Заражение венерической болезнью или вич-инфекцией

Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ)

Объектом преступленияявляется здоровье человека, а при заражении некоторыми видами заболеваний и жизнь человека.

Объективная сторона характеризуется:

– действием или бездействием;

– наступлением последствий в виде заражения венерической болезнью другого лица. К венерическим относятся такие инфекционные заболевания, как сифилис, гонорея, мягкий шанкр и некоторые другие;

– причинной связью между деянием и наступившими последствиями.

Заражение венерической болезнью– это ее передача лицом, знавшим о наличии у него такой болезни, другому лицу. Способ заражения на квалификацию преступления не влияет.

Преступление считается оконченнымс момента заражения другого лица венерической болезнью.(формальный состав)

Субъективная сторона– прямой умысел.

Субъект преступления– специальный – физическое вменяемое лицо, знающее о наличии у него венерической болезни.

Квалифицирующие признаки – заражение, совершенное:

– в отношении двух или более лиц;

– в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ) ВИЧ-инфекция– заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

Объективная сторона:1)по ч. 1 ст. 122 УК рФ – поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией другого лица.При этом способ поставления в опасность заражения (посредством полового сношения или через кровь) для квалификации преступления значения не имеет. Если вирусоноситель предпринял все необходимые меры для недопущения заражения ВИЧ– инфекцией, уголовная ответственность не наступает. Состав преступления формальный;

2) по ч. 2 ст. 122 УК РФ – совершение деяния, которое повлекло за собой заражение другого лица ВИЧ-инфекцией. Состав преступления по конструкции материальный;

3) по ч. 3 ст. 122 УК РФ – заражение ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, двух или более лиц либо заведомо несовершеннолетнего;

4) по ч. 4 ст. 122 УК РФ – ненадлежащее исполнение лицом профессиональных обязанностей (некачественная стерилизация шприцев, некачественная проверка донорской крови и т. д.), в результате чего было заражено другое лицо ВИЧ-инфекцией. В данном случае обязательно установление причинной связи между ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей и наступившими последствиями.

Субъективная сторона: – ч. 1–3 ст. 122 УК РФ – прямой умысел; – ч. 4 ст. 122 УК РФ – неосторожность. Субъект– специальный: – ч. 1–3 ст. 122 УК РФ – лицо, выступающее носителем ВИЧ-инфекции либо страдающее СПИДом; – ч. 4 ст. 122 УК РФ – лица, профессионально связанные с процессом лечения и обслуживания больных вирусом иммунодефицита (врачи, медсестры и т. д.), а также с получением или хранением крови (например, работники станции переливания крови). Лицо, поставившее в опасность заражения ВИЧ– инфекцией другое лицо или заразившее другое лицо ВИЧ-инфекцией, освобождается от уголовной ответственности при соблюдении следующих условий:

– лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни;

– оно добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

НЕОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БОЛЬНОМУ.

Неоказание помощи больному (ст. 124 УК). В Основах законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. регламентированы основные виды оказания больному медицинской помощи. В ст. 38 Основ, в частности, говорится, что первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания, порядок оказания которой устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании актов Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и др. В ст. 39 Основ говорится о случаях оказания скорой медицинской помощи. Она оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), и осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или специальному правилу. В ст. 41 и 42 Основ соответственно зафиксированы правовые положения оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Неоказание любого из перечисленных видов помощи больному расценивается как преступление (ст. 124 УК).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием в виде неоказания помощи больному без уважительных причин, независимо от вида заболевания и фазы его течения. Таким образом, речь идет о недобросовестном либо несвоевременном исполнении медицинским работником своих обязанностей.

Ответственность за неоказание помощи больному наступает при наличии правовой обязанности ее оказывать и обращения больного, или его представителя, либо других лиц за оказанием такой помощи. Обязательным условием наступления уголовной ответственности за неоказание помощи больному является отсутствие у виновногоуважительных причин, оправдывающих его бездействие (форс-мажорные обстоятельства (непреодолимая сила), помешавшие вовремя, явиться к больному, болезнь самого медицинского работника, препятствующая выполнению профессиональных функций, отсутствие необходимых лекарств, материалов, инструментов и пр.).

Состав преступления — материальный. Уголовная ответственность наступает, если неоказание помощи повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК — простой состав) или смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью (ч. 2 ст. 124 УК — квалифицированный состав). Между бездействием медицинского работника и наступившими вредными последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием двух форм вины. Для квалификации содеянного по ст. 124 УК должны быть установлены умысел по отношению к невыполнению лицом своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи больному и неосторожность (в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности) по отношению к наступившим вредным последствиям, о которых идет речь в ч. 1 и 2 ст. 124 УК.

Субъект преступления — специальный: лицо, достигшее 16-летнего.возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или со специальными правилами. Прежде всего это врачи, а также фельдшера, медицинские сестры, акушерки и др.

Незаконное производство аборта (ст. 123 УК). Каждая беременная женщина имеет право самостоятельно решать вопрос: иметь ребенка или нет. Операция по искусственному прерыванию беременности (аборт) может производиться лишь в соответствии со специальными правилами, допускающими производство данной операции только в медицинском учреждении, получившем лицензию на указанный вид деятельности врачами, имеющими специальную подготовку. В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. искусственное прерывание беременности может производиться при сроке беременности до 12 недель, по специальным показаниям (например, смерть мужа во время беременности, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, беременность в результате изнасилования и др.) — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний (например, заболевание ВИЧ-инфекцией, активные формы туберкулеза, хронический алкоголизм, наркомания и др.) и с согласия женщины — независимо от срока беременности.

Аборт принято подразделять на правомерный и неправомерный (криминальный). В ч. 1. ст. 123 УК криминальным признается "производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля", т. е. гинекологической специальности (гинеколог, хирург-гинеколог, акушер).

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья беременной женщины. Всякая операция по искусственному прерыванию беременности, а тем более незаконная, ставит под угрозу не только здоровье, но нередко и жизнь беременной.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в противоправных действиях, направленных на прерывание беременности. Способы совершения незаконного аборта могут быть различными (оперативный, механический, токсический и др.), на квалификацию преступления они не влияют.

Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента производства операции, завершившейся изгнанием плода независимо от того, причинен ли при этом какой-либо вред здоровью женщины. Если же плодоизгнания не произошло, то содеянное следует квалифицировать как покушение на аборт.

Незаконный аборт может быть произведен и в то время, когда плод уже способен к внеутробной жизни. Если действия по производству аборта вызовут преждевременные роды и приведут к появлению на свет живорожденного ребенка, которого затем лишают жизни, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений как незаконное производство аборта и убийство. Обязательным признаком незаконного производства аборта является согласие беременной женщины на его производство. В противном случае виновные должны отвечать за причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что, не имея соответствующего образования и, следовательно, нарушая установленные законом правила производства аборта, он тем не менее по просьбе женщины его производит, и желает совершить указанные действия.

Субъектом преступления (в соответствии с ч. 1-3 ст. 123 УК) может быть только лицо, не имеющее высшего медицинского образования необходимого профиля. Об этом недвусмысленно говорится в диспозиции ч. 1 ст. 123 УК. Поэтому мнение о том, что субъектом данного преступления может быть и лицо, имеющее требуемое образование, но нарушающее закон, которым установлены сроки, обстоятельства и место производства аборта, является неправильным.

Особо квалифицированный вид данного преступления (ч. 3 ст. 123 УК) имеет место, если производство аборта повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. Необходимым признаком объективной стороны этого преступления является наличие причинной связи между действиями, направленными на прерывание, беременности, и наступившими тяжкими последствиями. Состав преступления — материальный.

Смерть потерпевшей может наступить как во время производства аборта, так и после него.Тяжким вредом для здоровья потерпевшей являются, в частности, такие последствия незаконного аборта, как бесплодие, тяжелое хроническое заболевание, а также другие последствия, указанные в ст. 111 УК.

Рассматриваемое деяние является преступлением с двумя формами вины. Для квалификации содеянного по ч. 3 ст. 123 УК должны быть установлены прямой умысел виновного по отношению к производству аборта и неосторожность в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности по отношению к наступлению смерти либо причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Оставление в опасности

Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ) Объектом преступления является жизнь и здоровье человека, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению.

Потерпевшим от преступления может быть лицо при наличии одновременно нескольких признаков:

– оно находится в опасном для жизни или здоровья состоянии;

– оно лишено возможности принять меры к самосохранению в силу малолетства, старости, болезни или вследствие своей беспомощности.

С объективной стороны преступление характеризуется деянием в форме бездействия – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности.

Ответственность за оставление без помощи лица наступает при наличии двух условий:

– лицо было обязано оказать помощь. Такая обязанность основана на том, что виновный был обязан иметь заботу о лице, оставленном в опасности (например, родители обязаны заботиться о своих детях и т. п.), или виновный сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние;

– лицо имело возможность оказать помощь. Состав преступления формальный. Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления — специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное проявлять заботу о другом человеке (родители, опекуны, воспитатели, педагоги, телохранители и др.), либо само поставившее потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние (например, водитель транспортного средства, наехавший на пешехода, руководитель туристической группы, оставивший ее в горах в опасном состоянии).

Наши рекомендации