Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах:
• нотариальная защита
• защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
• урегулирования споров в претензионном порядке
Нотариальная защита.защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.
Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:
1. посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем;
2. посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т. д.).
Защита прав предпринимателей в третейских судах.рассмотрения споров в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду. На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств.
третейские суды:
• создаваемые для рассмотрения конкретного спора; (третейские суды создаются самими сторонами)
• постоянно действующие третейские суды, (могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. Д)
Разрешают спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи.
Претензионный порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если претензионный порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен претензионный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, федеральными законами «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О почтовой связи» и др.
19. Государственные, муниципальные образования в их органы.
Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности*(256).
Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность - не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия.
Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует:
а) как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);
б) как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и соответственно выражающая интересы республики;
в) в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий;
г) в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий.
Все указанные территориальные единицы являются субъектами РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируется ст. 71-73 Конституции РФ.