Предпринимательская идея.(билет №14)
Предпринимательство без идеи не может ни существовать, ни тем более развиваться. Понятие идеи, как таковой, может трактоваться по- разному. В частности, под предпринимательской идеей можно понимать потенциальную возможность и необходимость собственной самореализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения потребностей других. Исходя из этого, любой предприниматель прежде чем сформулировать идею должен осознать, что, прежде всего следует выявить неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности, а потом разработать схему как эту потребность можно удовлетворить. Очевидно, что процесс генерации идей или, в прочем случае, творческое восприятие чужих идей – творческий процесс, возможность осуществить который должна быть присуща предпринимателю. Существует мнение, что генерация предпринимательских идей не может быть чисто профессиональной деятельностью, поскольку первоначальное решение о создании предприятия, реализации своих планов вида принимает сам предприниматель или группа предпринимателей, а не наемные работники. Разумеется, для оценки, анализа возникшей предпринимательской идеи могут быть привлечены специалисты-консультанты, или специалисты, которые затем смогут наемными работниками данного предприятия.
Любая идея после ее тщательной проработки и оценки должна позволить предпринимателю сформулировать систему целей, достижение которых даст возможность реализовать предпринимательскую идею.
Можно выделить общие требования к целям, являющимся этапом реализации предпринимательских идей:
- цель должна быть четкой и ясной, конкретно отражающей результаты, которые предполагается получить;
- цель не должна быть слишком абстрактной, отдельной от ежедневной деятельности предприятия и работников предприятия, следует контролировать ее в комплексе мероприятий, реализация которых будет приближать к достижению целей;
- должен быть определен приоритет целей, причем как нематериальные, так и материальные ресурсы следует в дальнейшем определить в пользу самых важных целей;
- из предыдущего утверждения следует, что цель должна быть соизмерима с потенциальными возможностями создаваемого предприятия.
Перед начинающим предприятием может встать вопрос: достаточно ли сформулировать и разработать одну удачную предпринимательскую идею и эксплуатировать ее годами или нужно постоянно находиться в поиске, модифицируя первоначальную идею или даже практически заменяя ее другой? Однозначно ответа на данный вопрос, по нашему мнению, нет. Известны примеры достаточно долгой эксплуатации успешной предпринимательской идеи с минимальными модификациями, но в большинстве случаев предприниматель должен постоянно исследовать потребности, интересы, желания своих потенциальных покупателей, чтобы корректировать в соответствии с этим ассортимент выпускаемой продукции оказываемых услуг, или осваивать выпуск новых видов продукции.
Предпринимательские идеи нередко классифицируют на реальные и нереальные, удачные и неудачные, эффективные и убыточные. Причем, заметим, что идея может быть эффективной, т.е. позволять предпринимателю получать прибыль, но неудачной с его точки зрения, т.к. проектируемая прибыль окажется гораздо меньше, чем предприниматель желал бы иметь, создавая данное предприятие.
Нередко у предпринимателя может возникнуть несколько идей приложения своих предпринимательских способностей – в этом случае необходимо рассмотреть преимущества и недостатки этой идеи, в первую очередь с точки зрения размера получаемой прибыли, перспектив существования предприятия, интересов и возможностей самого предпринимателя. Можно выделить следующие стадии формулировки, анализа и использования идей:
1) выбор источника возникновения новых предпринимательских идей;
2) анализ идей с целью оценки их эффективности;
3) разработка проектов реализации предпринимательской идеи.
Первая стадия - формирование новой идеи можно представить как процесс построения новой комбинации, системы логических умозаключений, основанных, как правило, на новой информации. Таким образом, источником формирования идеи – это информация, использование и развитие которой может привести к удовлетворению новых потребностей путем производства новой продукции, или новых вариантов уже знакомой продукции. Источниками возникновения предпринимательских идей могут быть следующими:
1) Анализ товарного рынка, его конъюнктуры, с целью выявления возможного дефицита продукции, причиной которого может быть как выпуск продукции в недостаточном количестве в данном районе, сложности с доставкой товара из другого района. Также в результате анализа рынка можно выявить, что товар на рынке присутствует, но не отечественного производства и поэтому дорогой, либо, наоборот дешевый, но некачественный.
Следует добавить, что анализ товарного рынка, как источник предпринимательской идеи используется множеством предпринимателей, особенно, это характерно для начинающих, не имеющих большого опыта или знаний предпринимателей.
2) Еще одним источником предпринимательских идей могут являться результаты научных исследований, достижения в сфере техники.
В этом случае предприниматель может добиться значительных успехов, предлагая на рынке новые виды продукции.
3) Новые, неприменяемые ранее свойства товара также могут являться источником предпринимательских идей. Существуют товары, способы применения которых сложились традиционно, но проявив определенное творческое мышление можно найти новые возможности использования этих товаров, их модификаций или применение их в комплексе с другими товарами.
4) Источник возникновения предпринимательской идеи, основанный на выявлении потребностей, не осознаваемых самими покупателями, требует от предпринимателя более высокого профессионализма, опыта, интуиции, а также возможно проведение заранее разработанных и дорогостоящих исследований. Идея, источником которой является выявление неосознанных потребностей, может позволить предпринимателю получить довольно большую прибыль, но при этом возрастает и риск, если потребность выявлена недостаточно точно или спрос на товар, удовлетворяющий эту потребность недостаточно интенсивен.
Вторая стадия процесса разработки и реализации идеи – это анализ идей, обоснование второй идеи с точки зрения экономической эффективности, без которого не следует предпринимать попытки реализовать идеи. На данной стадии имеет значение, какую цель преследует предприниматель. Например, если предприниматель желает обязательно получать прибыль не ниже, чем другие предприятия – особое внимание следует уделить предварительным расчетом нормы прибыли. Если для предпринимателя важно вообще быть предпринимателем, а не наемным работником, но сам факт получения прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности уже может считаться положительным результатом.
Если для предпринимателя важно, чтобы вложение средства быстрее можно было возместить – тогда особое внимание следует обратить на срок окупаемости капитальных вложений.
Учитывая вышесказанное, основными показателями, позволяющими предварительно оценить жизнеспособность и эффективность идеи, являются:
- норма прибыли, суть которой есть соотношение прибыли и авансируемого капитала, выраженное в процентах;
- срок окупаемости;
- потребность в первоначальном капитале;
- возможный объем производства продукции и его реализации на рынке.
Третья стадия - разработка проекта реализации предпринимательской идеи предполагает определение основных этапов, позволяющих осуществить идею:
- следует решить, кто будет заниматься реализацией проекта, отвечать за результаты;
- далее следует уделить достаточно внимания решению таких вопросов, как:
· размещение производственных мощностей, виды необходимого оборудования, машин и т.д., приобретение необходимой документации;
· приобретение необходимого сырья, материалов, комплектующих (т.е. какие виды сырья необходимо приобрести и где найти поставщиков);
· поиск необходимых специалистов и отбор работников, а также условия их оплаты;
- важной проблемой также является поиск необходимых денежных средств, для вложения в основной и оборотный капитал;
- не менее важным представляется вопрос разработки организационной структуры предприятия, характеристики особенностей системы управления;
- и, наконец, нельзя обойти вниманием такие вопросы как сбытовая и ценовая политика предприятия.
Все эти этапы на данной стадии разработки предпринимательской идеи не являются окончательными и не дублируют разработку непосредственно бизнес-плана, но они позволяют сделать вывод: следует ли заниматься реализацией предпринимательской идеи или она уже даже по предварительным расчетам не отвечает предъявляемым требованиям. Если предварительный расчет показывает, что идею следует реализовать для более детальной ее проработки, а также для того, чтобы предусмотреть все мероприятия, связанные с реализацией идеи рекомендуется разработать бизнес-план.
Содержание бизнес- плана.(билет №15)
Раздел 1. Резюме.
Данный раздел представляет собой краткое изложение остальных разделов бизнес- плана, поэтому разрабатывается либо после составления всех других разделов бизнес- плана, либо в течение составления других разделов, в последнем случае раздел «Резюме» в итоге корректируется, в него вносятся необходимые изменения. Исходя из вышесказанного, в данном разделе должна быть определена следующая информация:
- пути и способы достижения поставленных целей;
- краткая характеристика производимой продукции, рынок, на котором ее планируется реализовать;
- отличительные особенности производимой предприятием продукции от подобной продукции конкурентов, если предполагается производить разновидность уже имеющегося на рынке товара;
- обоснование того, что покупатели будут заинтересованы приобретать продукцию создаваемого предприятия;
- прогнозируемые объемы продаж на несколько лет;
- перечень мероприятий, которые следует осуществить, чтобы организовать производство и сбыт продукции или оказания услуг;
- перечень необходимых ресурсов для осуществления деятельности предприятия, размер средств, связанных с приобретением ресурсов и источники их получения;
- размер затрат на производство товаров или оказания услуг;
- размер ожидаемой выручки от продаж товаров;
- размер прогнозируемой прибыли, предполагаемые показатели рентабельности, нормы прибыли на вложенный капитал;
- срок осуществления проекта и срок окупаемости вложенных средств;
- область использования результатов деятельности создаваемого предприятия;
- оценка риска, связанного с созданием и функционированием предприятия.
Резюме должно быть составлено таким образом, чтобы результатом изучения раздела «Резюме» потенциальным инвестором, партнером было предварительное решение о сотрудничестве с предпринимателями- учредителями предприятия. Для этого следует излагать информацию в четкой, доступной форме, подкрепляя планы и прогнозы расчетами.