В отличие от похищения человека данное преступление осуществляется без перемещения человека, вопреки его воле, из одного места в другое.

Оконченным преступление признается с момента фактического лишения свободы. Продолжительность незаконного лишения свободы для применения ст. 127 УК значения не имеет. В то же время явно незначительный промежуток времени, на которое лицо было ограничено в свободе передвижения, может свидетельствовать о малозначительности деяния и в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК не рассматриваться как преступление*.

Согласие самого человека на изоляцию в определенном месте исключает состав рассматриваемого преступления. Однако последующее противоправное удержание лица, находящегося в определенном месте по собственной воле (например, сезонного рабочего по истечении срока контракта), является незаконным лишением свободы. Удержание заблудившегося ребенка вопреки его воле следует также квалифицировать как незаконное лишение свободы.

Лишение свободы другого человека в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости и при задержании по подозрению в совершении криминального деяния не рассматривается как преступление. Исключается ответственность и в случаях, когда родители осуществляют принудительно-воспитательные меры по отношению к своим несовершеннолетним детям.

Субъективная сторонанезаконного лишения свободы характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что помимо воли другого человека незаконно лишает его свободы и желает этого. Мотивы данного преступления могут быть различными: месть, ревность, хулиганские побуждения, способствование совершению другого преступления, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах, срыв деловых переговоров и пр.

Субъектнезаконного лишения свободы может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностное лицо за незаконное лишение свободы путем использования своего служебного положения несет ответственность по ст. 286 либо при наличии соответствующих признаков — по ст. 301 либо ч. 2 ст. 305 УК.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки незаконного лишения свободы, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 127 УК, аналогичны соответствующим квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам в составе похищения человека (см. анализ к ч. 2 и ч. 3 ст. 126 УК).

При совершении других криминальных деяний одновременно или в связи с незаконным лишением свободы содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

В примечании к ст.126 УК установлено, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления (так же как и в ст.206 при захвате заложника).Отличие похищения человека от незаконного лишения свободы состоит в способе совершения деяния. Похищение всегда предполагает завладение человеком и перемещение его в др. место помимо его воли, где он удерживается. Незаконное лишение свободы не связано с изъятием. Потерпевший по собственной воле приходит в определенное место, где его насильно удерживают.

Преступление определено законом следующим образом: "Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника".

Захват заложников следует отличать от похищения человека и незаконного лишения свободы (ст. 127 УК).

Прежде всего отличаются основные объекты преступления: общественная безопасность при захвате заложника и свобода личности при похищении человека. По характеру действия захват заложника носит открытый демонстративный характер, о факте захвата преступники сообщают средствам массовой информации, официальным органам. Похищение человека часто происходит тайно, и виновные об этом широко не оповещают, а сообщают только близким похищенного, если требуют выкуп.

Похищение человека всегда связано с его перемещением из места, где он находился, в другое место, а захват заложника может заключаться в насильственном удержании лица в месте его нахождения (общественном или служебном помещении, транспорте, собственной квартире и т. п.).

Захват заложников всегда связан с предъявлением определенных требований государству, организации или третьим лицам; похищение человека может совершаться без предъявления каких-либо требований, например, из мести, ревности, желании устранить конкурента, помешать лицу участвовать в избирательной кампании или с предъявлением требований самому похищенному, например, заключить невыгодную сделку, выплатить какую-либо сумму или предоставить право на имущество, дать согласие на вступление в брак и т. д.

При незаконном лишении свободы виновный никаких требований не предъявляет и не перемещает лицо из одного места в другое.

Целью преступника является именно лишение свободы потерпевшего, как правило, по каким-либо личным мотивам (месть, ревность и т. д.). Цель преступника, совершающего захват заложника, — добиться удовлетворения своих требований.

Наши рекомендации