Стратегические решения в товарной политике: понятие товарной политики; основные составляющие рыночного механизма: спрос, предложение и цена; методы прогнозирования спроса; понятие товарной стратегии.
Товарная политика - совокупность целей, задач и основных направлений, определяемых высшим руководством организации в отношение, наиболее значимых характеристик товара и направленных на стимулирование сбыта, для достижения целей организации.
Товарная политика определяется на стадии разработки стратегии организации, а маркетинговые мероприятия по ее реализации являются частью стратегии маркетинга, его тактикой.
Составные элементы товарной политики:
ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации;политика в области качества ;ценовая политика ;сбытовая политика;информационная политика .
Спрос- это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара, определяемое затратами на его производство, а также соотношением спроса и предложения на рынке.
Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.
Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.
В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:
оперативное — до 1 месяца;конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;краткосрочное — от 1 года до 2 лет;среднесрочное — от 2 до 5 лет;долгосрочное — от 5 до 10 лет;
перспективное — свыше 10 лет.
Методы прогнозирования спроса
Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:
· эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
o социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
o экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
· экономико-математические, где преобладают объективные начала:
o статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
· специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).
Товарные стратегии - принципиальные направления товарной политики, следуя которым предприятие может обеспечивать стабильный объем продаж и прибыль на всех стадиях жизненного цикла продукта. Обычно к товарным стратегиям относят: инновацию, вариацию, элиминацию товара или услуги.
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия: понятие конкурентоспособности продукции и предприятия; качественные, экономические и маркетинговые характеристики, определяющие конкурентоспособность продукции; выбор рыночной стратегии.
Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Под конкурентоспособностью товара признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Параметры товаров-конкурентов можно подразделить на три группы: технические, экономические и маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
· показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.;качественные характеристики:сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции,соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции
· нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию,прибыль ,рентабельность, цена потребленя и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
,где Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;Пj — значение параметра;n — число параметров каждой группы.
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
,гдеJт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.