Учет и отчетность на предприятии.
Учет– это система, деятельность которой преследует цель предоставления информации для управления предприятием. Роль учета в осуществлении управленческой, плановой и контрольной деятельности на предприятии (в организации) представлена на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Роль учета на предприятии.
Видыучета на предприятии:
Ø финансовый: предоставляет информацию о взаимоотношении предприятия с его внешней средой посредством бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
Ø производственный: предоставляет экономическую информацию о внутренней среде предприятия (затраты и результаты по всем структурным подразделениям и предприятию в целом).
Функции учета – регистрация и расчет затрат и результатов в деятельности предприятия.
На основании данных финансового и производственного учета проводится анализ и планирование деятельности предприятия.
Состав учета затрат на предприятии:
а) ведение первичной документации, отражающей все хозяйственные операции в так называемых первичных документах;
б) ведение текущего учета, представляющего собой группировку данных из первичных документов в учетных регистрах;
в) составление отчетности – периодическое определение итоговых показателей работы предприятия по данным текущего учета.
Общая характеристикаучетной деятельности на предприятии представлена на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Общая характеристикаучетной деятельности на предприятии.
Процесс учета затрат методически организован и унифицирован для предприятий всех организационно-правовых форм.
Основными итоговыми документами финансовой отчетности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Документирование всех хозяйственных операций осуществляется в соответствии с типовыми формами учета и отчетности, утверждёнными Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ, Госкомстатом РФ. Порядок группировки данных из первичных документов устанавливается Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, разрабатываемым Министерством финансов РФ.
Баланс– основной вид финансовой отчетности, характеризующий в денежном выражении состояние средств предприятия (активы) и источники их образования (пассивы), а также финансовые результаты хозяйственной деятельности на отчетную дату.
Отдельные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках зависят от выбранного предприятием варианта учетной политики, основными элементами которой являются:
Ø способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
Ø способы оценки производственных запасов;
Ø группировка и включение затрат в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
Ø способы определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения;
Ø начисление износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, изделий и инвентаря;
Ø оценка кредиторской задолженности;
Ø распределение и использование остатка чистой прибыли.
Предприятие(организация)самостоятельно определяет объекты и методы учета затрат для целей формирования себестоимости продукции в своей учетной политике.
Затраты учитываются по соответствующим статьям в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты.
При формировании предприятием (организацией) себестоимости товаров и услуг надо иметь в виду, что методы распределения отдельных видов затратпо объектам учета применяются без изменения в течение отчетного года и составляют элементы учетной политики.
Если вместе с продвижением и продажей продукции собственного производствапредприятие осуществляет продвижение и продажу товаров и услуг других товаропроизводителей, а также оказывает прочие коммерческие услуги, то оно выступает как хозяйствующий субъект, занятый в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности.При этом предприятие должно обеспечить раздельный учет затрат по осуществляемым видам деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Дать сравнительную характеристику производственного и финансового учета на предприятии (в организации).
2. Прокомментировать применение заказного метода учета затрат.
3. Охарактеризовать состав учетной политики предприятия.