Матрица исследований содержания стратегий
Относительно контекста. Школа имеет пристрастие к большому бизнесу, что проявляется в стремлении к стабильным внешним условиям. Школа испытывает потребность в концепциях, в которые можно быстро внести коррективы. Здесь кроется основа концептуального раскола, когда одновременно менеджеры получают советы действовать по общепризнанным схемам, но в то же время быстро и неожиданно. Школой недооцениваются внутренние ресурсы компании.
Относительно процесса. Чрезмерное внимание уделено расчетам, а не творческому озарению.
Относительно стратегий. Вместо того чтобы исследовать нюансы стратегий, исследователи раскладывают их по полочкам. Менеджеры стремятся расшифровать прошлое, а не раскрыть будущее. Как следствие, школа стремится «остаться там», а не «попасть туда».
Школа принижает роль формулирования стратегии, опирается только на выбор стратегий из числа типовых, поэтому ее положения не могут быть использованы для создания новых типов стратегий (хотя и позволяют обеспечить стратегический процесс существенной информацией).
В условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды организации позиционирование не позволяет учесть вновь появившиеся факторы.
Школа предпринимательства при построении стратегии заботится о том, чтобы лидер организации, обладающий опытом и интуицией, проницательностью и здравомыслием, был способен строить понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением направления, именуемого видением (мысленным представлением стратегии).
Поскольку видение есть некий образ желаемого будущего состояния, постольку стратегия в этом смысле мало напоминает четкий план (выраженный в словах и цифрах).
Сами по себе образы и идеи, возникающие в голове человека, не обеспечивают его благосостояния, но в руках предпринимателя они становятся прибыльными, так как предприниматели придумывают новые комбинации известных идей.
Черты, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии, по мнению Г. Минцберга, имеют следующие особенности:
Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей (не растрачивает силы на решение проблем!).
В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя. В управлении предприниматель во многом полагается на личную власть и иногда на харизму. Власть ассоциируется исключительно с одним человеком. Вспомним: «У каждого из великих предпринимателей была своя собственная теория бизнеса», – писал П. Друкер.
Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации (преуспевать и в условиях нестабильности).
Развитие – главная цель предпринимательской организации (предпринимателем движет в первую очередь стремление добиться успеха; цель организации есть форма видения руководителя).
Таким образом, основные посылки школы предпринимательства заключаются в следующем:
• стратегия существует в сознании лидера в виде интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации;
• процесс формирования стратегии базируется на жизненном опыте лидера;
• лидер стремится реализовать свое концептуальное видение, внося в процесс своевременные коррективы;
• предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной и развивающейся, поскольку детали определяются «по ходу»;
• предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она предоставляет лидеру-провидцу свободу для маневра;
• предпринимательская стратегия тяготеет к поиску.
Отрицательная составляющая школы заключается в зависимости процесса разработки стратегии от одного лица – лидера. При этом модель самого процесса разработки стратегии напоминает собой модель черного ящика.
Когнитивная школа рассматривает формирование стратегии какментальный процесс с точки зрения познавательной способности человека. Предмет школы – процесс формирования стратегии.
Посылки школы познания:
• формирование стратегии протекает в сознании стратега как процесс познания;
• стратегии зарождаются как перспективы (в форме концепций, карт, схем, фреймов), предписывающие способы получения информации из окружающей среды;
• эта информация является только интерпретацией мира (объективная и субъективная ветви);
• стратегии далеки от совершенства, но их изменение сопряжено со значительными трудностями.
Рис. 10.2.1.Структурирование направлений формирования стратегий
Центральная идея – формирование стратегии является в том числе ипознанием, в котором сознание интегрирует огромные массивы разнообразной комплексной информации.
Структурирование направлений формирования стратегий в рамках рассматриваемой школы показано на рис. 10.2.1.
Школа обучения рассматривает формирование стратегии как развивающийся процесс. Суть стратегии – в совершенствовании способности организации приобретать, создавать, аккумулировать и применять свои знания.
Ключевой вопрос школы обучения – не как формулируются стратегии, а как они формируются. Источник стратегий кроется в решениях, которые принимаются работниками на всех уровнях иерархии. Эти малые решения и изменения могут привести к резкому повороту стратегического курса организации.
Развитие стратегических инициатив менеджеров среднего звена часто приводит к совершенствованию или изменению концепции корпоративной стратегии. Спонтанно возникающие стратегии делают упор на развивающее обучение работников организации как результат размышления о будущем с анализом результатов прошлого. Основные положения школы обучения заключаются в следующем.
1. Разработка стратегии должна иметь форму обучения (особенно в тот момент времени, когда формулирование и внедрение становятся неразделимыми).
2. Стратегом должен быть не обязательно руководитель организации (в большинстве организаций есть много потенциальных стратегов).
3. Ретроспективное осмысление предпринимавшихся ранее действий определяет инициативу всех работников организации. Удачные инициативы формируют опыт действий, которые могут перерасти в развивающуюся стратегию.
4. Задача руководителя организации заключается не в том, чтобы представить, какими будут сознательно разработанные стратегии, а в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии.
5. Стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого и превращаются в планы на будущее.
Помимо указанного часто выделяют стержневые компетенции как результат коллективного обучения. Секрет успеха здесь заключается в универсальном наборе способностей, которые позволяют организации производить отличные и трудновоспроизводимые товары, а также обеспечивать доступ к большому числу рынков. При этом выделяют стратегические намерения – главные цели как девиз организации, который понятен всем и влечет за собой. И последнее, о чем необходимо сказать, – это напряжение и система рычагов. Напряжение – несоответствие между ресурсами и устремлениями.
Коллективное обучение необходимо в тех случаях, когда требования к обязательным для создания стратегии знаниям носят расплывчатый характер или приходится вырабатывать стратегию путем взаимного подлаживания.
В том случае, когда при постоянном изменении окружения организация склонна принимать форму исследовательской, обучение становится обязательным условием сохранения гибкости. Тем самым школа обучения привносит в изучение процесса формулирования стратегии практическое содержание, отсутствовавшее в других рассмотренных нами школах.
Процедура формирования стратегии в рамках школы власти представляет собой процесс ведения переговоров.
Построение стратегий рассматривается как политический процесс, а сами стратегии – как политики. Разработка стратегии политическими методами предполагает приближение к ней шаг за шагом в процессе переговоров и компромиссов.
Школа рассматривает картину множества действующих лиц и коалиций, преследующих свои собственные интересы и выполняющих свои собственные задачи в организации. В этом случае стратегия – это своеобразная карта властной структуры организации.
Процедура формулирования стратегии для заинтересованных групп состоит из четырех генерических стратегий:
• наступательной (стремление повлиять на цели других групп);
• защитной (попытка увязать решение спорного вопроса с уступками в других, более значимых для группы);
• направленной на сохранение позиций;
• направленной на изменение правил игры.
Основные положения школы власти заключаются в следующем:
• формирование стратегии определяется властными силами как внутри организации, так и во внешней среде;
• стратегии определяются не столько как действия на перспективу, сколько носят спонтанный характер и принимают форму позиции или уловки;
• создание стратегии с позиций микровласти есть взаимодействие, основыванное на методах убеждения, переговоров, в форме политических игр вокруг пересекающихся интересов;
• с позиций макровласти стратегия представляет собой стремление организации контролировать действия агентов рынка или кооперироваться с ними.
Зеркальное отражение власти есть культура. Культура есть то, что связывает работников в единую сущность, называемую организацией.Школа культуры рассматривает формирование стратегии как коллективный процесс социального взаимодействия. Культура определяет стратегию, именно поэтому организации с разными культурами, но действующие в одном окружении, воспринимают внешнюю среду по-своему и разрабатывают разные стратегии.
Противоречивость процесса в том, что, с одной стороны, стратегия – это перспектива, а с другой – проявление позиций, укоренившихся в коллективных устремлениях работников. Поэтому сохранение действующей стратегии характерно для школы культуры.
Уникальность культурной системы организации составляет основу ее развития, проявляющуюся в формировании стратегии. Но стремление быть не похожими на других не должно быть самоцелью.
Формирование стратегии в рамках школы культуры превращается в управление коллективным познанием, однако обозначенная идея с трудом реализуется на практике.
Положения школы в большей степени применимы к организациям с богатой культурой, а также к крупным, давно существующим организациям, чьи устоявшиеся культуры укрепляют их проверенные практикой стратегии.
Школа внешней среды предусматривает формирование стратегии как реактивный процесс, при котором руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса. Его задача – определение внешних сил и обеспечение адаптации организации к изменениям внешней среды.
Стратегия в данном случае рассматривается как процесс поиска путей получения экономических ресурсов и преобразования их в ресурсы символические с целью защитить организацию от неопределенности внешней среды.
Однако если полностью следовать положениям школы, то получается, что организации лишены стратегического выбора, а их положение и состояние определено внешней средой.
Школа конфигурации рассматривает процесс формирования стратегии как процесс трансформации. Сам процесс разработки стратегии преследует целью изменение ориентиров деятельности организации, в то время как результирующие стратегии призваны стабилизировать ее движение в выбранном направлении. В этом отношении школа конфигурации в большей степени описывает последовательную реализацию стратегии в процессе устойчивого развития, которое нарушается случайными скачками организации в новые состояния.
Сам же процесс разработки стратегии сводится к построению концепции развития организации на базе сочетания подходов всех школ.
Ниже приведено шесть основных трансформационных стратегий, разработанных экспертами из компании Маккинси:
• эволюционно-институциональное строительство (постепенное реформирование из того расчета, чтобы линейные менеджеры получали возможность управлять переменами);
• встряски и реформирование (новые сферы бизнеса, новые процессы управления);
• гонка за лидером (быстрые результаты, изменения инициирует руководство);
• многоплановый фокус (перемены инициируются командой, перед которой стоят более высокие цели);
• систематическая перестройка (управляются командой, перемены планируются);
• мобилизация на уровне отдела (целевые группы для реализации идей менеджеров среднего звена).
Трансформация начинается, как правило, с перестройки зрелых организаций, основные моменты которой отражены в табл. 10.2.2.
Таблица 10.2.2