Рассмотрев основные проблемы реализации предпринимательской идеи, нужно принимать решение: покупать действующее предприятие, реорганизовать существующее или создать новое.
Схема 5.1. Методы создания предприятия
Финансисты при оценке кредитного риска банка считают в большинстве случаев наиболее эффективным приобретение предприятия. В то же время для создания ранее неизвестных товаров или услуг, освоения новой "рыночной ниши" более подходит реорганизация предприятия или создание нового.
С юридической точки зрения предприятие может быть создано:
- по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия-основателя, организации или трудового коллектива на основе действующего законодательства, а также вследствие принудительного раздела другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством;
- путем выделения из состава действующего предприятия по решению его трудового коллектива с согласия собственника или уполномоченного им органа. В этом случае за новыми предприятиями сохраняются правоприемные обязательства.
Но любой из этих вариантов требует кадрового, материального и финансового обеспечения, то есть эффективных предпринимательских решений в отношении привлечения человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Предпосылки таких решений готовятся предпринимателем в процессе формирования бизнес-плана. Но данной работе предшествует анализ проблем изыскания начального капитала.
Начальный капитал — сумма денег, ценных бумаг или материально-вещественных ценностей, необходимых предпринимателю для открытия собственного дела, создания предприятия по производству товаров, услуг.
Начальный капитал неодинаков в разных странах, отдельных сферах и отраслях народного хозяйства.
Так, в США его средняя величина в начале 90-х годов прошлого века составляла приблизительно 20 тыс. долл., в Канаде — 12,5 тыс. долл. В нашей стране эта сумма намного меньше. Так, для «челночного бизнеса» (покупка товаров в других регионах или странах по низким ценам и перепродажа их в России), которым в конце 90-х годов XX века занималось несколько миллионов человек, достаточно было иметь до 3 тыс. долл. В сфере услуг в России одно рабочее вместо в конце 90-х годов стоило от 5 тыс. долл. США, а в производстве товаров - немного больше.
Начальный капитал включает и так называемый"стартовый" компонент (капитал), то есть расходы, связанные с подготовкой производства товаров или услуг. Они включают в себя определенные затраты на создание собственного предприятия:
- его регистрацию (уплата регистрационного сбора);
- оплата подготовки учредительных документов;
- услуги нотариуса;
- открытие расчетного счета в банке;
- изготовление эскиза печати, штампов, товарного знака;
- получение кодов деятельности;
- разрешение милиции на изготовление печати и штампов;
- услуги чиновников (взятки) и др.
На этом этапе финансовое планирование проводится в рамках разработки бизнес-плана.
Чрезвычайно важными для будущих предпринимателей являются точная информация бизнес-плана обимуществе предприятия, в частности, об источниках его формирования. Имущество предприятия составляют его основные и оборотные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия. Основными источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и материальные взносы учредителей;
- доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, в т. ч. от операций с ценными бумагами;
- кредиты банков и других кредиторов;
- средства из бюджетов разных уровней.
Одним из важнейших средств формирования начального капитала являютсясбережения домохозяйств. Количественно такие сбережения представляют собой разность между доходами семьи и потребительскими затратами. Соотношение между этими показателями еще называют нормой сбережений, которая сильно влияет на предпринимательскую активность в стране.
Среди развитых стран мира высочайшая норма сбережений — в Японии. Так, в 1990 году этот показатель составлял там 14,4% личного дохода и был в б раз больше, чем в США. В России сейчас почти II 90% домохозяйств находятся на грани выживания, следовательно, не делают никаких сбережений.
На любом предприятии должна действовать финансовая стратегия, которая реализуется в финансовых планах, позволяющих на начальном этапе деятельности решить две основные задачи:
- какие средства необходимы для того, чтобы начать предприятие?
- какие средства необходимы для работы предприятия в течение 3-х месяцев? каковы их источники?
Определив объем и источники инвестирования, предприниматель принимает решение о создании предприятия. В его основе лежат механизмы определения доходности инвестирования и анализа безубыточности. Доходность инвестирования связана с сроком окупаемости и дисконтированием дохода. Срок окупаемости инвестиций определяется отношением суммы первоначальных инвестиций к ежегодным денежным доходам от реализации предпринимательской идеи.
Но в условиях инфляции его определение невозможно без применения коэффициента дисконтирования (Кд). Он определяется по формуле:
где: П — отношение банковской кредитной ставки к 100;
n — количество лет инвестирования.
Эффективность инвестирования определяется отношением суммы дисконтированного дохода к сумме дисконтированного расхода. Реализация предпринимательской идеи считается эффективной, если этот коэффициент больше единицы.
Эту эффективность отражает и коэффициент прибыльности. Он предполагает определенияточки безубыточности, которая показывает уровень производства и продаж, при котором финансовые поступления покрывают расходы на производство. В этой точке оно становится безубыточным, но и прибыли еще не дает.
Права предпринимателей регламентируются законодательством, с одной стороны, а с другой — обычаями делового оборота, то есть применяемыми в какой-либо области предпринимательской деятельности правилами поведения.