III. Современный период развития профсоюзного движения

(1990 г. – по настоящее время)

декабрь 1993 г. Конституция Российской Федерации:
  1. Статья 30 предоставила право гражданам России на объединения в профсоюзы и гарантировала свободу общественным организациям.
  2. Статья 37 закрепила права граждан страны в области труда.
январь 1996 г. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Закон закрепил:

а) Основные права профсоюзов:

1) право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

2) право профсоюзов на содействие занятости;

3) право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение коллектив-ных договоров, соглашений и контроль за их выполнением;

4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

5) право профсоюзов на информацию (получать от работодателя, органов государственной власти, пользоваться государственными СМИ);

6) право на подготовку и повышение квалификации профсоюзных кадров;

7) право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства;

8) право в области охраны труда и окружающей среды;

9) право на участие в приватизации государственного и муниципального имущества;

10) право на социальную защиту работников;

11) право на представительство интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

12) имущественные права профсоюзов;

б) Гарантии деятельности профсоюзов:

- гарантии имущественных прав;

- гарантии выборным работникам;

- гарантии на судебную защиту;

- гарантии со стороны работодателя;

в) Ответственность профсоюзов:

- за нарушение конституционных норм;

- за невыполнение коллективного договора;

- за организацию признанной по суду незаконной забастовки;

г) Взаимоотношения с органами государственной власти:

- неподотчетность;

- на основе системы соглашений;

- приостановка деятельности профсоюзов только в судебном порядке.

30 декабря 2001 г. принят Трудовой кодекс Российской Федерации[3].

- Он закрепил права, методы и формы работы, гарантии профсоюзов. ТК РФ носит либеральный характер, устанавливает договорное регулирова-ние трудовых отношений.

Действующее законодательство современной России, регулирующее деятельность профсоюзов, характеризуется снижением прав и гарантий.

Общепризнанные нормы международного законодательства являются составной частью правовой системы Российской Федерации (например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.[4], «Конвенция о свободе ассоциаций и защите прав на организацию»
№ 87 от 17 июня 1948 г. Международной организации труда[5], «Конвенция применения принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» № 98 от 8 июня 1949 г.[6] и др.). В то же время они способствуют выработке новых российских правовых актов, соответствующих мировым стандартам.

11. Проблема нейтральности профсоюзов. Исторический опыт взаимоотношений профсоюзов и политических партий.

Исторический опыт взаимоотношения профсоюзов и политических партий

Особенности профсоюзов в России

1- Профсоюзы возникли революционным путем. В отличии от запада где профсоюзы возникли спокойным, мирным путем.Возникли в эпоху развитого капитализма – империализма.

2- Возникли в период революционных политических партий и развивались рядом и при поддержке этих партий. В отличии от запад где профсоюзы возникли до появления политических партий.

3- В России за долго до появления профсоюзов были разработаны теоретические основы революционного профсоюзного движения

Уже в начала XXвека молодой российский пролетариат вышел на передовые ряды профсоюзной борьбы.

Так как российские профсоюзы появились во время революционного движения они (профсоюзы) были её неотъемлемой частью. Профсоюзы принимали активное участи в Всероссийской Стачке 1905 года и вооруженного восстания 1927 года.

Из множества партий того времени лишь немногие партии серьезно относились к рабочему вопросу: КАДЕТы, ЭСЭРы, и естественно РСДРП

Партия Конституционных демократов образовалась путем слияния двух партий «Союза освобождения» и

Партия кадетов строилась, как думская партия целью её было успех на выборах на выборах в думе. Упор избирательной компании был на рабочих как самого массового электората. Теоретики партии кадетов возлагали большие надежды на развития проф движения . Они подготовили ряд «толковых» законопроектов касающихся профсоюзов. Например был создан законопроект о вступлении в профсоюзы явочным путем. Законопроект о свободе стачек признавал его полную свободу. Законопроект о продолжительности предполагал введение 8-ти часового рабочего дня. Однако эти проекты не были даже допущены до обсуждения. В 1907 году эти воросы обсуждались на Съезде Кадетской партии.

Признавая интересы профсоюзов для защиты интересов рабочих кадеты считали что профсоюзы должны быть непричастно к политической деятельности.

Но стремление кадетов сотрудничать с кадетами в среде профсоюзов эти стремления не находили отклика.

Например орган профсоюзов – рабочий союз указывал что при внеклассовом подходе партии кадетов она не сможет защитить интересы классовых профсоюзов поэтому их идеи были направленны на неклассовые профсоюзы.

Партия ЭСЭРовк кончу 1905 года эсэры имели множество сторонников во всех слоях общества. В отличии от кадетов эсэры имели много точек соприкосновения с профсоюзами (профсоюз учителей профсоюз железнодорожников, печатников) В петербургском центральном бюро находились 2 эссераФейдиАксеньтьев.

Непонимание жизни и идей городского профсоюзного члена затрудняло их взаимоотношения эсэров и профсоюзов

С 1906 года в России начала активно действовать партия анархистов. Антагонизм анархистов с социалистами и демократами. Главными методами борьбы были экспроприация и экономический террор. Такие методы встречали некоторое сочувствие среди рабочих особенно в моменты безработицы и кажущийся успех террора привел к тому что местные организации эсэров поддались влиянию анархистов и стали применять те же методы и в определенные моменты рабочие стали смотреть на анархистов как «поставщикистачечной удачи»

В целом нужно признать что в 1906-1907 годах анархизм представлял довольно серьезно опасность для рабочего движения. Это можно объяснить тем что большинству рабочих импонировал именно силовой метод борьбы. Непрерывный экономически террор приводил к закрытию фабрик локаутам и озлоблению рабочих в отношении к анархистам.

В период масосвой буржуазной революции 1905 года было дело рук РСДРП. Эта партия была формально образована Лениным в 1998 году на съезде в Минске. Но уже в 1903 году на съезде в Лондоне эта партия приняла устав и программу и развалилась на 3 части одна из частей «Бунт» вышла из состава РСДРП а 2 остальные части оставаясь в составе РСДРП (большевики и меньшевики) были обособленны друг от друга.

Вызванная Кровавым Воскресеньем широкая волна стачек привела рабочих к постоянной организации своих сил на профессиональной основе, и здесь мнения большевиков и меньшевиков разошлись. Меньшевики всегда уделали большое внимание профсоюзов. Возникшая в 1905-1906 годах профсоюзы печатников конторщиков, бухгалтеров и других были созданы при непосредственном участии меньшевиков.

Первоначальное отношение большевиков к проф движению существенно отличалось от взглядов меньшевиков. Стремясь сконцентрировать силы социал демократов на активной полит борьбе большевики не придавали существенно значению проф союзов воспринимая их как «подготовительную школу» через которую они и прейдут к политической борьбе. Признавая необходимость проф движения большивики выдвигали на первый план вооруженное восстание. Но они быстро поняли что без рабочего движения революцию не совершить. Именно активная работа социал демократов можно объяснить тот факт что после издания царского манифеста 1905 года профсоюзы в короткое время охватили боле 200000 тысяч союзов. Большое влияние большивиков на профдвиж привело к тому что профсоюзы принимаю классовый социал демократический характер остались формально беспартийными и сторонники беспартийности союзов имели перевес над большевиками которые стояли за создание партийных союзов. Это подтвердилось в 1906 года на съезде в Стокгольме. Резолюция принятая на этом съезде призывала всех рабочих вступать в профсоюзы. Борясь за полную свободу союзов партия должна была непрерывно расширять рамки своей легальности, и таким образом принцип формальной беспартийности профсоюзов был принят.

Такая позиция меньшевиков позволила им несмотря на бойкот первой гос думы позволила им создать из депутатов рабочих позволила создать трудовую группу -18 членов. Программа эта требовала 8- и часового рабочего дня охрана детского и женского труда и т.д. Кроме думской работы проводимой в трудовой группе эта група проводила и не думскую деятельность где организовались периодические совещания где обсуждались тактика работы депутатов в гос. думе. Таких совещаний было 6 на первом 100 на последнем 270 дипутатов в результате таких совещаний на заводах образовались комитеты.

С 1906 года в руководстве РСДРП начался поворот в сторону партийности проф движения. Окончательно он закрепился на 5-м Лондонском съезде весной 1907 года на этом съезде при протестах меньшевиков была принята резолюция которая признавала за профсоюзами идейную определенности.

По мнению меньшивиков такая резолюция могла внести раздоры с другими полит партиями которые так же работали с профсоюзами. Кроме того против такого решения поднились руководства профсоюзов. Но тем не мение это решение применялось большевиками. Именно в период революции 1905 года начали создаваться профсоюзы под началом полит партий. Такая практика установившийся в этот период лишила профсоюзов выступать сомостоятельной политической силой, и их полит позиция во многом обозначалась тем какая партия стояла во главе того или иного профсоюза. Наибольших успехов добилась РСДРП так как её члены имели опыт как Европейского так и Российского проф движения.

Важнейшими вехами в истории проф движения были революции 1917 года. В результате этих событий большинство профсоюзов встало на сторону победителей, а последующая гражданская война и интервенция привело к полному переходу профсоюзов в состав Партии Большевиков. Но и тогда меньшивикиблипредставлены на съездах профсоюзов.

Таким образов в послеоктябрьский период излишняя п политизированность и вмешательство партии в жизнь профсоюзов стала все более сильной. Окончательный перелом случился в1930 году когда во всероссийской партии большевиков был разгромлен так называемый правый подход. Именно в это период в официальные повестки были включены такие пункты как «Итоги съезда 1929 года КПСС», далее такие вопросы стали превалировать. Только в начала 1980-х годов профсозыосознали необходимость серьезным пермен и кульминацией их решений стало решение пленума ВЦСПС в 1989 в сентябре профсюзы отказали от руководящей роли в ЦК КПСС и закономерным итого стало создание в 1990 год стало создание Федерации Независимых профсоюзов России. Эта новая Федерация пробовала на практике реализовать независимость от политических партий и других гос органов. И с первых дней ФНПР была вовлечена в череду острых политических событий. Основная цель ФНПР – борьба за демократию. Однако в дальнейшем углубление социальных проблем не дало профсоюзам уйти от политики и лозунг профсоюзы-вне политики. И именно председатели ФНПР заявили что именно выборы путь к решению социальных проблем. Однако на выборах профсоюзы потерпели поражение. Однако они доказали что даже не имея опята политической борьбы профсоюзы являются мошной силой. Такая ситуация сохраняется до сих пор как в России так и в Казахстане. Однако в России профсоюзы добились возраста долгов по зарплате. К сожалению в настоящее время общество потеряло все те достижения профсоюзов за которые они боролись такие как бесплатное образование и бесплатное мед образование.

12. Участие профсоюзов в общественно-политической жизни на современном этапе. Еще дополнить

О роли профсоюзов в обществе и их деятельности в средствах массовой информации говорится мало. Поэтому большинство граждан России продолжают еще связывать деятельность профсоюзов с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по больничным листкам и т.п. И это объяснимо - профсоюзные органы были (а многие таковыми еще являются) фактически органами социального обеспечения, а руководители этих органов - заместителями хозяйственных руководителей по социальным вопросам.

Кроме того, активисты профсоюзов занимались организацией досуга работников, то есть были массовиками-затейниками. Выполняли также роль инспекторов администрации по охране труда. Вряд ли кто будет оспаривать, что профсоюзов в нашем дореформенном обществе фактически не было. Они тогда и не нужны были, так как была продекларирована власть трудящихся, которым защищаться от самих себя было бы абсурдом.

Как представляется, основной же причиной недостаточного внимания государства к проблемам профсоюзного движения является недооценка роли профсоюзов в обществе. Их роль видится только в защите прав и интересов наемных работников, и тем самым - в смягчении социально-трудовых отношений. Без сомнения, это одна из приоритетных задач профсоюзов, однако их роль в общественных отношениях значительно шире. Наверное, мало кто осознает, что профсоюзы оказывают существенное влияние на экономическое развитие общества. Здесь уместно вспомнить слова известного общественного деятеля Японии Дз. Мияи: "... у меня большие сомнения, что в азиатских странах движение за производительность получит в ближайшее время сколько-нибудь значительное развитие. Причина одна - отсутствие или присутствие в зачаточной форме профсоюзов. Нужны сильные профсоюзные структуры, способные противостоять предпринимателям, правительству. Только такие самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя развитию производительности труда..." . Смысл этого высказывания в том, что профсоюзы должны держать работодателей в постоянном напряжении, вынуждая тем самым неуклонно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. То есть в данном случае отношения между работодателями и работниками необходимо рассматривать в рамках действия закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, при ограничении действия которого в обществе накапливаются застойные явления.

13. Смена приоритетов в деятельности профсоюзов и возрастание их роли в условиях рыночной экономики.

Как показывает опыт мировой истории, периоды экономических спадов и потрясений приводили к кризису коллективно-договорной системы. Предприниматели боролись против гласности в условиях, правилах и оплате труда. И если в начальный период рынка отдельные профсоюзы шли на соглашательские отношения со своими правительствами, в перспективе они утрачивали доверие в рабочей среде. Кризис профдвижения в переходный период неминуем. В странах СНГ, в частности - России, он проявляется в форме отрыва профсоюзов от масс, падении эффективности их действий, сокращении численности их членов.

Опыт стран с развитой социально-ориентированной рыночной экономикой показывает, что для успешной социальной защиты трудящихся в сфере трудовых отношений становление многостороннего сотрудничества между работодателями и наемными работниками. Для этого нужно, чтобы социально-трудовые вопросы на предприятиях решали равноправные и полномочные представители интересов, как работников, так и работодателей

14. Правовое положение профсоюзов.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества, представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

· средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

· с помощью права;

· во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформулировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Профсоюзы ? общественная организация, в которой доходы не распределяются среди учредителей. Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30).
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статусные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов. Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).
Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях. Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.

15. Статус профсоюзов и их участие в законодательной деятельности.

16. Права профсоюзов как субъектов права и возможности их реализации.

Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют со бой добровольные независимые общественные организации, объе диняющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений — ФНПР, Соцпроф и др.— считают защиту прав и законных интересов тру дящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъ ектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую пра во- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см. главу 58 ТК РФ). Вместе с тем, в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из су ществования принципа плюрализма в организации и деятельно сти профсоюзов, а с другой — регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсо юзных органов. Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнер ства — цивилизованной формы взаимоотношений между проф союзами, предпринимателями (работодателями) и правительствен ными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации — от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Помимо главной, защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из ус тавов, а другие делегированы в свое время профсоюзам государст вом.

Современное законодательство России, учитывая характер вы полняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулиро ванием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъек тов трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы органи заций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где проф ком выступает в качестве субъекта трудового права, он представ ляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наем ных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои соб ственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудо вого коллектива (например, при разработке и подписании кол лективного договора).

Статья 29 ТК РФ закрепила общее право профсоюзов пред ставлять интересы трудящихся и определила области его приме нения. Указанные области общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного приложения их разнооб разных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов на емных работников в названных выше областях общественной жиз ни является одновременно и правом, и обязанностью профсоюз ных органов. Поскольку такое представительство основано на за коне (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников — членов профсоюза.

Основанное на законе право представительства — важный эле мент правового статуса профсоюзных органов. Оно является юри дической базой для наделения их всеми другими конкретными правами (обязанностями) по осуществлению ими своей защитной функции. В тех общественных отношениях, где профсоюзный ор ган выступает в качестве субъекта трудового права, он и выражает волю соответствующего трудового коллектива работников. И хотя нередко профсоюзный и трудовой коллективы едины по своему контингенту, в юридическом аспекте принципиальное значение имеет все же воля не профсоюзной организации, а трудового коллектива, ибо именно его представляет профсоюзный орган в общественных отношениях, регулируемых трудовым правом.

В настоящее время Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. устанавливает правовые основы создания профсоюзов, регулирует отношения профсоюзов с организациями государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объеди­нениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объ единениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов ис полнительной власти, органов местного самоуправления, работо дателей, их объединений, политических партий и других общест венных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Законом запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Профсоюзы, их объе динения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утвержда ют свои уставы, положения о первичных профсоюзных организа циях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их госу дарственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юсти ции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр об щественных объединений.

Права профсоюзов по содержанию и сфере применения клас сифицируются на следующие группы: а) права по участию в законотворческой (правотворческой) деятельности; б) права по уча стию в организации и управлении трудом; в) надзорно-контрольные права в сфере труда; г) право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею.

Право на участие в законотворческой (правотворческой) деятель ности. Такие права входят в статус различных профсоюзных орга нов. Закон о правах профсоюзов от 12 января 1996 г. предусмот рел, что проекты законодательных актов, затрагивающих социаль но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общерос сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Во исполне ние этого закона при обсуждении проектов нового ТК профсоюзы внесли много предложений, которые были учтены при его приня тии Государственной Думой.

Наряду с проектами законодательных актов проекты норма тивных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые пра ва работников, рассматриваются и принимаются органами испол нительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Наконец, Закон предоставляет самим профсоюзам право выступить с предложениями о принятии соответствующими органа ми государственной власти законов и иных нормативных право вых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Права по организации и управлению трудом Абсолютное боль шинство прав в указанной сфере трудовое законодательство пре доставило низовым звеньям профсоюзной системы — профкомам предприятий (организаций), именно они вместе с работодателем и администрацией решают, как правило, большинство вопросов организации и управления трудом как на предприятии (в органи зации) в целом, так и в его структурных подразделениях.

Профком и администрация предприятия (организации), вы ступающая от имени работодателя, совместно разрабатывают ус ловия коллективного договора, контролируют его выполнение. Поскольку основную обязанность по осуществлению управления предприятием законодательство возлагает на работодателя, права профсоюзов по участию в организации и управлении трудом ка саются главным образом согласования с ними тех или иных во просов либо учета их мнения при решении последних.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, раз меры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавли ваются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциация ми) по согласованию с соответствующими профсоюзными органа ми и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Надзорно-контрольные права в сфере труда. В соответствии со ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона о профсоюзах от 12 января 1996 г. профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного кон-

троля за соблюдением работодателями, должностными лицами за конодательства о труде, в том числе по вопросам трудового до говора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о ре зультатах его рассмотрения и принятых мерах

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собствен ные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, преду смотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их «инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами над зора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно по сещать организации независимо от форм собственности и подчи ненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и за конодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателя ми условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государствен ных программ по вопросам охраны труда и окружающей природ ной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональ ных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоя нием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации неза висимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного проф союза, участвовать в расследовании несчастных случаев на произ водстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (ра боте), возмещения вреда, причиненного их здоровью на произ водстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и ок ружающей природной среды в соответствии с федеральным зако нодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоро вью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюз ные инспектора по охране труда вправе потребовать от работода теля немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неот ложных мер. При невыполнении требований по устранению нару шений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюз ные инспектора по охране труда вправе обратиться в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею. Долгие годы трудовое законодатель ство России не было ориентировано на детальное регулирование коллективных трудовых споров. Однако с переходом страны к ры ночной экономике, обострением ситуации на рынке труда, много численными нарушениями условий труда работников и трудового законодательства появилась настоятельная потребность в принятии особого закона о коллективных трудовых спорах.

Впервые такой закон был принят еще в бывшем СССР (см. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 20 мая 1991 г), а 23 ноября 1995 г. в России принимается Федеральный закон «О порядке разрешения коллек тивных трудовых споров»2, который призван восполнить пробел, образовавшийся в трудовом законодательстве.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые осно вы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых спо ров, а также порядок реализации права на забастовку в РФ в ходе разрешения коллективного трудового спора. Установленные зако ном нормы распространяются на всех работников, работодателей и их полномочные органы. Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивиду альных трудовых прав работников, не является предметом настоя щего Федерального закона.

Статья 398 ТК РФ дает следующее определение понятия кол лективного трудового спора: «Коллективный трудовой спор — не урегулированные разногласия между работниками и работодателя ми (далее — стороны) по поводу установления и изменения усло вий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного предста вительного органа работников

Наши рекомендации