Сертификация и подтверждение соответствия.
Правовые основы сертификации установлены Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг". Сертификация - это осуществляемая независимой от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.
Целями осуществления сертификации являются:
создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле;
защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;
контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;
подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может быть обязательной и добровольной. Перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе.
Участниками сертификации являются:
Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.
центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации;
органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:
сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
формирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
представляет заявителю по его требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Сертификация включает следующие основные этапы:
Подача заявки на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.
Рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку и направляет заявителю решение по ней, содержащее основные условия сертификации.
Проверка качества товара, качества выполнения работ и оказания услуг по определенной схеме. Это может быть оценка мастерства исполнителя работ и услуг, оценка процесса выполнения работ и услуг, анализ состояния производства и т.п. Итоги проверки и испытаний отражаются в протоколах.
Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. Сертификат соответствия представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированных продукции, работ, услуг установленным требованиям. Срок действия сертификата определяется органом по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не может быть более чем три года. Держатель сертификата обязан указывать в документации (техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, выдавший его орган).
Соответствие некоторых видов продукции и услуг установленным требованиям может подтверждаться декларацией о соответствии. Декларация о соответствии - документ, а котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации. Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Изготовитель (продавец, исполнитель) принимает декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям (протоколов испытаний, сертификатов и т.п.). Декларация принимается на срок, установленный изготовителем, заполняется но установленной форме и подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Принятая декларация подлежит регистрации в органе по сертификации путем присвоения ей регистрационного номера и порядкового номера по реестру. В реестр, который ведет орган по сертификации, заносятся наименование организации (фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя), ее адрес, регистрационный номер, срок действия и вид продукции, соответствие которой подтверждено. Декларация о соответствии, принятая и установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне со сертификатом соответствия.
При обязательной сертификации продукции (работ, услуг) применяется знак соответствия. Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции (работы, услуги) установленным требованиям. Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, утверждается Правительством РФ. Реализация на территории Российской Федерации товаров, указанных в перечне, без наличия знаков не допускается. Применением знака соответствия считается маркирование им непосредственно продукции, ее упаковки, тары, сопроводительной технической документации, использование знака соответствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, иное введение в хозяйственный оборот. Право на применение знака соответствия при обязательной сертификации удостоверяется лицензией. Лицензия выдается изготовителю (продавцу, исполнителю) на основании сертификата соответствия вместе с последним на срок не более срока действия сертификата. Орган, выдавший лицензии, ведет их реестр.
42. Правовое регулирование ценообразования. Понятие и виды цен.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях.
3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.
4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).
В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.
Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами.
Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.
Способами прямого регулирования ценообразования является установление:
фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);
предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);
базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);
предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);
предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25%-го уровня рентабельности грузовых перевозок);
гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).
В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать:
льготное кредитование,
налоговые льготы,
бюджетные дотации,
компенсации затрат производителям.