Система цен в рыночной экономике

Ф.Н. Завьялов

Практическое

ценообразование:

руководство для экономистов, маркетологов, бухгалтеров, менеджеров, бизнесменов,
студентов, изучающих экономику

Ярославль 1998

ББК У9 (2) 25

З 13

Рецензенты:

д-р экон. ннаук проф. М.А. Терентьев,

кафедра экономики и организации производства

Ярославского технического университета.

Завьялов Ф.Н.

Практическое ценообразование: Руководство для экономистов, маркетологов, бухгалтеров, менеджеров, бизнесменов, студентов, изучающих экономику / Яросл. гос. ун-т.
Ярославль, 1998. 142 с.

Рассматриваются теоретические и методологические основы ценообразования, организация его органов и состав санкций за нарушение дисциплины цен. Основное внимание уделено ценовой стратегии предприятия на рынке, рассмотрены такие направления ее реализации, как тактика “снятия сливок”, “убыточного лидера” и “нулевой цены”, быстрого возмещения затрат, проникновения на рынок, спокойной работы.

Анализируются особенности свободных оптовых, отпускных, розничных цен, тарифов на транспорт, бытовые и коммунальные услуги, цен бартерных сделок и таможенных пошлин.

Руководство поможет бизнесменам, менеджерам, маркетологам понять законы ценообразования, разобраться в их разнообразии.

ISBN 5-230-20567-9

  ã Ярославский государственный университет, 1998 ã Ф.Н. Завьялов, 1998

Введение

Перед менеджером, маркетологом, бизнесменом фактически ежедневно встают задачи, связанные с определением необходимого уровня цены для большего получения объема прибыли. Какую назначить цену, если фирма только начинает свою деятельность на рынке? На сколько снизить цену при сезонной распродаже? Стоит ли увеличивать цену, чтобы создать престиж фирмы? Как дифференцировать цены для различных слоев населения? Эти и многие другие вопросы подчас определяют успешное функционирование фирмы на рынке товаров и услуг.

Необходимо отметить, что интуитивный характер принятия важнейших экономических решений кончился и началось время осознанного, обоснованного анализа с учетом реалий рыночной экономики. Именно этим вопросам посвящена данная книга.

В ценообразовании, как и во многих других отраслях экономики страны, наблюдался переход от одной крайности в другую. Покончив с плановым, строго директивным и централизованным ценообразованием, часть нашей научной и учебной литературы вообще отказалась от него как самостоятельной дисциплины, считая его частью микроэкономики. Некоторые исследователи стали рассматривать цену как чисто рыночную категорию, целиком определяемую сложившимися условиями рынка.

Однако цена была, есть и всегда будет не только рыночной категорией, а и могучим рычагом воздействия государства, фирмы на хозяйственные процессы. Эта сторона цены широко используется правительствами во всех странах с цивилизованными рыночными отношениями. Определяя название своей работы как "Практическое ценообразование", автор попытался рассмотреть обе стороны цены, основное внимание он уделил возможностям использования ее как важнейшего составляющего экономической стратегии фирмы в ситуациях проникновения ее на рынок товаров, сезонных распродаж, перехода по ступеням рынка. Описаны тактика “снятия сливок”, “гонки за лидером”, убыточного лидера, быстрого возмещения затрат. Приведены особенности свободных оптовых, отпускных, розничных цен, тарифов и таможенных пошлин.

Автор выражает благодарность рецензентам, взявшим на себя труд просмотреть работу и высказавшим ценные замечания.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Предмет и задачи курса ценообразования

Предмет курса

Под ценообразованием понимается процесс формирования цены нового товара или услуги или обоснования и расчета изменений уже существующей цены. Таким образом, ценообразование является одним из основных и важных видов деятельности экономистов, маркетологов, финансистов, бухгалтеров, товароведов в их повседневной работе. Значимость этого процесса определяется огромной важностью оптимального определения уровня цены для фирмы. Для экономистов планово-финансовых служб процесс ценообразования связан в основном с необходимостью обеспечить нормальные условия работы предприятия, организации или фирмы, чтобы полностью воспроизвести затраты по производству и реализации продукции, получить такую сумму прибыли, которой было бы достаточно для успешного социально-производственного развития. Маркетологу ценообразование необходимо знать для обеспечения продвижения товара или услуги на рынке, успешной конкуренции его в достаточно сложной экономической конъюнктуре. Финансисту и бухгалтеру знание ценообразования необходимо главным образом для построения правильной политики отношений с налоговыми и финансовыми органами, банками, соблюдения нормативных положений при формировании затрат и калькулировании себестоимости отдельного вида товара и услуги. Изучение сложившейся практики ценообразования пока говорит о том, что многие предприятия, торговые фирмы действуют вслепую или по методу проб и ошибок, из сложившейся практики или интуитивно, неся при этом значительные потери или не получая запланированный уровень дохода.

Именно поэтому в предмет ценообразования включается изучение теоретических и методологических основ формирования цены нового изделия и изменения уже существующей, познания наиболее распространенных методов ее расчета, исследование ценовой стратегии предприятия, изучение особенностей отдельных видов цен.

Понятие цены и задачи курса

Из курса экономической теории широко распространенным определением цены стало предложенное К. Марксом понятие цены как денежного выражения стоимости. Однако оно неточно уже потому, что денежным выражением стоимости является не только цена, а и земельная рента как стоимость пользования землей, банковский процент как стоимость использования заемных денежных средств, т.е. цена является одним из денежных выражений стоимости. Стоимостная или, как ее еще называют, затратная концепция сущности цены долгое время господствовала в нашей экономической и учебной литературе и практике. Жестко централизованное, директивное управление ценами со стороны государства, неприятие рыночных отношений, отрицание возможностей рынка контролировать уровень цен, плановое фондирование и распределение практически всех ресурсов в наибольшей степени соответствовало такому подходу. Однако бурное развитие рыночных отношений, высокий уровень инфляции, когда выросли цены практически всех товаров и услуг без изменения стоимости, заставило усомниться в правильности или, по крайней мере, полноте отражения всех ситуаций марксистского подхода в определении цены. Понятие цены как денежного выражения стоимости неизбежно приводило к принятию цены как меры необходимого и прибавочного труда или затрат рабочего времени на производство и реализацию товара или услуги. Но нередки были ситуации, когда в субботу вечером при закрытии магазина цена товара была одна, а в понедельник утром уже другая, хотя ничего с данным товаром за воскресенье не происходило. Объяснить такие ситуации затратно-стоимостной концепцией было невозможно, но именно такие явления были массовыми в 1992-1995 гг. - период бурного развития рыночных отношений, галопированного роста цен.

Для более полного осмысления сущности цены в рыночных отношениях введем два ее понятия.

Нижний предел цены какого либо товара или услуги - это тот ее уровень, при котором рентабельность, рассчитанная к затратам, не снижает общей рентабельности предприятия или фирмы. Например, если сложившаяся рентабельность за какой-либо период по предприятию составила 17%, то, выпустив большую партию товара А с рентабельностью 10%, мы снизим общую рентабельность и предприятие может попасть в сложное положение. Установив же для нашего изделия А рентабельность 17%, мы, по крайней мере, сохраняем сложившийся уровень эффективности затрат. Нижний предел цены - это та граница, ниже которой начинается уменьшение сложившегося уровня эффективности производства.

Верхний предел цены - та максимально возможная величина, которую предприятие может получить в наиболее благоприятных условиях рынка. Естественно, это тот предел, к которому оно стремится. Верхний предел определяется многими факторами, речь о которых пойдет ниже, но, как это ни парадоксально, он может быть и ниже нижнего предела. Если ситуация на рынке неблагоприятна, идет достаточно жесткая конкурентная борьба, предприятие бывает вынуждено определить фактическую цену ниже сложившегося уровня рентабельности, что приводит к потере части прибыли. Нередки случаи, когда товары продаются по себестоимости и даже ниже. Графически это можно представить так:

 
  Система цен в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1. Соотношение нижнего и верхнего пределов цены

Принципиальное значение для фирмы имеет зона возможного маневрирования уровнем цены, определяющая те пределы, в которых возможно изменение цены без ущерба для экономического состояния фирмы. Именно в ее границах возможны различного рода скидки: для отдельных слоев населения, массовых потребителей продукции, работников своего предприятия и т.д. Размер этой зоны зависит как от внутрипроизводственных факторов, так и от состояния рынка, но практическому работнику, рассчитывающему цену нового изделия или услуги или определяющему размер изменения уже существующей цены, всегда необходимо знать возможный предел маневрирования уровнем цены.

Понятие нижнего и верхнего пределов цены имеет большое теоретическое значение. Нижний предел, фиксируя уровень эффективности производства, сложившийся на предприятии, непосредственно выражает объем затрат необходимого и прибавочного труда, воплощенного в товаре или услуге. Он воплощает в себе все факторы эффективного или неэффективного использования основных фондов и материальных ресурсов, уровень оплаты труда и необходимую сумму дополнительного дохода для социально-производственного развития предприятия, т.е. нижний предел цены - это воплощение стоимости товара, и все марксистские положения этой теории к нему применимы.

В противоположность ему верхний предел цены зависит не только от величины затрат и прибыли, а вбирает в себя множественные рыночные факторы, но главное, он отражает степень потребности в товаре, т.е. уровень его дефицитности, качества, возможности потребителей его приобрести. Таким образом, он выражает потребительную стоимость товара. Стоимость и потребительная стоимость - две стороны, отражающие диалектическую противоположность товара. На стадии производства стоимость товара главенствует и определяет уровень потребительной стоимости. При выходе товара или услуги на рынок начинает главенствовать потребительная стоимость, которая определяет уровень стоимости. Сама же потребительная стоимость выражает те условия, которые сложились на рынке данного товара. Она отражает степень потребности в товаре, его дефицитность, возможность удовлетворить разнообразные вкусы потребителей, распространенность на рынке, т.е. все то, что олицетворяет ценность товара. Таким образом, под ценой товара или услуги мы будем понимать денежное выражение его ценности. Под ней будем понимать признанную необходимость потребителя приобрести (купить) данный вид товара или услуги. В настоящее время, когда проводится пересмотр большинства положений марксистской теории, часть экономистов вообще отвергает понятие стоимости, считая его неправильным переводом термина ценность К. Маркса[1]. На наш взгляд, нельзя бросаться из одной крайности в другую и от догматического подхода к марксизму переходить к полному его отрицанию. Трудовая теория стоимости как одно из великих достижений К. Маркса принята во многих странах. Использование теории стоимости для обоснования нижнего предела цены является необходимым и наиболее плодотворным в поисках резервов его снижения. За пределами производства главенствующая роль стоимости отсутствует, она уступает место потребительной стоимости, которая и отражает ценность товара, выражаемую через цены. Естественно, на нее уже действуют законы спроса и предложения. Например, огромное значение приобретает закон Вальраса предельной полезности товара или услуги, который говорит о том, что каждый последующий товар или услуга всегда менее полезны, чем предыдущий. Человек, имеющий два выходных костюма и ни одной пары нарядных туфель, всегда приобретет себе выходные туфли, а не третий костюм. Конечно, этот закон определяет поведение одного покупателя и при большом их количестве имеет свою специфическую модификацию, иные факторы изменения потребностей: сезонный спрос, наличие запасов, жизненный уровень и т.д. Эти законы изучаются в микроэкономике, но именно они определяют уровень ценности или цены товара на рынке.

Цена как выражение ценности товара на рынке является той оболочкой, в которой эта ценность выступает на поверхности явлений. Согласно марксистской теории, в целом по экономике сумма цен тождественно равна сумме стоимостей, и если по отдельным видам товаров или услуг наблюдается рост цен, т.е. отклонение от стоимости в сторону ее превышения, то по другим группам происходит противоположное явление. Именно такой подход служил теоретической базой регулирования цен государством - завышение цен на одни товары и снижение их на другие. Однако за период 1992-1995 гг. инфляционные процессы охватили все сферы экономики Российской Федерации. Цены стремительно выросли на все товары и услуги, и непонятно стало, за счет чего же возможно сохранение тождества суммы цен и суммы стоимости. На наш взгляд, проблема заключается в том, что марксистская теория до недавнего времени исключала из общей суммы стоимостей стоимость товара рабочая сила, поэтому не могла объяснить такой парадокс, как изменение цен без всякого приложения затрат труда. За последнее время признание рабочей силы товаром стало всеобщим, сформировался рынок рабочей силы со своим спросом и предложением, качественными характеристиками. Включение этого вида товара в общую сумму стоимостей, а при выходе на рынок и ценностей, позволяет по-иному взглянуть на тождество “сумма ценностей равна сумме цен”. Если имеется рост цен на все товары, а уровень оплаты труда остается неизменным, то происходит снижение цены товара рабочая сила. Это-то и наблюдалось в период 1992-1995 гг., когда шло массовое обнищание населения страны. Если я не могу в понедельник купить товар, т.к. цена его с субботы поднялась, а моя зарплата осталась на одном уровне, значит, произошло снижение ценности моей рабочей силы и тождество осталось в равновесии. Понимание влияния действия экономических законов на изменение цен важно с точки зрения определения границ роста цен, установления их уровня адекватно сложившемуся спросу, т.е. разработки рычагов влияния на цены.

Анализ структуры цены

Перед формированием и характеристикой системы цен необходимо выделить те признаки, по которым мы сможем ту или иную экономическую категорию отнести к цене. С точки зрения воспроизводства в цене выделяются две части:

1) затратная, определяющая ту сумму расходов, которая была произведена при производстве товара или услуги. Получая за проданные товары или услуги денежные средства, мы компенсируем наши затраты, обеспечивая тем самым простое их воспроизводство;

2) доходная, уровень которой должен быть достаточен для социально-производственного развития самого предприятия или фирмы и отчислений государству для выполнения им общенародных функций - обороны, образования, поддержания порядка и т.д.

Это можно выразить с помощью схемы

 
  Система цен в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 2. Воспроизводственная структура цены

Наличие того или иного элемента определяет принадлежность той или иной экономической категории к цене. Она, однако, может состоять и только из себестоимости, а по ряду продукции включать лишь элементы чистого дохода. Это, например, относится к реализации отходов, цена которых не содержит производственных затрат, а состоит лишь из элементов чистого дохода. По нашей методологии учета все затраты по отходам списываются на основную продукцию.

Если рассмотреть структуру цены по стадиям прохождения товара или услуги, то она выглядит следующим образом:

Затраты на производство

               
    Система цен в рыночной экономике - student2.ru
 
    Система цен в рыночной экономике - student2.ru
  Система цен в рыночной экономике - student2.ru   Система цен в рыночной экономике - student2.ru
 

Рис. 3. Структура цены в процессе прохождения товара
от производителя до конечного потребителя

Объединив все затраты и чистый доход на каждой из стадий, мы получили воспроизводственную структуру цены. Знание строения цены по стадиям прохождения товара позволяет государству и местным органам разрабатывать и использовать рычаги регулирования ее за счет снижения количества стадий прохождения товара (количества посредников и перекупщиков), фирмам и предприятиям снижать цены благодаря организации фирменных магазинов, переходя на прямые связи с потребителями. Розничные продавцы часто снижают цены, договариваясь с оптовыми торговцами или производителями о компенсации теми затрат и т.д., т.е. рассматриваемая структура цены является основой регулирования экономических отношений в рыночной экономике.

Рассматривать систему цен будем в нескольких аспектах.

Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Понятие и состав методологии ценообразования

Под методологией ценообразования понимается система приемов, методов и принципов разработки, установления и изменения цены, т.е. это непосредственный механизм реализации объекта исследования.

Прием - математическое или логическое действие по расчету цены. В ценообразовании широко используются все математические действия. Из логических наиболее часто применяются приемы сравнения, аналогии, индукции, синтеза и анализа.

Метод - совокупность приемов разработки цены нового изделия или изменение уже существующей. В результате использования какого-либо метода мы имеем один или несколько вариантов цены, выбирая тот из них, который нам наиболее благоприятен. Основные методы будут изложены ниже.

Принципы ценообразования - совокупность исходных положений, ориентиров, нормативов при формировании цены товара или услуги. Принципы играют важнейшую роль, так как, руководствуясь ими, экономисты, маркетологи намечают определяющие направления в развитии ценовой политики.

Важнейшими принципами являются:

1. Уровень цены должен быть таким, чтобы в нем по возможности более полно удовлетворялись интересы производителей и общества в целом. Реализуя этот принцип, государство в законодательном порядке достаточно жестко устанавливает перечень основных элементов себестоимости, вводит в нее специальные налоги и платежи, прямые и косвенные налоги. Предприятия стараются установить такой уровень затрат и прибыли, чтобы нормально функционировать. Хотя, естественно, между государством и производителем есть всегда противоречия, разрешением которых и является уровень цен.

2. Обеспечение в цене нормальных условий воспроизводства. Цена должна быть такой, чтобы предприятия, торгующие организации могли: а) полностью воспроизводить затраты на производство и реализацию продукции или услуг, т.е. обеспечивался процесс простого воспроизводства нормальных экономически обоснованных затрат; б) поддерживать средний уровень оплаты труда в составе затрат не ниже среднеотраслевого или среднего по региону; в) обеспечивать уровень прибыли, необходимый для нормального социального и технического развития предприятия или фирмы.

3. Установление дифференциации цен, исходя из групп потребителей, качества товара или услуги, положения и стратегии предприятия на рынке, т.е. выделения интервала, в котором цена может колебаться без ущерба или даже с выгодой для фирмы.

4. Включение в состав чистого дохода элементов, отражающих общегосударственные и региональные интересы, т.е. налоги, сборы, платежи, акцизы и т.д.

5. Соблюдение единства в методологии и нормативной базе. Предприятия любой формы собственности обязаны соблюдать отраслевые инструкции по составу затрат, включать все необходимые виды налогов, соблюдать установленные правительством и его ведомствами нормативы непроизводительных расходов: потерь, порчи, представительских расходов и т.д. Это необходимо для правильного исчисления единой базы налогообложения, расчета сводных отраслевых и российских итогов.

Основу методологии ценообразования составляют такие науки, как экономическая теория, которая определяет понятийный аппарат, систему категорий и законов экономии. Важнейшее значение для ценообразования имеет микроэкономика как наука о рыночных отношениях, закономерностях изменения спроса и предложения, поведении потребителей и финансовых структур. Она устанавливает закономерности изменения цены на рынке товаров и услуг. Другой дисциплиной, которая оказывает огромное влияние на изменение и политику цен, является маркетинг. Изучая закономерности и возможности продвижения товаров и услуг на рынке, маркетолог использует цену как важнейший инструмент такого продвижения. Фирма должна строить свою ценовую стратегию именно на основе маркетинговых исследований рынка. Микроэкономика, маркетинг определяют в наибольшей степени верхний предел цены, т.е. поведенческие аспекты на рынке.

При обосновании нижнего предела цены основными науками, лежащими в основе его, являются бухгалтерский учетикалькулирование себестоимости товаров и услуг. Они определяют метод свода затрат, объект калькулирования, методы распределения комплексных затрат, транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции, т.е. именно с помощью этих наук мы определяем себестоимость товаров и услуг. Второй наукой, которая играет важнейшую роль при формировании нижнего предела цены, является налогообложение. Источником любых налогов в бюджеты всех уровней являются цены, и всякое изменение налогового законодательства в первую очередь отражается на них. Изучая объекты налогообложения, базу расчета всех видов налогов, налоговые платежи, данный предмет непосредственно определяет зависимость цен от налогов, без установленного включения которых нет и правильного ценообразования.

Инструментарий ценообразованию обеспечивают такие науки, как статистикаи экономико-математические методы и модели.Они лежат в основе используемых методов формирования цены нового изделия, обоснования изменения цены в зависимости от действия различных внутренних и внешних факторов. Моделирование поведения цены на рынке помогает учесть неожиданные ее изменения, предвидеть возможные потери или выгоду. Оно намного экономит средства на проведение маркетинговых исследований.

Из других наук, выводы которых широко используются в ценообразовании, наибольшее значение имеют экономический анализ, который количественно определяет финансово-экономическое положение производителей и потребителей, денежное обращение, изучающее закономерности оборота денежных средств в экономике страны и отвечающее на актуальные вопросы влияния изменения цен на инфляцию и покупательную способность населения. Таким образом, ценообразование является как бы собирательной наукой, в которой непосредственно используются знания и умения практически всего цикла экономических наук.

2. Краткие сведения из истории методологии ценообразования

В своем развитии методология ценообразования прошла достаточно тернистый путь, так как одним из самых легких способов объяснения причин неудач и провалов в экономике страны было объявление неправильной методологии ценообразования. Государство всегда рассматривало цены как один из основных рычагов управления экономикой, директивность и высокая централизация были неизменными их спутниками. Положительными в этом отношении были два момента: 1) высокая степень научности в разработке методологии; 2) строгий контроль за единством ее применения.

Впервые строго научные основы методологии ценообразования с позиций марксистской экономической науки были использованы в генеральной реформе цен в 1925/26 гг. и установлении цен 1927/28 гг. Именно тогда была выдвинута и обоснована общественно необходимая норма затрат труда (ОНЗТ), которая легла в основу всех концепций ценообразования в дальнейшем. Краеугольным камнем этой концепции было то, что ОНЗТ трактовалась как категория, объединяющая интересы производителей товаров и услуг и государства в целом. В фундаментальной работе М.А. Терентьева им дается следующая формулировка: "Под ОНЗТ следует понимать признаваемые и возмещаемые обществом затраты непосредственных изготовителей продукции для удовлетворения общественных потребностей"[2]. Естественно, что в ценообразовании необходимо было найти адекватную количественную меру ОНЗТ, и различия в подходах выражения ее обусловили использование той или иной концепции.

Наиболее продолжительный период в ценообразовании господствовала концепция усредненной стоимости, одним из авторов которой был Д.Д. Кондрашов. Впервые она была использована в ценах 1927/28 гг. и действовала до 1967 г., т.е. практически 40 лет. В упрощенном виде суть ее сводилась к тому, что в целом по экономике Союза была определена необходимая сумма прибыли, которую государство должно получить со всех хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы. Отношение этого объема прибыли к затратам хозрасчетных отраслей и позволило определить общественно необходимый уровень рентабельности:

Rобщ = Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Rобщ - общественно необходимый уровень рентабельности;

П - объем прибыли, получаемый с хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы;

З - общие затраты хозрасчетных отраслей.

Проведя такие расчеты, была получена цифра в 21%, т.е. для нормального развития государства необходимо на затраты хозрасчетных отраслей "наложить" рентабельность в 21%. Однако при более тщательном анализе поступлений в бюджет оказалось, что около 80% всех платежей производят всего четыре отрасти, уровень чистого дохода в которых был чрезвычайно высок: от 100% до 3000%: винно-водочная, табачная, хлебо-кондитерская и легкая. Тогда первоначальная формула была модифицирована, с нее убрали прибыли и затраты этих 4-х отраслей:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Пi и Зi - прибыль и затраты перечисленных выше отраслей.

Скорректированный уровень рентабельности оказался равным примерно 15% - эта цифра и была взята в качестве средней нормы рентабельности, отражающей ОНЗТ. Тогда цена, согласно этой концепции, определялась так:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Ц1 - цена товара или услуги по первой концепции,

С/ст - себестоимость товара или услуги.

Усредненный подход к определению рентабельности не означал ее единого уровня, целые отрасли (добывающая, лесная, электроэнергетика и др.) были планово-убыточными, зато другие - высоко прибыльны. Государство в больших масштабах использовало перераспределительную функцию и снимало доходы с одних отраслей и планово дотировало другие. Но 15% - был тот ориентир, которого старались все придерживаться. Если рентабельность продукции или услуг была ниже 15%, то такое производство считалось низкорентабельным. Если же этот предел превышался, то - наоборот. Более того, если по каким-либо видам продукции или услуг рентабельность была выше 21%, то накладывался налог с оборота. Нормальным было положение, когда планово убыточные предприятия платили большой налог с оборота. Например, если из 100 наименований продукции 80 были убыточны и в целом завод был убыточен, но у 20 видов рентабельность превышала 21%, то предприятие именно с этих 20 видов платило в бюджет налог с оборота.

Положительными моментами этой концепции была ее простота, четкость, широкие возможности для директивных органов осуществлять контроль за изменением цен. Однако концепция имела существенные недостатки. Во-первых, это уравниловка, т.е. практически одинаковый подход и критерии для всех отраслей. Во-вторых, наличие большого количества планово убыточных отраслей, которые всецело зависели от выделяемых дотаций и не могли сами развиваться. В-третьих, при нормативно утверждаемой рентабельности самым легким способом получения большей суммы прибыли было наращивание затрат, что, к сожалению, предприятия и делали. Лозунги экономии затрат оставались пустыми декларациями, т.к. концепция, сама жизнь толкала на рост затрат. В этом был ее главный недостаток.

С 1 июля 1967 г. в промышленности, строительстве и ряде других отраслей были введены новые цены. Этому предшествовала Генеральная реформа цен в 1965 г. в промышленности и в 1966 г. в других отраслях. Переход на новые цены сопровождался сменой методологии ценообразования, так как была принята концепция цены производства. Согласно ее положениям цена рассчитывалась по формуле:

Ц2 = себестоимость Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Rпр - рентабельность производства. Она рассчитывалась по формуле:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Фпр - производственные фонды хозяйственных отраслей;

Система цен в рыночной экономике - student2.ru - производственные фонды 4-х наиболее доходных отраслей.

В состав производственных фондов входили: 1) промышленно-производственные фонды, непромышленно-производственные фонды, средние остатки нормируемых оборотных средств (запасы товарно-материальных ценностей, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Как правило, рентабельность рассчитывалась в разрезе промышленности и ее отдельных отраслей. Концепция была построена на том, что в образовании стоимости в основном участвуют производственные фонды. Преимущества ее состояли в простоте, возможности директивного регулирования, дифференцированном по отдельным отраслям подходе. Однако недостатки первой концепции сохранились, т.к. рентабельность производства по-прежнему накладывалась на себестоимость и стремление увеличить размер прибыли за счет роста затрат сохранилось. Еще одним недостатком стала гонка предприятий за дорогими фондами. Именно с 1967 г. в стране начинается быстрый рост стоимости фондов, неадекватный улучшению их качества и производительности, и снижение фондоотдачи. Эта концепция просуществовала до 1992 г., т.е. 25 лет.

Однако в ее использовании существовал перерыв. С 1977 г. сначала в качестве эксперимента, а с 1979 г. и вся промышленность перешла на новую концепцию - цены труда. Суть ее состояла в следующем:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ФОТ,

где Rтр - рентабельность труда;

ФОТ - фонд оплаты труда;

Система цен в рыночной экономике - student2.ru .

Авторы этого подхода исходили из того, что создателем стоимости может быть только труд, стоимость которого выражается через оплату труда. Переход на новую концепцию сопровождался использованием такого сложного показателя, как нормативно-чистая продукция, который рассчитывался по всей номенклатуре изделий. Концепция не оправдала возлагаемых на нее надежд на заинтересованность предприятий в экономии затрат, но благодаря ее внедрению стало выгодным увеличивать фонд оплаты труда, а самым легким способом для этого было внедрение ручного труда. Именно после 1979 г. в экономике страны стало наблюдаться резкое замедление внедрения достижений научно-технического прогресса, не всегда оправданный рост численности работающих. Другой негативной тенденцией, которая появилась в связи с этой концепцией, стало "вымывание" из оборота дешевого ассортимента, все больший выпуск предприятиями высокоприбыльных изделий. Основной причиной этого было то, что в показателе нормативно-чистая продукция, по которой оценивалась работа предприятий, доля прибыли по отраслям промышленности колебалась от 25% до 55%. Это и породило стремление выпускать высокорентабельные, дорогие виды изделий в ущерб дешевым, в которых больше нуждалось население. Недостатки концепции "цены труда" были столь очевидны, что уже в 1981 г. от нее отказались и вновь перешли на расчеты цены по методологии "цены производства".

Были рассчитаны еще две концепции, которые, однако, не были приняты, а остались только в теоретической разработке. Концепция цен "оптимального плана" была рассчитана на материалах межотраслевого баланса затрат труда 1959 г. специалистами ЦЭМИ во главе с академиком Н.П. Федоренко. На основе МОБ была проведена оптимизация затрат труда по всем отраслям хозяйства СССР, через средние уровни оплаты труда перешли на стоимостные затраты труда, а уже через них на цены. Рост цен оптимального плана позволил сделать два принципиальных вывода: 1) структура цен, сложившаяся в экономике страны, нуждается в коренном пересмотре. Необходимо резко поднять цены на сырьевые, продовольственные товары и снизить - на готовые потребительские изделия, т.е. практически перевернуть ту "пирамиду цен", которая существует; 2) структура цен, которая сложилась в экономике стран с развитыми рыночными отношениями, близка к оптимальной, т.е. за длительный период развития капитализм достиг большей оптимальной структуры цен.

Вторая концепция была разработана Институтом экономики Академии наук СССР. В ней была сделана попытка объединить концепции "цены производства" и "цены труда". В упрощенном виде цена рассчитывалась по формуле:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где a и b - коэффициенты вклада производственных фондов и труда в образовании стоимости.

Расчеты по этой концепции были произведены по важнейшим отраслям экономики и промышленности. Однако авторы до конца не сумели обосновать, как рассчитывать a и b при формировании цен отдельных изделий и услуг. Как и предыдущая концепция, она осталась "мертворожденным дитем", т.к. без коренных преобразований в обществе, при господстве административного подхода в ценообразовании, любой научный подход в нем оставался невостребованным.

Коренные преобразования, которым подверглось ценообразование после реформ декабря 1991 г., введение свободных цен, рыночные преобразования объективно потребовали изменить и методологию формирования цены. С 1992 г. перешли на вариант первой концепции, т.е. как бы вернулись "на круги своя", но без нормативности и директивности. В насто-ящее время нижний предел цены определяется по формуле:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru себестоимость Система цен в рыночной экономике - student2.ru себестоимость,

где Rф - рентабельность предприятия или фирмы, которая определяется по формуле:

Система цен в рыночной экономике - student2.ru ,

где Пф - прибыль, доход фирмы;

Зф - затраты фирмы.

Изменение подхода в ценообразовании было связано еще и с изменением практики налогообложения, когда налог н<

Наши рекомендации