Тема 4. Стратегия и потенциал предприятия

1. Дать различные определения понятия «управление знаниями организации» с указанием автора и источника получения информации

· Управление знаниями (англ. knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость[1].

· По мнению Б. 3. Мильнера, для многих современных компаний управление знаниями выступает в роли "нового вида управленческой деятельности и новой функции управления"[6]

· Румизен определяет управление знаниями как систематические процессы, которые "фокусируются на том, как организация определяет, создает, сохраняет, приобретает, распределяет и применяет знания"[7].

· в 1998 г. Валдис Кребс утверждал[5], что на тот момент никто уже не сомневался в том, что повышение качества управления знаниями компании приводит к росту числа инноваций и конкурентных преимуществ, а общепризнанной целью управления знаниями является более полное использование внутренних и внешних знаний.

· Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. Управление знаниями подразумевает разработку эффективной системы оперирования знаниями организации: приобретение знаний, распространение и перемещение знаний, создание новых знаний на основе имеющихся и т.п.

2. Определить характеристики моделей управления знаниями организации.

МодельAwad&Ghaziri (2004) включает четыре этапа жизненного цикла знаний в организации:

1. «Захват» знаний. Данная фаза включает в себя поиск знаний как во внутренней, так и во внешней среде, а также их фиксацию в рамках организации.

2. Организация знаний. Данные и информация должны быть организованы таким образом, чтобы индивидуумы могли использовать их для создания полезных знаний. На данном этапе используются индексация, кластеризация, каталогизация, фильтрация и другие инструменты для эффективной организации знаний.

3. «Фильтрация» знаний. Осуществляется переработка знаний с использованием интеллектуального анализа, который необходим для преобразования неявных знаний в явные.

4. Передача знаний. Знания должны быть переданы в рамках организации с использованием определенных инструментов.

МодельBecerra-Fernandez, Gonzalez иSabherwal(2004). Она включает 4 этапа и 7 подпроцессов:

1. Открытие знаний. На данном этапе разрабатываются новые явные знания на основе данных и информации либо путем синтеза уже имеющихся знаний. Открытие знаний включает в себя два подпроцесса: комбинация и социализация. Открытие новых явных знаний является частью комбинации, а неявных знаний – частью социализации.

2. «Захват» знаний. Процесс извлечения явного и неявного знания, находящегося в головах людей (отдельных лиц или групп). Этап включает в себя два подпроцесса: экстернализация (преобразование неявных знаний в явные) и интернализация (преобразование явного знания в неявное).

3. Обмен знаниями. Обмен знаниями обладает тремя характеристиками: эффективная передача знаний; происходит обмен знаниями, а не рекомендациями, основанными на знаниях; обмен знаниями происходит не только между людьми, но и между группами, подразделениями, организациями. Обмен знаниями включает два подпроцесса: социализация и обмен (передача явного знания).

4. Использование знаний. Целью данного этапа является принятие эффективных решений и четкое выполнение задач. Для этого требуется использование всех имеющихся преимуществ знаний, включающих в себя (подпроцессы): направление – направление действий другого лица без передачи знаний; процедуры – использование знаний, встроенных в определенные процедуры для изменения будущего поведения лица.

Модель O’dell, Grayson&Essaides (2003) выделяет семь этапов жизненного цикла знаний в организации: организация, обмен, адаптация, использование, создание, определение, сбор знаний. Особенностью данной модели является отсутствие в ней четкой иерархии при взаимозависимости всех этапов.

Модель Alavi&Leidner (2001) рассматривает управление знаниями в рамках информационных технологий. Модель включает в себя следующие этапы: создание, хранение, передача, и применение знаний.

Наши рекомендации