Барьер трансакционных издержек на пути к полной трансформации.
Помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты (затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок). Эти затраты получили – трансакционные (от лат transactio – договор). Чтобы осуществить сделку фирме необходимо: 1)выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения (информационная составляющая издержек) 2) убедить их в выгодности совершения сделки (весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий) 3) провести переговоры, составить договор (затраты на само заключение сделки) 4) обеспечить гарантии выполнения соглашения сделки (издержки недолжного выполнения сделки). ТИ составляют значительные суммы. В EU составляют 50% стоимости товаров и услуг, в RU в условиях плохо организованного рынка, дефицита коммерческой информации они огромны. Это обуславливается сложностью реализации в условиях спросоограниченной экономики, высокой вероятности обмана, а также из-за затрат на поиск ресурсов.
Транзакционные издержки играют главную сдерживающую роль на пути к получению полной информации оптимальный объем поиска информации достигается в том случае, когда предельные информационные издержки равняются ожидаемой предельной выгоде от ее получения. Избыточный поиск сверх этого предела нерационален и должен быть прекращен. Невыгодность дальнейшего увеличения уровня информативности и составляет барьер трансакционных издержек.
Способы устранения информационной асимметрии.
Информационная асимметрия – данное явление представляет собой разновидность неполноты информации, ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая — не владеет.
Часть располагаемой информации известна всем субъектам рынка (данные о нац. валюте и единицах измерения основных товаров), другая – ограниченному кругу лиц (уровень цен на определенном рынке, технологии, применяемые в отрасли), третья - только самому субъекту (его собственные цели и намерения относительно бизнеса). Соответственно, стороны могут быть информированы в разной степени при совершении сделки –это и есть асимметрия информации.
Информационная асимметрия нарушает интересы и продавца, и покупателя. А при наименее благоприятном развитии событий может привести к деградации или даже к провалу рынка.
Практика рыночного хозяйства выработала эффективные способы самозащиты рыночных субъектов от информационной асимметрии (ИА). Наиболее важные из них:
· гарантии
· бренды
· дипломы, сертификаты
· судебная защита
· контрактная система
общим для всех перечисленных способах защиты от ИА является то, что их подключение способствует уменьшению неосведомленности и уравнивает положение контрагентов.
Гарантии.
Гарантии представляют собой обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег). Гарантии существенно снижают риск покупателя при покупке товаров сложных и долгоживущих. В конечном счете от гарантий выигрывает и производитель, потому что его товар перестает рассматриваться как некачественный («лимон»).
Бренды
Брендом называется слово, знак, выражение, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточная для идентификации потребителем товаров конкретного продавца.
Сделать разумный выбор потребителю часто помогает репутация продавца, а связать ее с конкретной продукцией позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку), наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды.
Выбирая из всего круга товаров бренд, покупатель наверняка переплачивает, чем если бы он купит товар «без имени», но он сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает уверенность в доброкачественности товара.
Дипломы, сертификаты
Уменьшению ИА способствуют и многие другие рыночные сигналы, получаемые покупателями товаров или факторов производства. Например, когда фирма нанимает сотрудников, возникает ИА (истинные способности работника известны лучше ему самому), которая частично снимается при предъявлении им дипломов и сертификатов. Достаточно выяснить, какой вуз окончил претендент, где стажировался и какие степени имеет, чтобы выяснить его способности, интеллектуальный уровень и тд.