Корпоративная философия как инструмент создания фирменного стиля
В условиях конкуренции естественно возникает озабоченность предприятий индустрии гостеприимства тем, как они воспринимаются своими целевыми аудиториями, потенциальными потребителями.
Как подчеркивает корифей индустрии гостеприимства Джон Уокер, репутация предприятия формируется в результате каждодневной приверженности корпоративной философии, когда она становится частью мировоззрения каждого члена коллектива.
Суть корпоративной философии в предыдущие годы заключалась в планировании, организации и контроле. Теперь она изменилась в сторону советов, помощи и самоконтроля.
В результате вырабатывается новый управленческий стиль, который характеризуется большим участием рабочего коллектива, повышением ответственности каждого за порученное ему дело. Новый стиль приносит больше удовлетворения и служащим, и потребителям. Новая корпоративная философия порождает более качественное управление предприятиями индустрии гостеприимства.
Корпоративная философия основана на таких ценностях, как мораль, справедливость и качество. Она переносит акцент с производственных аспектов на обслуживание клиента. Внимательное обращение - «Чего изволите?» побеждает равнодушное - «Это не мое дело». Новаторство и творчество побеждают статус-кво. Успеха добиваются те предприятия, философия которых очевидна как их служащим, так и клиентам.
Единой формулы для построения корпоративной философии нет. Главное, чтобы она была понятна коллективу предприятия. Поэтому в ней должны быть: четкое указание целей, определение ответственности предприятия и приоритет принципов над доходами.
Философия сохраняет свою жизненность, когда она пронизывает корпорацию сверху донизу, разделяясь служащими на всех иерархических уровнях.
Корпоративная культура - это общий стиль компании, ощущение, которое она передает. Корпоративная культура выражается через то, как люди относятся друг к другу и к своей работе. Ее можно выразить одной фразой: «Вот как это делается у нас». Каждая крупная корпорация имеет свою культуру. Некоторые корпорации подчеркивают ее больше, другие - меньше, но назначение ее одно: сплотить огромный коллектив вокруг общих ценностей, создать собственный стиль.
Корпоративная миссия. Многие крупные корпорации имеют официальную декларацию о главных целях, которыми руководствовались ее основатели, создавая свое «детище», - декларацию о миссии. Она представляет собой краткое изложение целей, стратегий и ценностей, рассматриваемых корпорацией в качестве приоритетных. Декларация отвечает на кардинальный вопрос: «В каком предприятии мы работаем и стоит ли оно наших трудов?».
Корпоративная миссия также играет важную внешнюю и внутреннюю коммуникативную роль, являясь ценным источником информации для акционеров, посредников, потребителей. Формулировка корпоративной миссии позволяет персоналу и руководителям объективно оценить деятельность предприятия, что необходимо для обеспечения его конкурентоспособности.
Цели - это конкретные этапы, которых надо достичь, осуществляя миссию корпорации. У каждого отдела могут быть свои цели, которые необходимо реализовать, чтобы быть достойными корпоративной миссии: от мероприятий по рационализации приготовления, подачи спиртных напитков до уменьшения текучести кадров. В настоящее время многие корпорации привлекают к постановке целей служащих всех уровней. Это не только упрочивает связи руководства и служащих, но и повышает ответственность всех за выполнение поставленных целей.
Сущностью индивидуальной корпоративной культуры является корпоративная индивидуальность. Это ценности, суждения и нормы поведения, принятые предприятием индустрии гостеприимства.
Корпоративный имидж, корпоративная марка требуют все большего внимания руководителей и специалистов в индустрии гостеприимства.
Корпоративная идентичность — это коммуникационная индивидуальность, «лицо фирмы», обеспечивающее узнаваемость предприятия и его услуг, а также выделение его среди конкурентов. Одной из главных целей управления корпоративной идентичностью является формирование стилеобразующих элементов «фирменности».
Убедителен и показателен опыт работы в данном направлении московского ресторана «Ностальжи». Создателям этого ресторана впервые в России удалось на практике показать, что такое «высокая кухня», или «высокая мода в кулинарии».
Что же такое «высокая кухня»? И что означает это понятие во всем мире?
Первое правило высокой кухни и самое главное - это наивысшее качество продуктов, поставляемых в ресторан только от лучших производителей.
Второе правило - блюдо готовится только перед непосредственной подачей на стол. Лишь тогда оно доставит истинное наслаждение своей свежестью, вкусом и ароматом.
Третье правило - класс повара, его опыт, и поэтому закономерно, что создатели ресторана обратились к французской этом подразумевалось, что не важно, к какой национальной кухне можно отнести блюдо. Безусловно, важны соблюдение принципов высокой кухни, декорация блюда и его подача. Кухня «Ностальжи» в основном построена по французской школе, которая вобрала все лучшее, что было придумано в кулинарии, и возвела еду в ранг искусства. До этого на предприятии были поиски и находки в разных национальных кухнях, много поездок и встреч с известнейшими шеф-поварами и кулинарными школами, пока не пришло понимание собственного пути.
Четвертое правило высокой кухни - презентация блюда. Здесь важно все: великолепный интерьер, изысканная посуда, дорогая скатерть, сверкающее серебро, работа официанта. Ведь не секрет, что часто приходят в ресторан, чтобы не только поесть, но и получить эстетическое удовольствие.
Знакомство с шеф-поварами всего мира, которое осуществили его владельцы, определило подход к кухне. В России традиционно к кухне относятся, как к искусству. И это в свое время сформировали иностранцы. В России никогда не довольствовались тем, что имели, а всегда стремились попробовать разное и что-нибудь обязательно позаимствовать. Умелое приготовление и декорирование блюда по французским канонам сочетается с интернациональным меню, которое представляет своего рода «сливки вкуса» разных стран. Отбор блюд принадлежит организаторам дела, им же приходится многократно дегустировать каждое из них, чтобы довести его вкус до надлежащего уровня.
И конечно, высокая кухня невозможна без вина. Многие ли в России раньше задумывались о том, что и как есть, а тем более пить? Если кулинарное искусство и было представлено в ресторанах, то уж о вине не стоит и говорить. Мало кто понимал, да и сейчас еще не все знают, что от вина можно получить удовольствие большее, чем просто опьянение. До сих пор многие рассматривают вино в лучшем случае как средство общения. А ведь оно самодостаточно для созерцания и изучения, оно - источник наслаждений и размышлений. Поначалу в арт-кафе «Ностальжи» легкое испанское или французское вино служило обычным дополнением к пище. Затем на основе французских вин была составлена первая винная карта. Список вин дополнили их описаниями и советами, к какому блюду какое вино подходит.
В ресторан потянулись специалисты, дегустаторы, представители фирм - импортеров вина, словом, все, кто был заинтересован в популяризации благородного напитка. Начал образовываться круг единомышленников. Здесь можно было расширить свои познания о декантировании вина, его хранении, сочетании с различными блюдами и, конечно, о редких, прославленных или незаслуженно забытых его марках. Некоторые драгоценные вина в бутылках поштучно привозились, чтобы дополнить собой ресторанное меню вин.
Не только традиционные французские вина, но и напитки Аргентины, Чили, Калифорнии, Австралии, ЮАР вносят немало красок в палитру вкуса. География вин, представленных в ресторане, очень широка и разнообразна, и каждое из них стоит попробовать. Выбор французского шампанского - свыше 50 наименований. Некоторые посетители в широкой гамме меню и разнообразии винной карты быстро находят «свое» вино и «свое» сочетание блюд. Совпадение вкуса вина и каких-то потаенных ожиданий вызывает у них ощущение поразительной уверенности в себе, внутренней гармонии, которой не было до этого. Универсальной формулы тут нет, потому что в разном возрасте нравятся разные вина и сочетания их с разными блюдами. Есть, конечно, сочетания, что называется, «составленные на небесах». Например, вино Sanser и козий сыр, Soterne и сыр рокфор, Chablie и устрицы. Но надо сказать, что при одинаковом названии вина могут иметь разницу во вкусе, поскольку на них влияют: место произрастания винограда, время сбора и выдержки. И надо постараться найти именно тот вкус, который более всего соответствует вашим ожиданиям.
Обслуживание, музыка, вино - необходимые компоненты фирменного стиля ресторана. Все вместе они создают впечатление, атмосферу, неуловимый, но остро ощущаемый положительный итог пребывания гостей в ресторане. Что именно влияет на это ощущение - встреча гостя, поведение официанта, тонкости обслуживания, музыка, удачно врученный презент - сказать непросто. Все в целом и все по отдельности. Здесь все элементы гармонично сочетаются.
Важнейший элемент корпоративного имиджа - это четкое определение того, что ресторан начинается с его посетителей. Одним посетителям нравится просто здоровая пища, другим нужно, чтобы она была вкусна и изысканна, третьи желают, чтобы блюдо подали им с соблюдением всех правил этикета. Четвертые превращают обед или ужин во времяпрепровождение, отдых, удовольствие, гастрономический экскурс. И потому определить своего посетителя — это первоочередная задача.
В каждом ответственном начинании важны и опыт участников, и традиция, и такие личные качества организаторов, как новаторство и высокий профессионализм. Наблюдая нынешний ресторан «Ностальжи» с его служебными помещениями, трудно представить состояние этого места 15 лет назад. До начала 90-х годов века минувшего его территорию занимала столовая Министерства заготовок СССР. Скромная внутренность столовой не сочеталась с живописным пейзажем старой Москвы, неторопливым бегом трамвайчика, парами, гуляющими возле Чистых прудов, и светлыми колоннами театра «Современник». Идея открытия городского кафе на месте старой столовой витала буквально в воздухе. И вот пришли перемены. Проектируя «Ностальжи», московский зодчий Михаил Тумаркин вспоминал сталинские рестораны с большими залами, Московского речного и Сочинского морского вокзалов. Простор, монументальность, много воздуха, мощные колонны с капителями - первая составляющая проекта. В то же время холодная отстраненность, безразличие к запросам человека, свойственные архитектуре того времени, его не устраивали. Привлекал уют купеческих ресторанов, сохранившихся по берегам Волги, в Саратове, Самаре, запечатленных на старых фотографиях. Подобное оформление помещения и стало второй составляющей внутреннего облика «Ностальжи». Третьей - послужила атмосфера кино, театра. Сейчас, когда стены «Ностальжи» увешаны десятками фотографий, подаренных артистами и режиссерами, театральная компонента архитектурного замысла выражена наиболее отчетливо.
Кафе с доступными ценами, но торжественной и богатой обстановкой - такая роль отводилась «Ностальжи» первоначально. Каждый побывавший здесь должен был запомнить это приятное место. Многие детали будущей обстановки делались на заказ, других таких в Москве да, наверно, и в мире просто не найти. По спецпроекту изготовлялись огромные люстры. Была изменена пропорция окон. Снаружи они остались огромными квадратами, но внутри получили двойную раму в виде порталов с колоннами, напоминающими тосканские. Окно с фронтоном уменьшилось почти наполовину, а пышная драпировка скрыла остатки былого примитива. По существу оформление окна стало символом интерьера «Ностальжи».
Кроме окон, в ресторане запоминается бар со стойкой, занимающей почти целую стену. Помимо объема, бар интересен и деталями. Внутрь резных коринфских капителей вложены металлические язычки из сплава олова с висмутом. Гранитную столешницу изготовляла бригада, ранее облицовывавшая стены в московском метро. При этом рядом с рабочими трудились и хозяева, и сам архитектор. А материалы, из которых сделан интерьер, самые что ни на есть подлинные - мрамор, гранит, красное дерево. Так отделывались здания и полтора века назад.
Московские рестораны 90-х годов прошлого века разделялись на две группы. Одни - поднимали свой класс сами, своим умом, другие нанимали иностранцев и те ставили им дело. Хозяева «Ностальжи» многое знали сами, но без иностранца не обошлось. Это был французский повар Патрик Пажес, устроивший в ресторане праздник французского вкуса. И все же назвать «Ностальжи» чисто французским нельзя. Это главная его особенность. Задача заключалась в том, чтобы, не снижая уровня французской кухни, адаптировать ее к вкусу русского человека.
В «Ностальжи» постоянно культивируется все старое, патриархальное, забытое, например, обращение к посетителям с поклонами, что так редко встретишь в нынешней жизни. Этот ресторан со своим неспешным и в то же время размеренным, как часы, ритмом дает нам возможность притормозить, забыть о спешке. Пружинный бег цивилизации здесь сменяется спокойным шагом, время течет небыстро, несовременно, иногда даже вспять. Феномен «Ностальжи» состоит и в том, что многие гости ресторана уверены, что он существует уже лет сто. Например, американцы сочли старинными некоторые фрагменты обстановки. А дочь великого певца Марина Федоровна Шаляпина, отобедав в «Ностальжи», вдруг, забывшись, спросила: «А как назывался ваш ресторан во времена моего папы?». Это говорит о том, что создателям «Ностальжи» удалось вдохнуть в интерьер другое время, придать ему больший возраст. Ведь никто из гостей не обратил внимание на то, что только что входил в здание конструктивистской архитектуры, которое, конечно, не существовало 90 лет назад.
В Москве середины 90-х такое было в новинку. Еще не вошли в моду стилизация, подражание, копирование. «Ностальжи» удивил и клиентов, и рестораторов. К имиджу ресторана многое добавляет музыка, выступления джазовых оркестров, интерес к которым не утихает до сих пор. Богатейшая музыкальная программа, своя на каждый день недели, замечательные исполнители, великолепно интерпретирующие весь мировой и старый советский репертуар, - достояние «Ностальжи», обеспечивающее широкий круг поклонников.
Поначалу арт-кафе закрывалось в восемь вечера, затем работали до одиннадцати. А люди все не уходили. Само собой сложилось, что посетителями «Ностальжи» стали бизнесмены, политики, артисты, путешествующие иностранцы, в том числе потомки русских эмигрантов. И в самом деле, где в то время в Москве можно было заказать, как это сделала Марина Федоровна Шаляпина, Chateau Margo 1985 г.? Благодаря широкой винной карте всего за год арт-кафе «Ностальжи» превратилось в настоящий ресторан. В ресторане ужинали великая княгиня Леонида Георгиевна, племянник писателя Набокова, Сикорский, джазовый контрабасист Эдди Го-мес, гитарист Эл ди Меола, итальянский драматург Тонино Гуэрра, не говоря об отечественных звездах. Скоро попасть в ресторан можно было только по записи на неделю вперед.
Круг гостей диктовал и соответствующую ресторанную выучку. Официант здесь обращается к посетителю хорошо поставленным, почти актерским голосом, коротко и ясно. С поклоном ставя на стол заказанное блюдо, он подтверждает вслух еще раз, что он принес... Казалось бы, ничего особенного, но выучка персонала «Ностальжи» высоко ценится в среде рестораторов, так как такие качества вырабатываются ежедневным тренингом. Это свидетельствует о работе с персоналом, поставленной на современный деловой уровень, с учетом использования самого передового мирового опыта в индустрии гостеприимства.
Существуют в ресторане и свои традиции, например, в качестве комплимента от ресторана преподносится бесплатное блюдо, которое вместе с аперитивом способствует возбуждению аппетита. Здешняя коллекция сигар, в том числе кубинских, обширна и безупречна. Посетители, в ожидании свободных столиков, занимают места у барной стойки. В Новый год в «Ностальжи» откупоривают бутылку драгоценного вина.
Таким образом, репутация ресторана «Ностальжи» сформировалась в результате каждодневной приверженности корпоративной философии, когда она поистине стала частью мировоззрения каждого члена коллектива. Высокий профессионализм и творческое использование самого передового опыта в индустрии гостеприимства позволили создать высокий фирменный стиль предприятия. Этот стиль неповторим, но опыт его создания становится классическим примером, предметом для изучения специалистами.
Контрольные вопросы
1. Какова суть соврем енной корпоративной философии в индустрии гостеприимства?
2. Каковы сущность и цели корпоративной культуры в индустрии гостеприимства?
3. Что такое корпоративная идентичность?
4. Что такое декларация о миссии?
5. Расскажите о предприятии индустрии гостеприимства, отличающемся высокой корпоративной культурой.
Заключение
В условиях рыночной экономики гостиничный и ресторанный комплексы России следует рассматривать как важнейшие элементы социальной сферы. За последние годы можно отметить много инноваций в секторе гостинично - ресторанного бизнеса не только в Москве, но и за ее пределами. Успешно работают предприятия индустрии гостеприимства, использующие опыт зарубежных специалистов из Европы, Азии и Америки. При этом сохраняются национальный колорит и самобытность, характерные для многонациональной России.
Поскольку и зарубежные, и отечественные ведущие специалисты в сфере гостеприимства подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деловой активности является прежде всего удовлетворение нужд клиента и только потом - повышение доходов предприятия, все организационные уровни предприятий участвуют в процессе выявления ожиданий клиентов и находят способы не только удовлетворить эти ожидания, но даже и превзойти их. Для успешного решения многоплановых задач необходимо овладевать разнообразными профессиональными знаниями. В частности, современный специалист должен знать деловой стиль работы предприятий индустрии гостеприимства, владеть научными основами стратегии поведения предприятия на потребительском рынке товаров и услуг, уметь формировать конкурентоспособный стиль предприятия, умело использовать элементы фирменного стиля в конкретных условиях, отражать внутреннюю структуру предприятия, его специфику.
Высокая культура в оформлении интерьера современных предприятий индустрии гостеприимства в России связана с достижениями зарубежных и отечественных дизайнеров, обусловлена не только стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом возникают положительные эмоции, улучшается настроение. Хорошо известно, что от интерьера во многом зависит не только настроение посетителей, но и условия работы персонала. Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер обеспечивает оптималь ные условия для обслуживания, оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, создает комфорт, как материальный, так и моральный. Особое внимание при создании фирменного стиля следует также уделять вопросам формирования положительного имиджа предприятия, рекламе и PR-деятельности, корпоративной культуре в индустрии гостеприимства.
В основной части данного учебного пособия все эти вопросы являются ключевыми.
Вместе с тем одна из главнах задач, стоящих перед профессионалами индустрии гостеприимства, -поднять престиж работников сферы общественного питания в России.
Этому, несомненно, способствуют конкурсы профессионального мастерства, выставки, тренинги и бизнес-семинары. Такие мероприятия являются своеобразным доказательством международного класса мастерства российских специалистов. Это - хорошая традиция и всегда яркое событие в жизни работников гостинично - ресторанного бизнеса.
Такие форумы - настоящий праздник красоты, вкуса и мастерства, возможность повысить профессиональный уровень, проявить индивидуальность, творческую инициативу, рациональность в организации сервиса и показе новых технологических решений.
Поэтому информация об организации проведения этих мероприятий и участии в них имеет немаловажное значение в формировании высококвалифицированных специалистов, способных не только создавать конкурентоспособный фирменный стиль, но и диктовать высокую моду в гостеприимстве на международном уровне. Основы организации проведения профессиональных конкурсов изложены в приложениях 2-4.
В силу различных причин в учебное пособие не вошли многочисленные иллюстративные материалы, примеры опыта работы различных предприятий гостеприимства как в России, так и за ее пределами, используемые на лекциях и при проведении семинарских занятий в Учебном центре «РМАТ - Измайлово». Эти материалы постоянно обновляются и пополняются в соответствии с последними мировыми передовыми тенденциями формирования фирменного стиля в гостеприимстве.
По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. Москва должна войти в десятку мировых туристских центров. И это во многом зависит от успешного развития гостинично-ресто-ранного комплекса России, что невозможно без подготовки специалистов по критериям профессионального туристского образования, соответствующим международным стандартам.