Методика расчета влияния факторов третьей группы.
1. Воздействие условно-постоянных расходов:
где С – изменение себестоимости продукции за счет условно-постоянных расходов, в процентах;
и – индексы изменения условно-постоянных расходов и объема выпуска продукции;
– удельный вес условно-постоянных расходов.
2. Изменение суммы амортизационных отчислений:
,
где и – сумма амортизационных отчислений в базисном и планируемом переходах;
и – объем выпуска продукции в базисном и планируемом периодах, в рублях.
3. Влияние изменения доли амортизации:
где А – рост амортизационных отчислений в плановом периоде;
Т – прирост объема товарной продукции (по плану), в процентах;
– прирост стоимости среднегодовых основных производственных фондов, в рублях.
4. Влияние структурных сдвигов:
где и – переменные затраты на рубль товарной продукции отчетного и планового периода;
– объем выпуска продукции по плану, в тыс. руб.
Контрольные вопросы к теме 10
1. Каким образом показатели себестоимости связаны с другими экономическими показателями?
2. Методика анализа выполнения плана по себестоимости продукции.
3. Какова должна быть последовательность расчетов при анализе затрат на рубль продукции?
4. Какие базы сравнения следует учитывать при анализе себестоимости продукции?
5. Какие факторы и каким образом учитываются при анализе себестоимости продукции?
6. Какова должна быть последовательность анализа влияния структуры выпущенной продукции на изменении затрат на рубль продукции?
7. Какова должна быть последовательность анализа влияния цен на продукцию на изменение фактических затрат на рубль продукции?
8. Какова должна быть последовательность анализа влияния уровня себестоимости отдельных изделий на изменение фактических затрат на рубль продукции?
9. Какова последовательность анализа сметы затрат на производство и реализацию продукции?
10. Какова последовательность анализа отдельных видов изделий?
11. Как можно определить резервы снижения себестоимости?
Тема 11. Анализ формирования, выполнения плана (прогноза) и динамики прибыли от хозяйственной деятельности
Лекция 11. Анализ формирования, выполнения плана (прогноза) и динамики прибыли от хозяйственной деятельности
Основные понятия:
система показателей для анализа прибыли, прибыль за отчетный период, прибыль от обычных видов деятельности, прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы, прибыль (или убытки), отражающая внереализационные доходы и расходы, анализ состава и динамики прибыли за отчетный период, анализ прибыли от обычных видов деятельности, резервы увеличения прибыли.
Система показателей для анализа прибыли
Как экономические категории прибыль характеризует конечные финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, возможностей удовлетворения интересов инвестора.
Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности, как самого предприятия, так и величину платежей государству и инвестору. Она характеризует стоимостную оценку увеличения производственных возможностей предприятия за отчетный период.
СПРАВКА. В международной практике прибыльрассматривается как разница между доходами и расходами организации с учетом корректировок, обеспечивающих поддержание капитала на уровне не ниже его величины на начало соответствующего отчетного периода.
Убыток,формирующийся как превышение расходов над доходами, является обстоятельством, уменьшающим величину собственного капитала.
В составе прибыли за отчетный период ( ) учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прибыль за отчетный период включает:
Прибыль от обычных видов деятельности , исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость.
СПРАВКА. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) различают обычную и чрезвычайную деятельность.
Обычная деятельность (ordinary activities) — любая деятельность, осуществляемая предприятием как часть своего бизнеса, и такие относящиеся к ней виды деятельности, которые осуществляются впоследствии, присущи или возникают в результате обычной деятельности.
Чрезвычайная деятельность (extraordinary items) — доходы или расходы, возникающие в результате событий или операций, которые можно четко отделить от обычной деятельности предприятия и которые не происходят часто или регулярно.
Обычная деятельность, в свою очередь, подразделяется на операционную и другую (финансовую и инвестиционную).
Операционная деятельность – это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. К основной деятельности относят операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, услуг), которые являются определяющей целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода. Расходы, связанные с основной деятельностью, различают по функциям – производство, управление, сбыт и др. Финансовый результат от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов.
Другая деятельность предприятия разделяется на инвестиционную и финансовую. Инвестиционной деятельностью считают приобретение и реализацию тех внеоборотных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств.
Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от основной деятельности, финансовых и других доходов (прибылей), финансовых и других расходов (убытков);
прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы ( )
СПРАВКА. Операционными доходами являются:
· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (если это не предмет деятельности организации);
· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (если это не предмет деятельности организации);
· поступления, связанные с участием в уставных фондах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам (если это не предмет деятельности организации).
Операционными расходами являются:
· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (если это не предмет деятельности организации);
· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (если это не предмет деятельности организации);
· расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций (если это не предмет деятельности организации);
· расходы, связанные с реализацией, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
· отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
· прочие операционные расходы;
прибыль, отражающую внереализационные доходы и расходы ( ), т.е. результаты внереализационных операций.
СПРАВКА Внереализационными доходами являются:
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
· активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения;
· поступления в возмещение причиненных организации убытков;
· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
· курсовые разницы;
· сумма дооценки активов;
· прочие внереализационные доходы.
· Внереализационными расходами являются:
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
· возмещение причиненных организацией убытков;
· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
· курсовые разницы;
· сумма уценки активов;
· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
· прочие внереализационные расходы;
прибыль от чрезвычайной деятельности ( ).
Прибыль за отчетный период равна:
= + + + , (11.1)
В связи с тем, что подавляющую часть прибыли за отчетный период (85—97%) предприятия получают при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.
В процессе анализа используются различные экономические показатели, характеризующие прибыль. Среди них, помимо приведенных выше показателей , , , , с учетом требований МСФО можно выделить:
· валовую прибыль ( ), представляющую собой выручку от реализации за вычетом себестоимости продукции. В расчет этого показателя в соответствии с международной практикой не включаются коммерческие и управленческие расходы;
· чистую прибыль до налогообложения - , (EBT);. Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги);
· чистую прибыль после налогообложения - . Понятие чистой прибыли после налогообложения составляет прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
· нераспределенную прибыль . Нераспределенная прибыль (с начала ее формирования) представляет собой прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал.
· операционную прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT).
Анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, прибыль за отчетный период анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от обычных видов деятельности. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на отдельные виды товарной продукции, изменения объема и структуры реализации, изменения уровня цен на реализованную продукцию. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли отражающие операционные и внереализационные доходы и расходы.
Анализ состава и динамики прибыли
за отчетный период
Объектами анализ является прибыль от обычных видов деятельности предприятия.
Задачи анализа следующие:
· изучение особенностей формирования прибыли в отчетном периоде;
· исследование динамики изменения прибыли;
· выявление и количественное обоснование факторов влиявших на изменение прибыли;
· анализ распределения прибыли;
· выявление резервов и оценка возможностей увеличения прибыли.
Источником информации при анализе прибыли являются: форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»; сведения по счетам аналитического бухгалтерского учета 68, 84, 90, 91, 92, 99; плановые показатели из бизнес-плана предприятия. Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период составляется таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный период в разрезе ее составных частей. Рассчитывается изменение абсолютных значений и удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли за отчетный период (табл. 11.1).
Таблица 11.1.
Состава и динамики прибыли за отчетный период
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Изменения | ||||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес,% | Суммы, млн. руб | Уд. Вес, % | ||
Прибыль от обычных видов деятельности( ) | 837,0 | 86,2 | 940,0 | 82,0 | + 103,0 | 58,9 | |
Прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы ( ) | 100,0 | 10,3 | 150,0 | 13,1 | + 50,0 | 28,6 | |
Прибыль, отражающая внереализационные доходы и расходы ( ) | 34,0 | 3,5 | 56,0 | 4,9 | + 22,0 | 12,5 | |
Прибыль за отчетный период ( ) | 971,0 | 100,0 | 1140,0 | 100,0 | + 175,0 | 100,0 | |
Анализ следует проводить в условиях приведения величин прибыли за базовый и отчетный период в сопоставимый вид, т.е. с учетом влияния инфляции. Для этого, перед тем как проводить расчет прибыли, которая рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), т.е. доходами от обычных видов деятельности (без НДС, акцизов, которые не являются доходами) и затратами на ее производство и реализацию, выручка корректируется (уменьшается) на величину индекса роста цен, а затраты на величину роста цен по элементам себестоимости.
Данные, приведенные в табл. 11.1 показывают, что прибыль за отчетный период увеличилась на 175,0 млн. руб., в том числе за счет прибыли от обычных видов деятельности на
103,0 млн. руб., прибыли, отражающей операционные доходы и расходы на 50,0 млн. руб. и прибыли, отражающей внереализационные доходы и расходы на 22,0 млн. руб. В тоже время существенно изменился долевой состав прибыли. В структуре прибыли за отчетный период доля прибыли от обычных видов деятельности в сравнении с базовым периодом снизилась с 86,2% до 58,9%, значительно увеличилась доля прибыли, отражающую операционные доходы и расходы с 10,3% до 28,6% и доля прибыли, отражающую внереализационные доходы и расходы с 3,5% до 12,5%. Выявленное изменение структуры прибыли за отчетный период требует дополнительного анализа причин, вызвавших данное изменение. Как уже указывалось подавляющую часть прибыли за отчетный период (85—97%) предприятия получают при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности, и сокращение ее доли должно вызвать внимание аналитика – случайное это событие, или сложилась какая-то определенная тенденция. Для этого рекомендуется выполнить анализ динамики состава прибыли за отчетный период за несколько отчетных периодов (не менее трех). Если будет выявлена устойчивая тенденция снижения доли прибыли от обычных видов деятельности, необходимо, в первую очередь, изучить организацию планирования прибыли по видам деятельности, проанализировать структуру этих видов. Тот факт, что в отчетном периоде наблюдается такое значительное отклонение от базового (планового) периоде требует обратить особое внимание на качество планирования, в том числе по видам деятельности. Необходимость в подобных действиях вызывается тем, что каждый вид деятельности требует своих методов управления прибылью.
В нашем примере абсолютная величина прибыли от обычных видов деятельности увеличилась на 103,0 млн. руб. Но независимо от того, увеличилась или уменьшилась абсолютная величина прибыли, необходимо выполнить анализ факторов, влияющих на величину прибыли. Если прибыль увеличилась в соответствии с запланированными значениями, подобный анализ позволит определить, как влияют те или иные факторы в целях сохранения этого влияния в будущем, и обеспечения выполнения плановых заданий. Если величина прибыли отклонилась в любую сторону от плана (любое отклонение от плановых значений факт нежелательный, так как он показывает, что само планирование было недостаточно эффективным), этот анализ позволит выявить причины этого отклонения, и принять необходимые меры для предупреждения этих отклонений в будущем.
Анализ прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы ( ) показывает (см. табл. 11.1), что за отчетный период она возросла на 159,0% (+50,0 млн. руб.), и ее доля в составе прибыли отчетного периода выросла с 10,3% в базовом периоде до 13,1 в отчетном периоде. Основной причиной было увеличение поступлений, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации.
Прибыль, отражающая внереализационные доходы и расходы ( ) за отчетный период (см. табл. 11.1) возросла на 56,0% (+22,0 млн. руб.), и ее доля в составе прибыли отчетного периода выросла с 3,5% в базовом периоде до 4,9% в отчетном периоде. Причина увеличения внереализационных доходов, связанна с дооценкой активов предприятия.
В анализе отдельно не выделены прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности. Дело в том, что эти виды прибыли частично отражаются в операционных доходах (поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных фондах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам; операционных доходах от прочей реализации по реализации активов (реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).
Факторный анализ прибыли от обычных
видов деятельности
На величину прибыли от обычных видов деятельности, которая соответствует прибыли от реализации продукции (работ, услуг), влияют следующие факторы: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг).
Изменение объема реализации продукции (работ, услуг) влияет на массу (сумму) прибыли, получаемую предприятием. Увеличение объема продаж увеличивает массу прибыли, снижение – уменьшает. Так как сведения о реализации продукции берутся из бухгалтерских документов, то в величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), включаются поступления от реализации продукции.
Структура товарной продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема ее реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Затраты на производство (себестоимость) продукции один из главных факторов влияющих на изменение прибыли. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот, ее увеличение приводит к снижению массы прибыли.
Аналогичным образом влияет на сумму прибыли изменение цен, по которой реализуется продукция. При их увеличении сумма прибыли возрастает, а при снижении уменьшается.
Выполняя анализ влияния этих факторов на сумму прибыли, используют способ цепной подстановки, который позволяет рассчитать влияние каждого из этих факторов на величину прибыли. Для анализа предварительно формируют данные по базовому (плановому) и отчетным периодам (табл. 11.2).
Таблица 11.2.
Сведения для расчета влияния факторов на величину прибыли
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт) | Отчетный период |
Объем реализациипродукции (работ, услуг)- | 5424,0 | 5481,0 | 6404,0 |
Затраты на производство (себестоимость) продукции – | 4453,0 | 4497,0 | 5264,0 |
Прибыль от реализации продукции – | 971,0 | 984,0 | 1140,0 |
В гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода», показатели рассчитываются следующим образом: - фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении умножается на цену по плану; - затраты на единицу реализации продукции по плану умножаются на фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении; = - , где и из гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода».
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения «объема реализациипродукции (работ, услуг)» исходим из предположения, что при уменьшении/увеличении объема реализации пропорциональноизменяется и прибыль, получаемая предприятием (при условии неизменности остальных факторов: структуры товарной продукции; затрат на производство и цен, по которым реализуется продукция). Расчет выполняется по формуле (11.2):
, (11.2)
где - прибыль от реализации продукции в базовый период. = 971,0 млн. руб.;
- индекс роста объема реализации продукции. Он рассчитывается по формуле (9-3):
, (11.3)
где - объема реализациипродукции (работ, услуг) в отчетном периоде;
- объема реализациипродукции (работ, услуг) в базовом периоде (по плану). .
Отсюда, прибыль в отчетный период под влиянием изменения «объема реализациипродукции (работ, услуг)» и при неизменности остальных факторов, составила бы = 971,0 1,18 = 1145,7 млн. руб. Для выявления того, как повлияло в абсолютном выражении на изменение величины прибыли в отчетный период изменение объема реализациипродукции (работ, услуг), в соответствии с приемом цепных подстановок, необходимо из полученной условной величины изменения прибыли в отчетный период (1145,7 млн. руб.) вычесть сумму прибыли, которую планировали для базового периода. В этом случае исходим из предположения, что при подобном вычитании из величины суммы прибыли, которая могла бы быть под влиянием изменения объема реализации, плановой величины прибыли (при плановых величинах остальных факторов) выявится точное влияние этого фактора.
В нашем примере изменение величины суммы прибыли в отчетный период под влиянием фактора – «объем реализациипродукции (работ, услуг)» составило = - = 1145,7 – 971,0 = 174,7 млн. руб. То есть, прибыль отчетного периода под влиянием данного фактора увеличилась на + 174,7 млн. руб.
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения «структуры товарной продукции» исходим из предположения, что в фактических объемах реализации продукции отразилось изменение состава реализуемой продукции (увеличение/снижение более или менее рентабельной). То есть, если из изменения прибыли под влиянием изменения объема реализации продукции с учетом структурных изменений (она отражена в показателе «Прибыль от реализации продукции, пересчитанная на объем реализации отчетного периода» см. табл. 8, = 984,0 млн. руб.) вычесть то ее изменение, которое могло произойти под влиянием изменения объема реализации ( ), получим влияние фактора изменения «структуры товарной продукции». То есть, = - = 984,0 – 1145,7 = -161,7 млн. руб. Для нашего примера это означает, что под влиянием изменения структуры товарной продукции прибыль в отчетный период снизилась на 161,7 млн. руб.
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «цены, по которым реализуется продукция» исходим из предположения, что в фактических объемах и фактической структуре реализованной продукции отразилось увеличение/уменьшение цен, по которым реализуется продукция. Расчеты начинаются с определения суммы прибыли , которую могло бы получить предприятие при фактических значениях объема реализации; структуры товарной продукции (влияние этих факторов уже учтено) и фактических цен, и базовой (плановой) величине затрат (влияние этого фактора исключается). Выполняя подобный расчет из объема реализации за отчетный период – 6404,0 (см. табл. 8, гр. «отчетный период») вычитают затраты на производство (себестоимость) продукции базового периода, пересчитанную на объем реализации отчетного периода (факт) – 4497,0 (см. табл. 8, гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт)») = 6404,0 – 4497,0 = 1937,0 млн. руб. - = 1937,0 – 984,0 = 953,0 млн. руб. Это означает, что под влиянием изменения цен, по которым реализуется продукция, прибыль в отчетный период возросла на + 953,0 млн. руб.
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «затраты на производство (себестоимость) продукции» исходим из предположения, что при сравнении прибыли в фактических объемах, при фактической структуре реализованной продукции, при фактических ценах и фактических затратах, с прибылью, которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат и фактических значениях остальных факторов, отразилось влияние на прибыль изменения затрат на ее производство (под влиянием увеличение/снижение в объемах реализованной продукции той продукции, которая имеет большую/меньшую себестоимость). Для этого, необходимо из прибыли отчетного периода =1140,0 млн. руб. (см. табл. 8, гр. «отчетный период»), вычесть сумму прибыли = 1937,0 млн. руб., которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат, но при фактических значениях всех остальных факторов. - =1140,0 -1937,0 = -797,0 млн. руб. (проверить расчеты можно сравнением суммы всех значений изменения прибыли 174,7 + (- 161,7) + 953,0 + (-797,0) = 169,0 млн. руб. и суммы разницы между прибылью отчетного и базового периодов 1140,0 – 971,0 = 169,0 млн. руб. Эти величины должны быть равны).
Анализ изменения прибыли отчетного периода от обычных видов деятельности показал, как повлияли на ее величину отдельные факторы. Так, из-за изменения объема реализациипродукции (работ, услуг) прибыль отчетного периода увеличилась на 174,7 млн. руб., под влиянием изменения структуры товарной продукции и затрат на производство она снизилась, соответственно, на 161,7 млн. руб. и 797,0 млн. руб., и за счет изменения цен, по которым была реализована продукция она возросла на 953,0 млн. руб. Эти расчеты позволяют сделать некоторые выводы. На предприятии качество прибыли не высокое, так как даже ее увеличение за счет роста объемов реализации +174,7 млн. руб. (положительный факт) существенно ниже, чем потери прибыли из-за роста затрат -797,0 млн. руб. (факт отрицательный), а основная часть прироста прибыли отчетного периода была получена за счет изменения (роста) цен +953,0 млн. руб.
Так как под влиянием изменения структуры товарной продукции, прибыль отчетного периода снизилась на 161,7 млн. руб., необходимо выяснить по каким видам продукции это произошло, чтобы принять решение или о поиске резервов увеличения прибыли от их производства, или о целесообразности/нецелесо-
образности дальнейшего производства продукции, прибыль по которой снижается, т.е. необходимо провести анализ прибыли отчетного периода по отдельным видам продукции.