Управление реализацией стратегии. Метод бюджетов: сущность и порядок реализации.
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап: углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды;
доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.
Второй этап: разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификаций сотрудников.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.
Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений.
Пятый этап: корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.
Выполнение стратегии направлено на решение трех задач. Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Во-вторых, это оценка соответствия выбранной стратегии и внутриорганизационных процессов с целью ориентации деятельности предприятия на осуществление принятых стратегических решений. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивации, нормы и правила поведения, квалификация работников и т.п. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием.
Все отмеченные задачи решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии.
Проведение необходимых изменений способствует тому, что на предприятии создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят оттого, насколько предприятие готово к эффективному осуществлению стратегии. Можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа стратегических изменений.
Бюджетирование оптимизирует процессы принятия управленческих решений, позволяет объективно оценивать их возможные последствия, а также повышает эффективность управления финансовыми и материальными ресурсами. Если учесть, что суть бюджетирования в планировании всех аспектов деятельности, то становится очевидной необходимость внедрения таких систем как в небольших мастерских, осуществляющих ремонт ноутбуков acer или тошиба, так и на огромных предприятиях с разветвленной цепью филиалов и подразделений.
Бюджетирование является составной частью классической методики финансового анализа, согласно которой подход к финансовому планированию и прогнозированию делится на три категории:
1. Формирование прогнозной документации с предположительными данными о будущей финансовой отчетности при условии, что предприятие будет работать согласно плану, с учетом его потребностей в дополнительном финансировании.
2. Создание подробного денежного бюджета, который должен с максимально возможной точностью прогнозировать движение средств на предприятии. Сюда входят, к примеру, предположительные расходы на аренду помещений, ремонт ноутбуков, заработная плата, покупка материалов и мн.др.
3. Формирование текущего (оперативного) бюджета, то есть подробного прогноза структуры, величины и расходов, и доходов по подразделениям. Оперативный бюджет является базовым при составлении финансовых прогнозных документов.
Бюджеты разрабатываются для предприятия в целом, для всех его структурных подразделений, для каждого отдельного вида деятельности.
При грамотно проведенном бюджетировании достигаются следующие цели:
· координация деятельности отдельных подразделений предприятия и согласование их интересов;
· многогранное планирование операций, что позволяет решать задекларированные задачи;
· оперативный контроль деятельности предприятия и всех его подразделений.
Внедрение системы бюджетирования на предприятии позволяет четко планировать хозяйственно-финансовую деятельность, что минимизирует риски, увеличивает его рентабельность и сокращает расходы.
Управление по целям. Содержание и основные процедуры.
Управление по целям — Management by Objectives (сокр. — MBO) представляет собой систематический и организованный подход, позволяющий руководителям сконцентрироваться на Целях и достигать наилучших результатов в бизнесе.
Цель — это предвидение в мышлении результата бизнес деятельности. Постоянные Цели сотрудников отвечают на вопрос: Что улучшить в существующих бизнес процессах?. Временные Цели сотрудников отвечают на вопрос: Как достигнуть Постоянных Целей? или «Какие процессы нужно создать? Чтобы выполнять Постоянные Цели?
Управление по целям — метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение результатов деятельности (KPI) и планирование путей их достижения (Задачи, Проекты).
Концепция управление по целям впервые упомянута ее автором Питером Друкером, в 1954 году в своей книге «The Practice of Management». В этой книге описываются общие принципы управления по целям и рекомендации по постановке и контролю исполнения целей.
Очень частое заблуждение у менеджеров с данной концепцией, связанно с двухсмысленным переводом Management by Objectives, как «управление по целям» и «управление по задачам». В своих книгах автор пишет именно об управлении на основе поставленных целей, хотя всем очевидно, что цели недостижимы без реализации задач, необходимых для достижении этих целей. Поэтому сотруднику можно поставить как цели, так и задачи, и необходимо постоянно конролировать их достижение. Но очень важно понимать, что достигнуть результат — цель, можно только реализовав все средства — задачи!
Цель по определению находится «вне действия» сотрудника. Сотрудник может сделать задачи, которые ведут к достижению цели или результата, но на 100% гарантировать, что результат будет получен, никто не может.
Согласно выводам Питера Друкера, менеджеры должны избегать «ловушек времени» будучи вовлеченных в действия дня, забывать выполнять задачи направленные на достижение результатов — целей.
Пять базовых принципов MBO:
· Цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого ее сотрудника. Причем цели сотрудников должны напрямую вытекать из целей организации.
· Цели разрабатываются «сверху вниз» для обеспечения связи со стратегией и «снизу вверх» для достижения релевантности к сотруднику
· Участие в принятие решений. Процедура разработки целей для сотрудника — это процесс его совместного творчества с непосредственным руководителем. В системе МВО цели не просто «спускаются сверху», они действительно разрабатываются начальником и подчиненным совместно. В ходе обсуждений и руководитель, и подчиненный начинают лучше понимать, что именно необходимо делать и каким образом.
· Оценка проделанной работы и постоянная обратная связь.
· Все цели должны соответствовать правилу «SMART», тогда их можно использовать для построения эффективной Системы мотивации персонала.
Питер Друкер дал основную базу для зарождения современной концепции «управления по целям» — Системы KPI, задачей которой ставится определение нужных для бизнеса моделей ключевых показателей эффективности (выполнения поставленных целей):
· 5% сотрудников всегда работают хорошо,
· 7% сотрудников всегда плохо,
· для эффективной работы остальных 88% , всегда требуется постановка правильных целей и задач, с обязательным контролем их исполнения. Подрепить интерес сотрудников к индивидуальным результатам для их достижения, можно путем их привязки к денежному вознаграждению.