Малый, средний и крупный бизнес.

Предмет эк. теория

Предметом исследования политэкономии, в соответствии с классовым подходом к анализу фактов, являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию. Эконом. теория призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Именно поэтому предметом общей эк. теории выступают закономерности и факторы экономического роста.

Доход и прибыль фирмы

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Максимизация прибыли выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Прибыль равна общей выручки минус совокупные издержки. В них включаются: зарплата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, оплата предпринимателей, амортизация, проценты по ссудам, налоги, резервы. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Норма прибыли = чистый доход/сумма инвестиций на данный момент.

Организационная структура Российского бизнеса

В рыночной эк. в товарно-денежном обороте участвуют реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Они используют создание хозяйственных обществ. Юридическим лицом считается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юрид-ми лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими считаются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Полным называется товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Также существуют товарищества на вере, ООО, ОДО, АО, ОАО, ЗАО.

Совершенная конкуренция.

Отличительными чертами этой эк-ой сис-мы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников эк-ой деят-ти, не только капиталиста – предпринимателя, но и наемного работника.

Структура рынка труда

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичнделе, скользящем графике рабочего дня.

На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ.

Кейнсианство

В кейнсианстве в центре внимания стоит проблема макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной мере поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясняет недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной является то, что люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Второй причиной он считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Для устранения безработицы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса на труд.

Институционализм

Представители институционалистского течения широко используют в своем анализе понятие «институты», под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые, технические социальные явления. Институты они считают движущей силой общественного развития. Также под ними понимаются общественные институты (семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция) и общественная психология (мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки).

Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод, который учитывает и эволюцию институтов, изменяющую условия жизни, и влияние экономики на сами эти институты.

Монетаризм

Высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке.

Чистая монополия

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-моно­полист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представ­лена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара.

Отсутствие заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы .В зависимости от типа пред­полагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уро­вень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще .В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их при­обретения . В отличие от фирм, действующих в условиях чистой кон­куренции, предприятие-монополист осуществляет значительный конт­роль над ценой.

Приватизация и ее методы

Приватизация в переходной экономи­ке является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвоз­мездную передачу государственной собственности в руки отдель­ных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.

Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета ак­ций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ли­квидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акциони­рование, акционерное государственное предприятие с участием ино­странного капитала. Оценивая результативность перечисленных мето­дов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах исполь­зовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая по­купательная способность граждан в сравнении с потенциальной це­ной государственных активов заставляла в ходе реформы собствен­ности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных вау­черов позволяет сравнительно быстро распределить государствен­ные активы среди большого числа граждан.

Товар и его свойства

Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям.

В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например, воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом. Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. Блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться.

Товары делятся на следующие виды.

1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».

2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.

3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установле­ния единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фир­мы-монополиста . Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фир­ма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой , устанавливающей единую цену на все товары.

В ряде случаев ценовая дискриминация носит систематический характер, когда фир­ма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, воз­расту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.

Деятельности

Акционерные общества могут соединиться различные формы базовой собственности в зависимости от держателей (владельцев) акций - предприятий, государства, местных Советов, отдельных граждан. Целесообразность такого преобразования технико-экономически обосновывается, определяются ближайшие последствия и перспективы развития акционерных форм собственности, потенциальные возможности влиять на спрос и предложение рынка, подсчитываются издержки производства и прибыль .

Акционерные общества обладают рядом преимуществ по сравнению с другими видами деловых организаций, делающими их наиболее подходящей формой для крупного бизнеса в силу целого ряда причин. Прежде всего, акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товариществ с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей. Акционерные общества, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с нелорпорированным бизнесом. Поскольку акции обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.

Олигополия

Олигопо­лия - структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно от­нести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продав­цов. Если два продавца-это дуаполия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинает­ся отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигопо­лии подразделяются на "плотные" и "разряженные" олигополии. К "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рын­ка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов отно­сятся к “разряженным” олигополиям.

Сила оли­гополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предп­риятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, мед и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Природа фирмы

Под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Делят все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы - это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне её они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам – получать экономическую прибыль.

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм.

Модели рыночной экономики

Шведская модель. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Польская модель. Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Ев­ропе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протя­жении более пяти лет стабильно улуч­шаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достиже­ний следует считать создание реально действующего фондового рынка, уро­вень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

Венгерская модель. Благодаря выгодному географичес­кому положению, глубокой либерализа­ции, квалифицированности сравнитель­но низко оплачиваемых кадров стра­на превратилась в привлекательный объект для иностранных инвестиций.

Российская модель. Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.

Менеджмент

Менеджмент – система принятия и реализации решений, направленных

на достижение наилучшего

варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

4 функции менеджмента:

1) планированиепредполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.

2) Организациявключает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

3) Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду.

4) Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

А) производственный мен-т

Б) финансовый менед-нт

В) рыночный (сбытовой) менед-т, или маркетинг.

Стратегия –

Это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

2 типа стратегии:

· Оборонительная

· наступательная

Направления

оборонительной стратегии:

1) Имитационное (фирма следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичного продукта или его прототипа).

2) Стратегия выжидания используется фирмами, в планы которых входит уйти с данного рынка или быстро перестроить производство в случае, если другой конкурент успешно внедрился на рынке.

Направления

в выступательной стратегии:

1) Стратегия рационализации.

(предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений;

осуществляется финансовая

поддержка дочерних и венчурных компаний, на которых проверяется новая технология).

2) Стратегия дифференциации квоты преследует цель сохранения для фирмы значительной доли рынка при высокой прибыли.

3) Инновационная стратегия предполагает обновление продукции или услуг.

4) Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши.

Реализация этого направления связана со значительными затратами на научно-исследовательские работы, с деловым риском.

Периоды

Короткий период – отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными. Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин.

Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства. В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства. Поэтому все они становятся переменными.

Маркетинг –

Это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Процесс управления маркетингом предполагает:

· анализ рыночных возможностей

· отбор целевых рынков

· разработку комплекса маркетинга

· претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Внутрифирменное планирование маркетинга имеет 2 уровня: стратегия планирования фирмы и планирование маркетинга. Первое предполагает поддержание стратегического соответствия между целями фирмы и ее шансами в сфере маркетинга. Второе содержит планы в отношении каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы.

Организация маркетинга зависит от масштабов фирмы: в небольшой фирме работает 1 человек, в крупной – отдел маркетинга.

Контроль имеет целью убедиться в достижении намеченных результатов. В процессе контроля необходимо получить ответы на 4 вопроса:

1. чего мы хотим достичь?

2. что происходит?

3. почему так происходит?

4. что надо сделать для исправления положения?

Предмет эк. теория

Предметом исследования политэкономии, в соответствии с классовым подходом к анализу фактов, являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию. Эконом. теория призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Именно поэтому предметом общей эк. теории выступают закономерности и факторы экономического роста.

Доход и прибыль фирмы

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Максимизация прибыли выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Прибыль равна общей выручки минус совокупные издержки. В них включаются: зарплата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, оплата предпринимателей, амортизация, проценты по ссудам, налоги, резервы. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Норма прибыли = чистый доход/сумма инвестиций на данный момент.

Организационная структура Российского бизнеса

В рыночной эк. в товарно-денежном обороте участвуют реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Они используют создание хозяйственных обществ. Юридическим лицом считается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юрид-ми лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими считаются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Полным называется товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Также существуют товарищества на вере, ООО, ОДО, АО, ОАО, ЗАО.

Совершенная конкуренция.

Отличительными чертами этой эк-ой сис-мы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников эк-ой деят-ти, не только капиталиста – предпринимателя, но и наемного работника.

Малый, средний и крупный бизнес.

В соврем. Западной эк-ке мелкий бизнес образует самый крупный сектор хоз-ва. Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система франчайзинга и венчурного предпринимательства. Франчайзинг – система мелких частных фирм, кот-е заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных. Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, т. к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключениями являются лишь фирмы-монополисты, имеющие постоянного потребителя своей продукции.Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний и мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребления.

Наши рекомендации