Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за ее осуществлением.
Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, на государственных инспекторов Госстандарта России возложена функция надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроля за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Правила осуществления государственного контроля предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
В содержании принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела основным является понятие частного дела как деятельности гражданина или юридического лица, основанной на частном интересе в сфере применения частного, а не публичного права. Это может быть, в том числе и предпринимательская деятельность. Частное дело гражданина или юридического лица в соответствии с рассматриваемым принципом должно быть защищено законом от необоснованного вмешательства в него со стороны любого лица и государства. Воплощением данного принципа служит действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
К числу основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся в том числе:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
4) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
Прямым продолжением принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, изложенного выше, служит принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. В частности в законодательстве закреплено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).
Так, ст. 22 упомянутого Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ говорит о том, вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
При этом при определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.
Сама защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрена также общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.