Факторы обеспечения конкурентоспособности

Существуют объективные процессы, развивающиеся внутри компании и во внешней среде, которые влияют на конкурентоспособность каждого участника рынка и определяют способы ее достижения, поддержания и повышения.

Такие объективные процессы, выступающие в качестве движущих сил конкуренции, часто называют факторами обеспечения конкурентоспособности, которые можно определить как явления и процессы социально-экономической среды и производственно-хозяйственной деятельности компаний, выступающие в качестве движущих сил конкуренции в конкретной отрасли или на рынке конкретного товара.

В соответствии с указанным определением:

- факторы обеспечения конкурентоспособности компании носят объективный характер;

- факторы обеспечения конкурентоспособности компании различны для разных рынков и отраслей, как с точки зрения их приоритетности, так и в количественном и качественном аспектах;

- учет и использование факторов обеспечения конкурентоспособности в качестве движущих сил конкуренции является обязательным условием достижения компанией конкурентоспособности в отрасли (на рынке);

- конкурентные преимущества, достигаемые компанией, определяются степенью эффективности использования факторов обеспечения
конкурентоспособности в данной отрасли или на данном рынке.

Можно рассматривать факторы обеспечения конкурентоспособности в контексте следующей классификации:

области обеспечения конкурентоспособности;

факторы обеспечения конкурентоспособности;

способы обеспечения конкурентоспособности;

методы и методики, применяемые для обеспечения конкурентоспособности.

Области, факторы и способы повышения конкурентоспособности

Предприятия (внешние)

Области Факторы Способы обеспечения конкурентоспособности
Структура рынка Участие в международной торговле Выход и удержание позиций на международном рынке
Деятельность в смежных секторах Диверсификация продукции
Производство конечной продукции
Региональный профиль компании Диверсификация региональной деятельности с целью снижения климатических, экономических и административных рисков
Регуляторы Государство как участник рынка Участие в союзах, компаниях и прочих объединениях, функционирующих с участием или под эгидой государства
Государство как регулятор внешнеторговых отношений Лоббирование собственных интересов государственных органов
Государство как гарант
Правовое поле
Конкуренты Знание конкурентов и их стратегий Классификация и изучение существующих конкурентов
Потребители Качество поставляемого на рынок продукта Повышение качества и усиление тем самым его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках
Удовлетворение конечного потребителя Создание и поддержание качества конечной продукции
Интеграция Вертикальная интеграция компании Прямая и обратная интеграция в масштабе, позволяющем гарнировать устойчивость поставок сырья
Горизонтальная интеграция компании Межрегиональная и внутрирегиональная интеграция горизонтального профиля с масштабах, позволяющих получить и удерживать конкурентные преимущества


Области, факторы и способы повышения конкурентоспособности предприятия (внутренние)

· Стоимость

Производственные и непроизводственные издержки

Оптимизация издержек на всех этапах создания продукта

Эффективность организационных структур

Оптимизация организационной структуры предприятия и его дочерних предприятий

· Ресурсы

Материальные ресурсы - Непрерывное обеспечение потребными материальными ресурсами высокого качества,

Финансовые ресурсы - Доступ к рынкам финансовых ресурсов.

Человеческие ресурсы - Отбор и подготовка специалистов необходимого профиля.

· Инновации

Уровень развития НИОКР на предприятии - НИОКР, позволяющие обеспечить высокое качество и разработку эффективных технологий производства металлопродукции

· Эффективность внедрения инновации - Создание механизма внедрения инновационных технологий в рамках системы обеспечения качества или иной системной деятельности компании

· Продвижение

Бренд, марка- Создание и продвижение узнаваемого бренда фирмы и товарных марок

· Управление потенциала ее будущей конкурентоспособности

Качество управления компанией,

Стратегия развития.

Для более полного анализа предприятия с точки зрения его текущей и перспективной конкурентоспособности рядом исследователей вводится понятие потенциала конкурентоспособности предприятия на рынке.

Повышение конкурентоспособности предприятия можно рассматривать как наращивание его потенциала конкурентоспособности плюс эффективное использование этого потенциала.

Под потенциалом конкурентоспособности предприятия понимается:

- совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс;

- совокупность различных ресурсов, взаимосвязей и возможностей развития, позволяющих предприятию эффективно функционировать и приспосабливаться к условиям рыночной среды с целью завоевания устойчивой конкурентной позиции;

- реальную и потенциальную способность предприятия разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

Можно рассматривать потенциал конкурентоспособности предприятия как единство следующих элементов:

- факторы повышения конкурентоспособности;

- резервы повышения конкурентоспособности компании;

- конкурентная стратегия компании.

Потенциал конкурентоспособности предприятия можно определить как его способность обеспечить и поддерживать уровень конкурентоспособности, необходимый для достижения устойчивости бизнеса, в том числе (в зависимости от его конкурентной стратегии) для сохранения и расширения доли на рынке, максимизации прибыли, создания условий для экспансии на смежные рынки и т.д.

Резервы можно рассматривать как неиспользованные возможности развития субъекта хозяйствования: обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда; эффективным использованием сырья, материалов, умением максимально воспользоваться рыночной ситуацией и формальными условиями деятельности. В этом аспекте представляют особый интерес:

- потери, обусловленные нерациональным использованием собственного потенциала;

- новые возможности, порождаемые развитием техники, технологии, передового опыта, способов хозяйствования, изменяющимися рыночными и нерыночными условиями деятельности.

Резервы конкурентоспособности предприятия связаны, прежде всего, с неиспользованными возможностями существующей рыночной ситуации, которая определяется основными характеристиками самого рынка и теми условиями деятельности, которые устанавливает государство как в области законодательной и нормативной базы, так и в сфере экономических взаимоотношений его с субъектами хозяйствования.

Процесс превращения потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности в реальную действительность составляет содержание использования этих резервов.

Крайне важна роль стратегии в потенциале конкурентоспособности. Конкурентная стратегия по существу является движущей силой, обеспечивающей использование благоприятных внешних и внутренних факторов конкурентоспособности и превращение резервов компании в действующие ресурсы.

Содержание потенциала конкурентоспособности показано на рис. 1

Факторы обеспечения конкурентоспособности - student2.ru

Рис 1. Содержание потенциала конкурентоспособности компании

Деятельность предприятия, направленная на повышение его конкурентоспособности на рынке, по существу представляет собой деятельность по управлению потенциалом конкурентоспособности компании и имеет в основе три элемента:

1) Оценку (характеристика) рынка;

2) Оценку (характеристика) компании;

3) Разработку и реализацию конкурентной стратегии.

В схематичном виде содержание деятельности компании, направленной на повышение ее конкурентоспособности на рынке, показано на рис. 2.

Можно выделить шесть ключевых областей обеспечения конкурентоспособности вертикально-интегрированной компании в современных экономических условиях России.

Это обеспечение: - ресурсное; организационное; научно-техническое; маркетинговое; правовое; политическое.

Первые три области обеспечения относятся к внутренней деятельности компании, а последующие три - связаны с внешней средой.

В схематичном виде области обеспечения конкурентоспособности предприятия (комплекса) и основные направления деятельности показаны на рис. 3.

Факторы обеспечения конкурентоспособности - student2.ru

Рис 2. Содержание деятельности предприятия (комплекса), направленное на повышение ее конкурентоспособности на рынке

Факторы обеспечения конкурентоспособности - student2.ru

Рис. 3. Области обеспечения конкурентоспособности предприятия (комплекса)

Обеспечение конкурентоспособности в рассмотренных областях реализуется с помощью организационно-экономического механизма предприятия, который, включает следующие элементы:

· Механизм функционирования внутренних процессов.

· Механизм управления ресурсами предприятия.

· Механизм работы на рынке.

· Механизм функционирования предприятия как развивающейся системы.

· Информационный механизм предприятия.

Организационно – экономический механизм повышения кокнурентоспособности вертикально-интегрированной компании, каковой показан на рис. 4.

Необходимо отметить, что эффективное функционирование организационно-экономического механизма возможно только при наличии:

· сформулированной миссии компании и стратегии ее развития;

· механизмов управления конкурентоспособностью предприятия;

· нахождения эффективных вариантов консолидации сил и средств на низовом уровне хозяйственной иерархии, где роль промышленного предприятия достаточно велика.

Факторы обеспечения конкурентоспособности - student2.ru

Рис. 4. Организационно – экономический механизм повышения конурентоспособности

вертикально-интегрированной компании,

Характерное для современных условий нарастание конкуренции на рынке промышленного производства требует применения интегральных подходов к построению новых систем управления предприятиями.

В стратегическом плане развитие предприятия рассматривается с точки зрения совершенствования технико-технологической и организационно-экономической составляющей. При этом конкурентоспособность предприятия проецируется через тесную взаимосвязь влияющих факторов и оказывает воздействие на экономическую структуру производства.

Существующие подходы к категории «конкурентоспособность» сводятся к трем направлениям:

во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных результатов;

во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности;

в-третьих, возможность и способность противостоять конкурентам.

Конкурентоспособность на практике часто заменяется понятием финансового состояния предприятия, его платежеспособностью. Однако факторы финансовой составляющей часто оказываются ничтожно низкими, если отсутствуют факторы организационного стратегического характера, оценка которых влияет существенным образом на весь ход развития экономических отношений конкретной сферы бизнеса.

Предприятие может иметь довольно высокий уровень развития технологии, трудовые ресурсы высокой квалификации и при этом низкий уровень финансового потенциала, который является результатом неправильно разработанной стратегии ведения конкурентной борьбы или других управленческих решений.

Исходя из этого, характеристику конкурентоспособности можно дать как возможность выполнения контрактно-договорных отношений в условиях жесткой конкуренции, распространяющуюся на три уровня (см. таблицу 1): микроуровень, мезоуровень, макроуровень; что дает в свою очередь дополнительные возможности для раскрытия имеющихся резервов на каждом из этих уровней.

Характеристика уровней конкурентоспособности

Таблица 1

Уровень конкурентоспособности Объект или субъект конкурентоспособности Некоторые факторы конкурентоспособности
Товарный Товары (работы, услуги) · Качество продукции, соответствие нормам и стандартам. · Цена. · Соответствие потребительскому спросу.
Микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма) · Сравнительная конкурентоспособность продукции. · Эффективность производственной деятельности. · Финансовые показатели деятельности. · Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля.
Мезоуровень Объединение предприятий, отрасли · Внутренняя структура отрасли. · Влияние внешней среды. · Конкурентоспособность отдельных элементов. · Взаимодействие между элементами системы.
Макроуровень Конкурентоспособность в мире. Конкурентоспособность в стране. · Инвестиционный климат. · Научно-технический уровень. · Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом. · Конкурентоспособность в мировом масштабе.

Необходимость управления конкурентоспособностью промышленного предприятия на каждом уровне обуславливается рядом факторов:

- уровнем риска инвестиционного проекта, от которого в значительной мере зависит конкурентоспособность как продукции, так и в целом реализация всего проекта промышленного производства. При этом основной акцент делается на показатели экономической эффективности конкурирующей продукции;

- ценовой политикой, базирующейся на количестве выпускаемой продукции и ее социально-экономической ценности для потребителя;

Выводы по решению задачи по обеспечению конкурентоспособности промышленных предприятий, сводятся к следующему:

- Уровень конкурентоспособности предприятий определяется уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции и удельными затратами используемых ресурсов, эффект использования которых зависит от техническо-организационного и инновационного потенциалов.

- Сущность конкурентоспособности предприятия заключается в его проектировать, вырабатывать и реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам является более привлекательной для потребителей, чем продукция его конкурентов.

- Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий можно сгруппировать таким образом: во внутренней среде – потенциал производства, потенциал развития, инвестиционный потенциал; во внешней среде – конкуренты, потребители, контактные аудитории, поставщики, научно-техническая среда, политическая среда, экономическая среда, естественная среда, культурная среда, территориальное расположение.

- Рекомендуется оценку конкурентоспособности предприятий следует осуществлять на трех уровнях: на уровне предприятия – для определения приоритетных направлений инвестирования и организации системы непрерывного процесса управления; на уровне банковской системы – для определения финансового состояния и эффективности деятельности; на региональном уровне – для формирования эффективных антикризисных мер.

Наши рекомендации