Приемка товаров: понятие, правовое регулирование.
Под приемкой товаров необходимо понимать процедуру (совокупность действий) подтверждения факта исполнения (полного или частичного неисполнения) соответствующих гражданско-правовых обязанностей, основанных на договоре купли-продажи. В рамках данной процедуры осуществляется проверка исполнения названных обязанностей по определенным показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки. Одной из целей приемки является выявление недостатков полученных товаров.
Рассматривая приемку с позиции механизма правового регулирования, необходимо отметить, что данная процедура представляет собой акт реализации (исполнения) обязанности покупателя принять товар. С другой стороны, осуществление приемки товаров может свидетельствовать и о полном или частичном исполнении обязанности продавца передать товар в соответствии с заключенным договором.
Приемка как процедура удостоверения факта исполнения соответствующих гражданско-правовых обязанностей имеет прежде всего гражданско-правовое значение. Однако практика позволяет обратить внимание и на публично-правовые стороны приемки. Главным образом это относится к документам, оформляющим указанную процедуру. Во-первых, выделим процессуальный аспект, то есть акт приемки или иной подобный документ может являться доказательством в арбитражном процессе. Во-вторых, акт приемки, особенно в сфере выполнения работ и оказания услуг, важен для налоговой сферы коммерсанта.
Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Прежде всего, необходимо выделить ГК РФ. Приемка товаров тут освещена в главе 30 «Купля-продажа». Однако законодатель в ГК РФ уделяет внимание приемке не только в сфере купли-продажи (торговли). В качестве примеров можно сослаться на ст.720 ГК РФ о приемке заказчиком работы, выполненной подрядчиком, а также на ст.909 ГК РФ, закрепившую обязанность товарного склада проверять товары при их приеме и во время хранения.
Рассматривая коммерческие отношения, стоит отметить, что приемка товаров характерна не только для оптовой торговли, но и для розничной. Соответственно источниками правового регулирования приемки товаров являются и отдельные акты действующего законодательства о защите прав потребителей. Целый ряд нормативных правовых актов, традиционно относящихся к транспортному законодательству, устанавливает правовые особенности приемки товаров при исполнении различных обязательств по перевозке. Наряду с названными источниками, правила приемки товаров, включая методы установления качества, определяются действующими нормативными документами по стандартизации, в частности государственными стандартами.
Приемка нормируется не только актами действующего законодательства, но и средствами индивидуально-правового регулирования - договорами. В коммерческих договорах возможны различные варианты закрепления условия о приемке.
Условие о приемке может формулироваться сторонами со ссылкой на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года №П-6, и Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года №П-7 (далее - Инструкции №П-6 и №П-7).В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный указанными Инструкциями, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. При этом в договоре допустимо, на наш взгляд, изменение соглашением сторон предписаний данных Инструкций. Помимо названных Инструкций при продаже импортных товаров иногда в договорах могут встречаться ссылки на Инструкцию о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденную Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года.
В случае несоблюдения указанных договорных правил о приемке товаров, правовые последствия определяются в зависимости от существа правонарушения.
Правила осуществления приемки товаров. Этапы приемки. Оформление результатов приемки.
Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В связи с этим у руководителей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.
Целями организации приемки являются:
· проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров;
· выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц;
· ускорение и удешевление процедуры приемки.
С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, различают:
1) приемку товаров покупателем непосредственно при взаимоотношениях с продавцом;
2) приемку товаров от транспортных организаций.
Порядок получения товара от транспортных организаций регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Различают случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.
Если груз выдается с участием перевозчика, составляется коммерческий акт (на автомобильном транспорте — проставление записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения не сохранности груза. Отказ в составлении такого акта может быть обжалован.
Приемка товара, непосредственно передаваемого продавцом покупателю либо получаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.
П. 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают, что порядок приемки по количеству и качеству регулируется двумя инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР:
1) Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. № П-6;
2) Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. № П-7.
В 1991 г. были подготовлены проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Названные инструкции № П-6, П-7 продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР. Даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций.
В практической же деятельности целесообразнее ссылаться на отдельные пункты указанных инструкций: о месте проведения приемки, сроках приемки, содержании актов приемки и др.
Госкомстатом РФ издан Приказ от 25.12.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций». Названным Приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам № Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями № П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, Приказ Госкомстата РФ № 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.
Отметим, что в стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно урегулирована частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют вспомогательную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.
Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем, с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах, требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями.
Нужно учитывать, что приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы.
Порядок приемки товаров по количеству и качеству внешне сходен. Вместе с тем в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при обнаружении дефектов товара этот товар продолжает существовать (кроме скоропортящегося). Можно неоднократно проводить экспертизу забракованных изделий и, в конце концов, достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты. В отличие от этого установление недостачи характеризуется одномоментностью и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскрытии вагона или автофургона установлено отсутствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно. Отсюда необходимость точного и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недостачи.
В договорах следует особенно тщательно прописывать требования о порядке приемки и фиксирования ее результатов.
В самой приемке принято выделять несколько этапов.
Начальный этап связан с процессом выгрузки товара из транспортного средства (вагона, контейнера, автомобиля и др.), когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В процессе выгрузки проверяется:
1) в части количества — вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте — открытом ящике, корзине, связке;
2) в отношении качества на первом этапе проверяется наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Одновременно должны быть зафиксированы механические повреждения тары, поломка, наличие признаков вскрытия.
При выгрузке товара приемка производится не менее, чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации. Количество выгруженного товара сопоставляется с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах. Сопроводительные документы — это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п. При отсутствии таких документов проверяется фактическое количество поступившего товара.
В случае обнаружения на первом этапе факта недостач или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей приемки. Здесь действуют следующие правила.
Дальнейшая приемка по количеству производится комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Если поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.
Эффективной мерой считается включение в договор условия, обязывающего покупателя незамедлительно извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размере. Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.
При неявке представителя поставщика, а также в случае, когда его вызов не предусмотрен договором, дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя.
В нее входят лица, начинавшие приемку. Кроме того, включается представитель, приглашенный из другой организации либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя. Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.1992 г. «О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества» при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллективом. Для проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены какие-либо дефекты, покупатель обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов представителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен, то для дальнейшей проверки качества товара вызывается эксперт. Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, их экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специализированных экспертных организаций. Для определения качества продукции хозяйственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной проверки не предусмотрена.
В случае неявки представителя поставщика, необязательности его вызова, а также при отказе экспертной организации в выделении эксперта дальнейшая приемка по качеству производится комиссией.
По результатам первого этапа приемки инструкции о приемке по количеству и качеству предусматривают составление акта приемки. На практике обычно не составляют акт о результатах первого этапа приемки, а оформляют его по итогам приемки в целом.
Комиссия проверяет количество или качество товара и составляет акт приемки товара . Требования к составлению актов и их содержанию установлены инструкциями о приемке по количеству и качеству. В акте должно указываться место проведения приемки, часы начала и окончания, фамилии и должности членов комиссии. Представитель, и том числе от поставщика, обязан иметь удостоверение на право участия в приемке. Номер и дата удостоверения отражаются в акте, а само удостоверение прилагается к акту.
В акте о выявленной недостаче необходимо указывать, проверялось ли количество товара при выгрузке из транспортного средства либо на складе покупателя. Отражаются данные о целостности транспортного средства, описывается содержание оттисков пломб. При приемке на складе покупателя в акте указывается, как была обеспечена сохранность товара до момента приемки. Описывается наружная маркировка тары, сохранность контрольных лент, наличие или отсутствие следов вскрытия тары.
В случае, когда определение количества товара требует использования измерительных приборов (весов, мерников и т.п.), в акте указывается, каким измерительным прибором определялось количество, а также данные о его проверке контрольным органом.
Выборочная проверка качества части товара с распространением результатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, установленных стандартом на товар или договором. Если такая возможность не предусмотрена, то проводится сплошная проверка всех изделий (всей партии). Отбор проб для выборочной проверки оформляется отдельным актом. Результаты исследования отобранного от партии образца (пробы) должны содержать данные о том, от кого и в каком состоянии поступил образец. Результаты исследования образца отражаются в акте приемки, к которому прилагается заключение об анализе образца.
В акте о ненадлежащем качестве товара указывается стандарт, на соответствие которому проверялось качество. Если качество товара проверялось по согласованному образцу или условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или соответствующий пункт договора.
Комиссия отражает в акте точное количество забракованного товара, степень понижения качества — в процентах или долях. Указывается характер дефектов, делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя. В акте должно даваться заключение о месте, времени и причинах порчи товара. Если сведения о причинах недоброкачественности товара отсутствуют, то порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, каковым в большинстве случаев является покупатель.
Акт приемки подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. К акту приемки прилагаются все сопроводительные документы, упаковочные ярлыки, удостоверение представителя, другие необходимые документы.
Важно соблюдение сроков приемки. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст. 477 ГК РФ. Согласно этой норме приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки детально. Согласно им приемка на первом этапе, т.е. при выгрузке из транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. Одновременно составляется акт по результатам первого этапа приемки. Сплошная приемка всей партии по количеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получателя в 10-дневный срок.
Проверка качества всего товара, кроме внешних повреждений, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, проводится в 20 дней, а скоропортящихся продуктов — в 24 часа с момента получения. Для отдельных категорий получателей инструкциями установлены иные сроки приемки товаров.
Товары, на которые установлены гарантийные сроки или сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. Ст. 477 ГК РФ устанавливает, что недостатки товара, на который отсутствуют гарантийные сроки, могут актироваться в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки.
Гарантийные сроки на большинство товаров в РФ устанавливаются продолжительностью в один год. Для отдельных видов товаров существуют сроки их использования. Они составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором.
Инструкция о приемке по качеству допускает перепроверку поставщиком возвращенных ему забракованных товаров в случаях, предусмотренных договором с покупателем.
Имеются особенности приемки для отдельных категорий покупателей. Так, оптовые и иные посреднические организации, переотправляющие товар в закрытой таре предприятия-изготовителя, при получении товара проверяют лишь число мест товара. Содержимое мест учитывается по сопроводительным документам и наружной маркировке тары.
Сплошная приемка со вскрытием тары и проверкой количества и качества товара в каждом тарном месте проводится посредником в случае поступления товара в открытой таре, поврежденной таре, таре без наружной маркировки, а также при наличии признаков не сохранности товара (наружные потеки, шорох от боя при перемещении).
Внутриместная приемка со вскрытием тары проводится также в случаях, предусмотренных договором с конечным покупателем. Такой порядок устанавливается, когда товар подлежит переотправке отдаленным потребителям, для которых затруднены возврат и замена товаров при обнаружении дефектов.
При отгрузке товара, подвергавшегося перепроверке, посредник наряду с документами изготовителя выписывает и прилагает собственные сопроводительные документы, удостоверяющие количество и качество товара. Изготовитель уже не несет ответственности за те недостатки, которые могли образоваться по вине посредника.
В остальных случаях посреднические организации переотправляют товар в исправной закрытой таре изготовителя по количеству мест и весу брутто без проверки содержимого мест и фактического качества товара.