Понятие института. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению институтов-правил и институтов-соглашений.
Понять, что такое институты можно, только выяснив основания их возникновения, проследив, как они развиваются, и определив те функции, которые они выполняют.
В литературе можно встретить несколько различных определений институтов [Davis, North, 1970]:
1. институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;
2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;
3. институты определяются как организационные структуры, например, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;
4. понятие «институт» может использоваться применительно к личности или к определенному посту (например, институт президентства);
5. теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.
Основное назначение институтов – поддерживать порядок и сократить риски, присущие обмену.
Израильский философ и политолог Э. Ульман-Маргалит выделила три типа первичных ситуаций, которые приводят к появлению норм, регулирующих поведение людей
Ситуация "дилемма заключенных"
Два преступника задержаны по подозрению в ограблении банка, однако против них недостает улик. Они могут получить небольшой срок – один год за те проступки, в отношении которых против них имеются улики (например, за хранение оружия). Задача следователя, ведущего дело, – заставить преступников сознаться в совершении преступления. Он разработал два альтернативных плана проведения допроса (табл. 1.2, 1.3).
Таблица 1.2
План А "Невидимая рука"
Преступник В | |||
Сознаться | Молчать | ||
Преступник А | Сознаться | -5; -5 | -10; 0 |
Молчать | 0; -10 | -1; -1 |
Если один из преступников признался в совершении преступления, а другой смолчал, то признавшийся получает максимальный срок – 10 лет тюремного заключения, а тот, кто не сознался, будет выпущен на волю. Если сознаются оба преступника, они получают по 5 лет заключения. Если оба молчат, каждый получает по 1 году заключения за ношение оружия. Каждый из игроков в данной ситуации принимает решение, не имея информации о выборе другого игрока. Выигрыши представлены в матрице игры, где числа означают величину отрицательной полезности, которая определяется количеством лет, проведенных в тюрьме. Соответственно (-5) означает, что преступник приговорен к 5 годам тюремного заключения, (-1) – 1 году тюремного заключения, (-10) – 10 годам тюремного заключения и (0) – преступник выпущен на свободу.
Доминирующая стратегия игрока А в данной ситуации – молчать: ведь если игрок В тоже молчит, то А получает 1 год тюрьмы, а если В сознается, то А вообще выходит на волю. У В также есть доминирующая стратегия: для него лучше молчать независимо от того, какую стратегию выберет А.Результат, когда оба преступника молчат, является стабильным; это означает, что каждый игрок останется доволен своим выбором после того, как узнает о выборе другого игрока. Такой стабильный результат имеет название "равновесие по Нэшу"[2].
Следователь не смог достичь своей цели – добиться от преступников признания – и придумал другой план.
Таблица 1.3
План В "Дилемма заключенных"
Преступник В | |||
Сознаться | Молчать | ||
Преступник А | Сознаться | -5; -5 | 0; -10 |
Молчать | -10; 0 | -1: -1 |
Преступники снова могут выбирать одну из двух стратегий. Оба знают: если никто из них не сознается, они получат минимальный срок – 1 год тюремного заключения за незаконное ношение оружия. Если сознаются оба, то каждый получает по 5 лет. Если признается лишь один из них, тогда гот, кто даст показания, выходит на волю, а тот, кто все отрицает, получает 10 лет тюремного заключения.
В этой игре у каждого преступника есть доминирующая стратегия – сознаться. Равновесием по Нэшу в этой игре будет набор стратегий {сознаться; сознаться}, которые выбирают игроки. В игре "дилемма заключенных" следование каждым игроком личной выгоде приводит к неэффективному для группы результату. Если бы оба преступника молчали, они были бы в лучшем положении – эффективном по Парето[3]. Здесь равновесие по Нэшу неэффективное, ведь преступники могли бы получить по 1 году, а получили по 5 лет. Но стимулы, действующие в этой игре, настолько сильны, что можно представить себе ситуацию, когда оба преступника сознаются в совершении преступления, даже если оба невиновны.
Обязательство может быть надежным в императивном или мотивационном смысле[4]. Обязательство будет надежным в императивном смысле, если игрок не может поступить иначе, потому что его принуждают к такому поведению или он лишен свободы действий.
Обязательство является надежным в мотивационном смысле, если игроку выгодно выполнить его.
Институт, который позволяет достичь эффективного для группы результата в ситуации "дилемма заключенных", содержит механизм принуждения к соблюдению правил.
Ситуация координации
Если автомобили движутся по разным сторонам дороги, то для того чтобы разъехаться, водителям нужно останавливаться и вести переговоры, чреватые издержками, поэтому в этом случае их выигрыши равны нулю. Если оба выбирают правую сторону дороги или оба водителя выбирают левую, то их выигрыши составляют по единице. Интересы водителей в этом игре не противоречат друг другу, они совпадают, поэтому здесь нет необходимости в принуждении. Но проблема в этой игре возникает в связи с тем, что здесь появляются два равноценных равновесия по Нэшу, и трудность заключается в том, чтобы осуществить выбор из этих двух равноценных результатов.
В | |||
Правая | Левая | ||
А | Правая | 1;1 | 0;0 |
Левая | 0;0 | 1;1 |
Для того чтобы игроки скоординировали свой выбор, нужен какой-то знак, сигнал,* который приведет их в фокальную точку (focal point). Фокальная точка — это равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе общего знания, помогающего им скоординировать свой выбор. Шеллинг проводил эксперименты с девятью типами координационных игр, и во всех девяти играх игрокам часто удавалось скоординировать свои действия
Итак, мы видим, что в ситуации координации институт необходим вследствие множественности возможных равновесий. Институт, возникающий в этой ситуации, не нуждается в специальном механизме принуждения, людям нужен лишь знак, сигнал о том, какое из равновесий им выбрать, ведь в ситуации координации они заинтересованы в нахождении единого решения.
Ситуация неравенства
Для того чтобы выяснить суть ситуации неравенства и институтов, возникающих в ней, представим себе некое аграрное общество до установления в нем прав собственности. В этом обществе живут два пастуха — А и В, и есть два пастбища — 1 и 2. Пастбище 1 — более плодородное, чем пастбище 2. Расстояние от жилищ обоих пастухов до каждого из пастбищ одинаковое. Каждую весну перед пастухами встает дилемма: на какое пастбище гнать свои стада. Оба пастуха предпочитают пасти овец на более плодородном пастбище 1, но в этом случае пастбище быстро истощается, и результат будет хуже, чем в том случае, если пастухи пасли бы свои стада на разных пастбищах. Следовательно, наибольший выигрыш пастухи получают, если пасут овец на разных пастбищах. Выигрыши пастухов представлены в матрице игры.
Игра «Два пастуха»
Пастух В | |||
Пастбище 1 | Пастбище 2 | ||
Пастух А | Пастбище 1 | 2;2 | 8;4 |
Пастбище 2 | 4;8 | 1;1 |
Для решения возникшей проблемы вводится институт прав собственности. Пастух А получает в свою собственность пастбище 1, а пастух В — пастбище 2. Оба пастуха выигрывают от передачи пастбищ в частную собственности, однако пастух А выигрывает в большей степени, чем пастух В, поскольку первое пастбище более плодородное. При решении проблемы координации возникает неравенство между пастухами.
Таким образом, право собственности как институт, возникающий в ситуации неравенства:
- решает проблему координации действий людей;
- сохраняет существующее неравенство.
К. Маркс в связи с этим выдвинул довольно сильное утверждение о том, что сам институт государства и вся общественная система и институты, которые ее поддерживают, являются институтами, служащими сохранению неравенства, и все они нацелены на то, чтобы защитить положение и собственность власть имущих. Однако институт частной собственности выполняет не только функцию сохранения неравенства, но и является необходимым условием для взаимовыгодного обмена, поскольку позволяеют людям координировать свою производственную деятельность и не тратить ресурсы на перераспределение богатства.