все попытки перекрыть поток иностранной рабочей силы в нашу страну бесперспективны. Имея 13% мировой суши, заселенной всего 2,5% населения планеты, наша страна и имеет объективные условия для привлечения работников из ближнего и дальнего зарубежья:
- во-первых, действует мощный фактор внешнего миграционного давления;
- во-вторых, в России нарастают демографические проблемы. Так, если в 2000 году нехватку рабочих рук испытывали 6% предприятий, то в 2002 году - 27%.
Государство регулирует миграцию рабочей силы. Развитые страны мира стараются проводить такую иммиграционную политику, которая оказывала бы содействие привлечению иностранных работников с целью притока и использования наиболее трудоспособной, мобильной рабочей силы в расцвете физических и умственных способностей.
Государственное регулирование международной миграции рабочей силы — определенная совокупность форм и методов целенаправленного влияния на миграционное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям национальной экономики, прежде всего, расширенного воспроизводства крупного капитала.
В России в последние годы приняты новые законы (Федеральный закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), вводятся специальные миграционные карты, повышаются требования к отечественным работодателям, приглашающим иностранцев на работу. Чтобы получить такое разрешение с 2003 г. ему необходимо заплатить госпошлину в размере 3 тыс. рублей.
Кроме государственного, существует инадгосударственное регулирование миграции рабочей силы. Этот процесс в современных условиях базируется на правовых нормах и правилах, зафиксированных в документах международных организаций, прежде всего, Международной организации труда (МОТ). При этом государства, которые ратифицировали международные конвенций, признают приоритет международного права над национальным.
Важной формой международных хозяйственных связей являетсянаучно-техническое предпринимательство. Наиболее эффективно оно развивается в рамках Европейского Союза. С этой целью создается необходимая инфраструктура, финансируются, прежде всего, те виды научно-технических программ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которые необходимы для удовлетворения общих интересов стран союза.
В реализации этих программ могут принимать участие отдельные фирмы, компании.
Кроме международного предпринимательства, связанного с основными формами международных экономических отношений (мировой торговлей, вывозом капитала, международной миграцией рабочей силы), в рамках мирового хозяйства функционируют и развиваются отдельные формы общего предпринимательства. К ним принадлежат, прежде всего, свободные экономические зоны, технополисы, оффшорные компании и совместные предприятия.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — форма организации предпринимательской деятельности на определенной части территории страны, в границах которой устанавливаются особые правила экономической деятельности. Целями создания СЭЗ являются:
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание новых рабочих мест;
- освоение и внедрение в производство прогрессивных технологий;
- увеличение производства товаров как на экспорт, так и на внутренний рынок;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обмен передовым управленческим опытом и др.
В международной практике насчитывается свыше 20 разновидностей СЭЗ: таможенные, беспошлинные, экспортные, производственные, внешнеэкономические, совместные предприятия и т. п. Они могут быть как комплексными, так и определенного функционального типа: транзитные, таможенные, экспортные, банковские, туристические и др.
На территории СЭЗ действуют льготные налоги, таможенные, валютно-финансовые и прочие соответствующие условия деятельности как национальных, так и зарубежных субъектов предпринимательства. Составными элементами таких зон являются: свободные порты, беспошлинные составы, транзитные зоны и т. п.
Всего к концу 90-х -годов прошлого века, по оценкам специалистов, $ в 84 странах функционировало около 1200 СЭЗ различного рода, в том числе: около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные зоны, эколого-экономические районы, туристические центры и т. д.). На эти зоны приходится почти 120% общего мирового торгового оборота.
Для предпринимателей-инвесторов выгода от СЭЗ состоит в уменьшении затрат на рабочую силу, сырье, энергоносители и др.
Наиболее развитым типом СЭЗ являются технополисы.
Технополис — самая высокая форма интеграции производительных сил (в частности, человека, науки, техники, информации), венчурного капитала, финансово-кредитных институтов и государства в процессе международного предпринимательства с целью ускоренного развития как экономики регионов, так и отдельных стран на основе эффективного внедрения достижении научно-технического прогресса.
Основные структурные элементы технополисов: научно-исследовательские Институты, крупные компании, инвестиционные банки, венчурные предприятия, консультационные фирмы по проблемам управления, вычислительные центры, государственные органы. В узком значении технополисы — это центры новейших технологий.
Всего в мире существует свыше 300 технополисов, в том числе: во Франции - приблизительно 50, в Германии - 30, Японии и США - по 20. В странах СНГ их целесообразно создавать в границах свободных экономических зон. В России развивается система из 10 технопарков и технополисов, но их деятельность незначительна и в основном носит формальный характер.
Такая ситуация привела к тому, что отечественные предприниматели стремятся создавать предприятия за рубежом. Законодательство большинства стран мира признает право любых юридических и физических лиц независимо от их национальной принадлежности создавать компании различных форм собственности на их территории.
По оценкам специалистов, за рубежом сейчас действует несколько десятков тысяч компаний с российским капиталом. Прямые российские инвестиции оцениваются в размере от 15—20 млрд. до 100 млрд. долларов (без учета вложений физических лиц в недвижимость за рубежом и небольшие пакеты ценных бумаг). Отечественные предприниматели создали за рубежом до 60 тыс. оффшорных компаний, на счета которых зачисляется зачастую нелегально вывезенный из России капитал.
Основными формами инвестиций могут быть учреждение за рубежом новой компании со 100%-ным российским капиталом, в том числе:
- дочерней фирмы, зависимой компании, полностью самостоятельной компании;
- образование нового совместного предприятия с участием местного партнера;
- приобретение доли (пакета акций) в уже действующей за рубежом фирме;
- приобретение (поглощение) зарубежной компании;
- открытие представительства российской компании.
Оффшорный бизнес (от англ. off-shore — за берегом) — предпринимательство вне юрисдикции страны регистрации на территориях с льготным механизмом налогообложения для проведения финансово-кредитных операций с зарубежными партнерами в иностранной валюте.
Оффшорный бизнес получил распространение в середине 70-х годов прошлого века. К числуособенностей "оффшорных зон", делающих их привлекательными для зарубежных предпринимателей, относятся:
- налог на прибыль в "оффшорных зонах" (так называемых "налоговых гаванях") составляет бсзго 1—2%. Иногда вместо него обычно взимается ежегодный сбор, установленный в разных странах от 150 до 1000 долларов в год. Он не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов, дивиденды, банковский процент, платежи "роялти" и др. отсутствуют;
- в "налоговых гаванях" максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается. Личности владельцев фирм не подлежат разглашению. Раскрытие их имен может быть потребовано лишь в случае начала расследования по факту совершения уголовного преступления (мошенничества, незаконной торговли наркотиками и т. п.), однако и а этом случае имеются определенные гарантии — в некоторых "гаванях" акции могут выпускаться на предъявителя;
- в "оффшорных зонах" отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках. Они имеют право осуществлять и получать платежи в любой валюте без каких-либо ограничений;
- либеральность в отношении процедур управления фирмой. Управление зачастую осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца;
- большинство стран, использующих оффшорные технологии для привлечения капиталов, не считают нарушение налогового и таможенного законодательства уголовным преступлением. От фирм в "налоговых гаванях" не требуется предоставления отчета по ведению счетов, налоговых деклараций, внешний аудит не всегда требуется.
В современных условиях наиболее быстрой формой выхода предпринимательской структуры на международный уровень является создание совместного предприятия — предприятия, основанного на объединении ресурсного потенциала отечественного и зарубежного партнеров, а также на общем управлении производством и собственностью, в том числе распределении прибылей.
Такие предприятия создают с целью извлечения больших прибылей путем кооперации их производственной, сбытовой, научной деятельности, привлечения ресурсов из-за рубежа при изготовлении товаров и оказании услуг.
Дополнительными мотивами их создания являются:
- расширение действующих производственных мощностей и снижение на этой основе производственных затрат, а следовательно, укрепление конкурентоспособности продукции;
- достижение этой цели на основе углубления специализации и кооперации производства, ускоренного обновления ассортимента товаров и услуг;
- экономия капиталовложений по всему комплексу ресурсов (природных, материальных, трудовых, информационных) при создании новых мощностей;
- улучшение организационно-экономических отношений за счет обмена управленческим опытом и совершенствования маркетинговых исследований;
- ослабление рисков (производственных, сбытовых, инвестиционных и т- п.) в период ухудшения экономической конъюнктуры в своей стране;
- проникновение на новые рынки сбыта, доступ к новым источникам сырья, энергии и др.
Организационно-правовой формой СП являются: акционерные товарищества, общества с ограниченной ответственностью и прочие хозяйственные общества, а также предприятия, основанные на собственности физических лиц двух или нескольких стран. При этом предприятия-партнеры сохраняют свою юридическую самостоятельность.
В 2000 году в России действовало более 25 тыс. СП, в которых работало около 500 тыс. человек. На долю СП приходятся 8% экспорта и 12,7% импорта.
Фирмы с иностранными инвестициями работают заметно эффективнее отечественных предприятий.
К примеру, объем производства продукции в СП на одного работника т; почти в 3 раза выше соответствующего показателя на отечественных промышленных предприятиях, а фондоотдача - на 42%.