Управление фирмой в условиях рынка
Фирма – организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Главным из признаков классификации фирм являются форма собственности и величина фирмы. Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм: индивидуальное и частное предпринимательство, товарищество или партнерство, корпорация (АО). Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем кот-го явл-ся 1 человек. Он и выполняет функцию менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Не явл-ся юрид. Лицом, поэтому платит только подоходный налог. Товариществом называется бизнес, которым владеют 2 и более человек. Не явл-ся юрид. Лицом, несет ограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Легко организовывается, что позволяет привлечь дополнительные средства. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы несут ограниченную ответственность по долгам.
Организационные структуры управления фирмой
Организационная структура объекта управления (системы организации)отражает взаимодействие между его элементами, это упорядоченная совокупность отдельных элементов, образующаяся составляющими данную организацию подразделениями.
Одним из наиболее ценных качеств организационной структуры управления является ее гибкость, адаптивность, обеспечивающие быструю переналадку.
При этом работники должны понимать это как необходимость, требование времени.
Минимизация аппарата управления неизбежно ведет к
интенсификации его труда,
повышению профессионализма, снижению общих затрат на организацию и управление до оптимальных размеров.
Существуют следующие виды организационной структуры управления: простая и сложная, централизованная и децентрализованная, вертикальная и горизонтальная.
Структура рынка труда
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичнделе, скользящем графике рабочего дня.
На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ.
Кейнсианство
В кейнсианстве в центре внимания стоит проблема макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной мере поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясняет недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной является то, что люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Второй причиной он считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Для устранения безработицы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса на труд.
Институционализм
Представители институционалистского течения широко используют в своем анализе понятие «институты», под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые, технические социальные явления. Институты они считают движущей силой общественного развития. Также под ними понимаются общественные институты (семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция) и общественная психология (мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки).
Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод, который учитывает и эволюцию институтов, изменяющую условия жизни, и влияние экономики на сами эти институты.
Монетаризм
Высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке.
Чистая монополия
Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара.
Отсутствие заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы .В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще .В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.
Приватизация и ее методы
Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.
Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан.
Товар и его свойства
Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям.
В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например, воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом. Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. Блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться.
Товары делятся на следующие виды.
1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».
2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.
3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.
Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установления единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста . Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой , устанавливающей единую цену на все товары.
В ряде случаев ценовая дискриминация носит систематический характер, когда фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.