Либерализация цен и ее последствия
Произведенная правительством Е.Т. Гайдара в декабре 1991 г. реформа цен, то есть введение свободных цен на большинство товаров и услуг получило название "либерали-зации" цен. Принятая этим правительством тактика "шоковой" терапии своей целью ставила быстрое внедрение во все сферы рыночных отношений, отказ от централизованного директивного управления хозяйством. Эта тактика получила название польской модели перехода к рыночным отношениям, была недостаточно продумана, в ней не были учтены особенности России, поэтому ее последствия стали разрушительны для экономики. Господство на протяжении 70 лет планового руководства экономикой с его фондированием поставок энер-гии, сырья и материалов и жестким распределением продукции привело к тому, что сутью социалистического хозяйствования был лозунг: "вы только произведите - мы потребим", т.е. существовал искусственно поддерживаемый "дефицит производства". Рыночная или, как ее называли раньше, капиталистическая экономика по своей сути прямо противоположна. Производитель всегда в ней исходит из положения: "вы только потребите - я все произведу!". Именно поэтому рыночная экономика всегда содержит запас мощностей для производства дополнительных объемов товаров или услуг, старается быстро перестроиться при изменении спроса, моды, условий сбыта.
Авторы концепции либерализации экономических отношений, исходя из дефицитности производства, считали, что введение свободных цен подхлестнет предприятия к росту объемов выпуска продукции. Однако сложившиеся условия в Российской Федерации были специфичны и достаточно резко отличались от тех, которые уже долгое время существовали в странах с развитыми рыночными отношениями. Во-первых, дефицит производства был искусственным, так как а) очень часто потребители продукции брали ее "про запас", б) существовали огромные потери продукции или вследствие завышенных норм потерь, или просто халатного к ней отношения. Например, из 100 кирпичей бой составлял 20, выход готового дерева и древесины » 67% и т.д. Во-вторых, низкое качество выпускаемой продукции приводило к более быстрому ее выходу из экономического оборота. Например, каждый четвертый трактор, приходивший в колхозы и совхозы, разбирался на запасные части, не выдерживали установленной мощности и подвергались раньше времени капитальному ремонту станки, оборудование, автобусы, автомашины, менее половины сроков служили лаки и краски. Экономика строилась на принципе: "побольше менее качественного", тогда как цивилизованная рыночная экономика вследствие конкуренции, свободного выбора покупателей всегда придерживается правила: "меньше, но более высокого качества". В-третьих, в России сложилась высокая степень монополизации экономики, особенно в промышленности, когда подчас одно узкоспециализированное предприятие выпускало изделие или станок как единственное. В-четвертых, бурное развитие кооперативной собственности, числа предприятий в 1987-1990 гг., связанное с объявленной М.С. Горбачевым перестройкой экономики и курсом правительства Н.И. Рыжкова на развитие мелкой промышленности, привело к тому, что сложилась глубокая дифференциация заработной платы и цен на одинаковые виды изделий, произведенных в кооперативном и государственном секторе. Появились кооперативы на предприятиях, через которые продавалась часть продукции по более высоким ценам. Все это вызвало высокий дисбаланс цен, разрешить который можно было лишь коренной их перестройкой.
Введение свободных цен сразу и в большом масштабе в этих условиях оказало больше отрицательное влияние, чем положительное. Конечно, свободные цены, отказ от централизованного планирования и фондирования в короткие сроки обеспечили насыщение рынка потребительскими товарами отечественного и зарубежного производства. Однако при этом он подхлестнул широкий рост цен, так как многие предприятия стали отказываться от роста выпуска продукции в натуральном выражении, а наращивали стоимость ее выпуска с помощью цен. В 1992-1994 гг. наблюдался не только высокий рост цен потребительских товаров, но и увеличение их на орудия и предметы труда. За это время цены, например, в промышленности росли на 10-15% в месяц. Страна находилась на грани суперинфляции. Особенно высокий рост цен был в машиностроении, он не сопровождался улучшением качества, а в основном происходил за счет прибыли. Так, по промышленным предприятиям Ярославской области себестоимость за 1992-1994 гг. выросла в 117 раз, а прибыль в 179 раз.
Такая ситуация создала ряд резких различий - "ножницы цен", которые не преодолены до сих пор. Одним из таких противоречий является соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные изделия, поступающие в сельское хозяйство: техника, удобрения, стройматериалы и т.д. Конечно, в эти годы наблюдался резкий рост цен на продукцию сельского хозяйства, который намного превышал увеличение цен в промышленности. Так, цены на зерно выросли примерно в 316 раз, на мясо в 5 тыс. раз и т.д., тогда как цены на станки, автомашины в 40-70 раз, но так как цены сельскохозяйственных продуктов были традиционно низки (1 кг зерна стоил 14 коп., мяса - 1,5 руб.), то разрыв в ценах еще больше увеличился. Так, в 1994 г. "ножницы цен" между сельскохозяйственными продуктами и промышленными изделиями, идущими в сельское хозяйство, достиг 400%, тогда как в донэповский период он был лишь 300%. С помощью этих "ножниц" шло изымание дохода из сельского хозяйства в промышленность и обслуживающие отрасли. Разрыв в ценах, конечно, не в таком объеме, сохранился до сих пор, составляя около 70-80%.
Выходом из этого положения могут быть такие действия:
1. Ликвидация монополии потребителей сельскохозяйственной продукции: молокозаводов, мясокомбинатов и повышение закупочных цен.
2. Снижение издержек главным образом за счет увеличения выхода готовой продукции, т.е. повышения урожайности, удойности, яйценосности, продуктивности.
3. Дотирование государством производства важнейших видов продукции.
4. Более широкое развитие фермерских хозяйств, создание им благоприятных условий развития.
Вторым последствием политики либерализации цен являлось образование "ножниц цен" между продукцией сырьевых отраслей и перерабатывающих. Это касается цен на дерево, железную руду, ряд нерудных строительных материалов. Кризис в машиностроении привел к невостребованности большого количества металла, особенно пострадали Урал и Сибирь. Здесь так же, как в сельском хозяйстве, всегда существовала монополия потребителя, следствием которой были низкие закупочные цены этих сырьевых товаров. Создалась ситуация, когда, например по древесине, выгоднее стало ее продавать по низким ценам за рубеж, чем своим потребителям, что и стало проводиться в массовом порядке. Разрыв этот существует до сих пор. Он связан с продолжающимся кризисом машиностроения, низким уровнем развития отечественной мебельной и целлюлозно-бумажной промышленности вследствие захвата рынка импортными товарами, большим снижением объема строительства. Именно оживление в этих отраслях может как-то сгладить образовавшийся разрыв.
Третьим последствием "шоковой" терапии в ценах явился незначительный разрыв в ценах на станки, оборудование отечественного и импортного производства при огромных разрывах в качестве. Безудержный рост цен на станки, сложную бытовую технику, электронику, товары оргтехники при низком их качестве, открытости рынка привел к разорению или жалкому существованию предприятий этих отраслей вследствие захвата рынка мощными зарубежными фирмами. Покупатель как для производственных нужд, так и для потребительского рынка предпочитал более дорогие зарубежные сложно-бытовые товары, станки, оборудование отечественным. Именно это стало одной из основных причин до сих пор продолжающегося кризиса сбыта множества наших станков, машин, оборудования, бытовой техники и электроники. Здесь не спасают патриотические призывы и лозунги. Необходимость преодоления этих последствий всем ясна, однако для этого крайне важен подъем в экономике, резкий рост инвестиций.
Масштаб цен
Под масштабом цен понимается покупательская способность денежной единицы, связанная с общим уровнем цен. Масштаб цен определяет, сколько вы можете купить отдельных видов товаров или услуг на одну денежную единицу. Необходимо отметить, что покупательная способность одной и той же денежной единицы может значительно различаться по отдельным территориям одной страны или в разных государствах. Например, американский доллар обладает очень низкой покупательной способностью в США. Поездка только в Нью-Йоркском метро стоит около 80 центов, в Вашингтоне - 2,5 долл. Самая простая мужская стрижка стоит 8 долларов. У нас этот же доллар имеет покупательную способность в 4-5 раз выше, на него можно прожить, хотя и очень бедно, один-два дня, а 30 долларов или 180 руб. - это реально существующая заработная плата некоторых работников. Масштаб цен определяет различный уровень жизни по отдельным территориям: есть относительно "дешевые" территории, но и достаточно "дорогие" регионы или зоны.
Важными являются методы определения масштаба цен. Самым правильным было бы определение масштаба цен через изменение золотого содержания денежной единицы. Однако бумажные деньги во всех странах давно уже оторвались от золота, и только во внешней торговле при исчислении и погашении внешних долгов или отрицательном сальдо используется золотое содержание денежной единицы. Вторым способом определения масштаба цен является отношение денежной единицы к наиболее устойчивой или распространенной мировой валюте. У нас такой валютой приняли доллар США. Рублевый эквивалент доллара и его изменение являются достаточно точным инструментом снижения или повышения покупательной способности рубля, т.к. достаточно точно отражают колебания инфляции, изменения оптовых и отпускных цен. Однако доллар сам подвержен колебаниям, потому в международной и особенно европейской практике часто используют экю - теоретическую валюту Европейского Союза, которую планируют сделать реальной в 1999 г. Экю удобен тем, что устойчив, поэтому изменение его рублевого содержания зависит только от покупательной способности рубля. В нашей стране экю применяется для оценки уставного капитала коммерческих банков, а также как основа для начисления некоторых таможенных сборов.
Оригинальную методику определения покупательной способности рубля предложил В. Косой[3]. В основу своего расчета он положил определение стоимости жизни одного часа человека за месяц, то есть, какова сумма денежных средств, исходя из минимальной ставки, в которую обходится 1 час. Если денег требуется все больше и больше, тогда покупательная способность их падает, если же наоборот, то растет. Таким образом, динамика минимальной стоимости 1 часа жизни человека в месяц такова:
В месяц человек живет 720 часов (30 ´ 24), тогда коп.; коп.; коп.; коп., где 2050, 3470, 5500, 8349 - минимальные ставки, взятые в нынешних деноминированных рублях.
Как видно из расчета, за последние 5 лет 1 час жизни по минимальной ставке вздорожал в 4 раза (11,6 : 2,85), т.е. покупательная способность рубля упала в 4 раза.
Вместо минимальной ставки в числителе можно брать стоимость набора из 19 - 25 важнейших видов продуктов, которые рассчитываются статистическими органами. Данная методика скорее может быть использована для определения динамики покупательной способности рубля, чем стоимости 1 часа жизни, так как минимальная ставка не выражает этой стоимости.
Однако более точно динамику покупательной способности рубля можно выявить из сопоставления индекса доходов населения и индекса потребительских цен. Если первый индекс растет интенсивнее 2-го, то идет рост покупательной способности, а если же наоборот, то - снижение. Необходимо отметить, что в нашей стране с 1992 г. по октябрь 1996 г. индекс инфляции обгонял рост доходов, то есть происходило снижение покупательной способности. Лишь с ноября 1996 г. и за 1997 г. тенденция поменялась: цены стали расти медленнее, чем рост доходов, т.е. пошел процесс некоторого увеличения покупательной способности рубля. В то же время наш рубль после деноминации имеет большую покупательную способность на Украине, Белоруссии, чем в России, вследствие более высокого спада производства в этих государствах.