Предложения по разработке товара ассортимента новой продукции
При этом каждый информационный источник дает предпринимателю "пищу" для раздумий и наталкивает его на какую-либо идею.
Каждому предпринимателю приходится задумываться над проблемой 1) накопления, 2) отбора и 3)сравнительного анализа идей. Хотя каждый предприниматель избирает свою собственную линию профессионального поведения, тем не менее в общих чертах концепция технологии накопления, отбора и сравнительного анализа идей используется почти всеми предпринимателями. Что представляет собой эта концепция? Прежде всего, как мы уже отмечали, эта концепция включает в себя три момента.
В о – п е р в ы х, предприниматель осуществляет накопление идей, которые могли бы (при их более детальном анализе) составить предмет его предпринимательской активности. Накопление идей — результат осмысления окружающей действительности: и рынка, и рыночной ситуации, и поведения потребителей, и уровня развития науки, техники и технологии, т.е. анализ информации:
А) о рынке и его потребностях (предприниматель пытается, выявить существующий на рынке дефицит и прибыльность своих усилий по возможной ликвидации такого дефицита);
Б) о появлении новых технологий, материалов и методов производства (интеллектуальные методы формулирования новых предпринимательских идей, когда "работа ума" настроена на поиск конкретных форм совмещения, с одной стороны, имеющихся достижений науки, техники и технологии, а с другой — возможностей производства новых товаров);
В) о существующих структурных или географических "разрывах" в
обеспеченности каким-то определенным товаром. При использовании этого метода предприниматель подвергает анализу:
- процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы;
- источник и "маршрут" продвижения товара от производителя к потребителю;
- форму предложения товара потребителю.
Целью такого анализа выступает поиск путей интегрирования в ту или иную отрасль, используя "разрыв" в процессе производства — структурный ("...Это производится, это — тоже, а вот это не производится...") или географический ("...Это производится в нашей стране, это — тоже, а вот это ввозится из-за рубежа, почему?"). Если в случае обнаружения разрыва предприниматель сумеет найти возможность сформулировать идею и реализовать ее в соответствующей форме, это означает, что он сумел интегрироваться в процесс производства.
Г) о новой возможности применения уже производимого товара или продукта.
Источником формирования новых идей довольно часто выступает уже производимый товар, который может при определенных условиях использоваться в иных (в отличие от традиционных) целях. Лидерство в этом смысле сохраняется, конечно же, за наукоемкими производствами или товарами высоких технологий. Именно для этих товаров существуют довольно широкие возможности использования и сферы применения. Но и в отношении привычных товаров можно нередко утверждать о наличии подобных возможностей. К примеру, вначале производился просто творог, а потом творог с наполнителями — клубничным, малиновым и т. д.
Д) о не осознанных самим потребителем и пока не удовлетворяемых потребительских запросах, угадываемых предпринимателем. Этот метод формулирования предпринимательских идей чаще всего связан со стремлением производить и поставлять на рынок новый (или для данного рынка, или вообще для потребителя) товар
В о - в т о р ы х, он ведет отбор конкретных идей из накопленного объема. Отбор осуществляется по разным критериям в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится сам предприниматель. Такими критериями могут быть:
• эффективность идеи (реализация, к примеру, идеи А обещает чистую прибыль в размере 1 млн. руб. в месяц, а идеи Б — 2 млн. руб.);
• перспективы завоевания прочного положения на рынке (допустим, с товаром А можно завоевать 10% рыночного сегмента, а с товаром Б — 25%);
• длительность подготовительного периода, т. е. периода от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи (реализация идеи А потребует длительного периода продолжительностью 6 месяцев, а идеи Б — 1,5 месяца);
• размер требуемого капитала и возможности его инвестирования (с выбором источников капитала) (к примеру, идея А потребует инвестиций в объеме 100 тыс. руб., которыми предприниматель обладает сам, а идея Б — инвестиций в размере 1 млн. руб., 900 тыс. из которых будет составлять заемный капитал;
• степень доступности оборудования, требуемого для организации производства (к примеру, для реализации идеи А необходимо закупить оборудование за рубежом, а для идеи Б оборудование может быть приобретено у партнера в том же городе, где осуществляет свою деятельность предприниматель);
• доступность требуемого сырья в необходимых количествах;
• наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
Можно продолжить этот ряд критериев, но в каждом данном случае их выбор и важность будут зависеть от конкретной ситуации. Для получения более наглядного представления о работе по отбору предпринимательских идей можно воспользоваться таблицей по отбору предпринимательских идей, которая приводится ниже (табл. 3.1).
Таблица 3.1