Тема 10. Реализация стратегии и стратегический контроль за исполнением стратегии.
1. Охарактеризовать основные условия успешной реализации стратегии в компании.
1. Ментально-информационное обеспечение. У менеджеров всех уровней до начала реализации должно быть по сути единое и целостное представление о реализации конкретной общей стратегии данной компании. Причем особенно четко и "управленчески-технологично" им необходимо представлять стратегические цели и стратегические указания, соответствующие первому тактическому периоду общего срока реализации данной стратегии.
Соответственно все основные моменты данной общей стратегии и особенно ее цели и стратегические указания на ближайший тактический период – должны быть достаточно хорошо доведены – до всего персонала данной компании.
Топ-менеджеры должны ясно представлять, что в ходе всего процесса реализации данной стратегии им предстоит активное участие в системе управления этим процессом. То есть в системе, которая будет включать: регулярный мониторинг, анализ и оценку этапных результатов реализации стратегии; анализ иных данных стратегического контроллинга; принятие ситуационно адекватных стратегических решений; реализацию других действий, соответствующих конкретной версии модели актуального стратегического менеджмента.
Как показывает практика мировых лидеров современного бизнеса, один из лучших вариантов ментально-информационного обеспечения фазы реализации общей стратегии – это адекватное применение так называемой модели Leading Change.
2. Финансовое и материально-ресурсное обеспечение. Менеджмент компании в ходе всего процесса реализации стратегии обязан осуществлять полноценное финансовое и материальноресурсное обеспечение данного процесса.
И такое обеспечение должно происходить строго в соответствии с установленными стратегическими приоритетами. А также другими уже принятыми и принимаемыми в ходе реализации данной стратегии именно стратегическими (не тактическими) решениями.
3. Адекватная система мотивации. В данном контексте необходимо отметить, что, конечно, очень желательно, чтобы каждая конкретная общая стратегия компании полностью соответствовала всем основным критериям эффективности. Но при этом особо следует выделить критерий, который предполагает адекватный ответ на вопрос: предусматривает ли данная стратегия достаточную мотивацию для персонала компании?
Если хочешь осуществить стратегию реально, "замотивируй" персонал капитально!
Иными словами, система достаточной мотивации всего персонала компании (как менеджеров, так и "неменеджеров"), которая специально настроена под осуществление именно данной стратегии – это существенное и абсолютно необходимое условие эффективной реализации любой конкретной стратегии.
2. Сформулировать трудности при реализации стратегии.
Возможные трудности в реализации стратегии могут быть вызваны рядом факторов. Основная опасность при планировании, в том числе при стратегическом – разработка нереалистичных планов. Это обычно происходит тогда, когда планы разрабатываются высшим руководством без участия тех сотрудников, которым предстоит эти планы исполнять. Поэтому крайне желательно к разработке планов привлекать их потенциальных исполнителей – они, как правило, лучше разбираются в конкретных обстоятельствах, в которых придется работать. Поэтому учет этой информации позволяет поставить не только “конкретные” и “измеримые” и т.д., но и “достижимые” цели.
· Часто наблюдается проведение организационных изменений “волевым решением”.Принудительное внедрение даже самых правильных изменений без поддержки “ключевых сотрудников” может вызвать сопротивление (осознанное или неосознанное) и даже скрытый саботаж среди среднего звена или рядовых сотрудников. А без участия этих сотрудников любые изменения обречены на провал – именно среднее звено готовит решения и затем реализует их, а рядовые сотрудники являются носителем информации, на основе которой готовятся решения.
· Незнание сотрудниками стратегии организации приводит к тому, что они лишаются ориентиров для выбора приоритетов при выполнении своей работы. В свою очередь это может повлечь за собой негативную оценку деятельности сотрудников со стороны руководства, которая будет несправедлива, так как руководство не задало сотрудникам критериев для оценки их деятельности. Это в свою очередь может вызвать проблемы взаимоотношений и т.д. Поэтому желательно, чтобы после разработки стратегии с ней были ознакомлены все сотрудники компании, в том числе те, кто не принимал непосредственного участия в ее разработке. Это очень важно, так как реализация стратегии зависит от усилий всех сотрудников организации, и, в более широком смысле, от усилий всех заинтересованных групп(основных клиентов, инвесторов и т.п.). Желательно, чтобы после разработки стратегии с ней были ознакомлены представители всех основных заинтересованных групп. Такое информирование может существенно облегчить реализацию стратегии.
· Стратегия предприятия должна быть уникальной, то есть единственной в своем роде, подходящей только для данного предприятия и ни для какого другого; она поддается копированию с большим трудом (большими затратами времени, средств и т.п.). Это значит, что при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данного предприятия, и реализация именно этой стратегии обеспечит получение предприятием устойчивых конкурентных преимуществ. Поэтому критерий уникальности должен служить одним из основных при оценке различных вариантов стратегий.
· Компании редко сравнивают текущие результаты с долгосрочными планами. В результате высшее руководство не знает, опираются ли их прогнозы, лежащие в основе капитальных инвестиций и портфельной стратегии, на реальные результаты деятельности.