Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.
К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рек-ламы и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей.
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
ü ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
ü ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
ü «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами следует понимать:
ü меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера;
ü основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
ü деятельность общественных и негосударственных институтов;
ü деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. [6]
Как отмечалось в источнике [11], критерии конкурентоспособности предприятия следует рассматривать как факторы конкурентоспособности товара, оцениваемой с позиции потребителя. К этим факторам (рис. 15) относятся:
— производственные;
— рыночные;
— сбытовые;
— сервисные.
Американской маркетинговой фирмой «А. С. Нильсен» в 70-х гг. была проведена [12] оценка конкурентных возможностей производственной фирмы с помощью простой семантической шкалы: «выше среднего», «средняя» и «ниже среднего». Производственные возможности по данной методике оценивались по трем показателям: 1) оборудование и персонал; 2) сырьевые ресурсы; 3) инженерно-технические знания и опыт персонала.
За прошедшие десятилетия уровень управления предприятием значительно вырос, а система оценочных показателей существенно усовершенствовалась.
Конкурентноспособность отрасли |
Конкурентоспособность предприятия |
КТ |
Сбытовые фактры |
Внутренние факторы |
Производственные факторы |
Сервисные факторы |
КТ |
Внешний рынок Вынешнерыночные факторы |
КТ |
Конкурентоспособность страны |
КТ — конкурентоспособность товара;
макроэкономические факторы;
микроэкономические факторы
Рисунок 15 - Факторы конкурентоспособности товаров в системе рыночной экономики
Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок примет конкретный товар? Частичный ответ на этот вопрос производитель должен дать еще на стадии проектирования нового товара. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка и при поиске новых рынков сбыта.
Рыночные факторы — это предмет дисциплины «Маркетинг». Поэтому они будут рассмотрены достаточно кратко и только в части их количественной оценки в рамках общей оценки конкурентоспособности товаров.
Сбытовые и сервисные факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Действие их нужно учитывать изготовителям и посредникам — субъектам канала распределения, осуществляющим продвижение товара от изготовителя к потребителю.
Сбытовые факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные факторы, — на конкурентоспособность товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию и технологию нового товара, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт или найти квалифицированных торговцев, то фирму ждет неудача. Плохо организованная дилерская сеть, установление торговцами завышенных торговых скидок или наценок могут свести на нет с большим трудом добытую прибыль.
Маркетинговая фирма «А. С. Нильсен» (США) предложила три сбытовых фактора:
1) увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции;
2) создание разветвленной дилерской сети;
3) рекламное обеспечение.
Указанный перечень следует пополнить еще тремя факторами:
1) форма расчета с поставщиком;
2) транспортабельность товара;
3) надежность поставки.
По методике фирмы «А. С. Нильсен» фактор «увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции» повышает конкурентоспособность товара, если товар дополняет существующий неполный ассортимент. В этом случае его производство содействует сбыту остальной продукции. Если новое изделие плохо увязывается с существующим ассортиментом, то его продажа приведет к уменьшению спроса на остальную продукцию.
Создание разветвленной дилерской сети — также весомый фактор конкурентоспособности. Конкуренты стремятся обезопасить свой бизнес созданием разветвленной сети реализации продукции. Этот фактор будет содействовать повышению конкурентоспособности в том случае, если сбыт полностью обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специалистов по сбыту. Влияние фактора будет отрицательным, если для сбыта товара требуются дополнительные каналы, серьезные изменения в штате и подготовке менеджеров по сбыту.
Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства нового товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия, особенно такими методами, которыми фирма владеет лучше. В случае равенства нового товара по качеству с конкурирующими товарами оценка фактора будет низкой, если постановка рекламной работы в компании находится на более низком уровне, чем у основных конкурентов.
Форма расчета с поставщиком товара предполагает наличный расчет, безналичный расчет, предоплату. Финансовые возможности магазинов в ряде случаев не позволяют закупать товары у поставщиков (изготовителей), отпускающих товары на условиях предоплаты партии товара.
Транспортабельность товара определяется широким набором показателей. Это объясняется разнообразием продукции, способов и средств ее транспортирования. Большая часть показателей является стоимостными, например издержки на транспортирование, и влияет на цену потребления. В основу транспортабельности может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.
Надежность поставки является важным условием овладения рынком.
Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как предприятий-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.
В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги предприятий розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания.
К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся:
1) условия приобретения товара и форма его оплаты;
2) демонстрация сложнотехнического товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать пищевой продукт;
3) подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.