Тема 2. Производственная функция маркетинга
Задание 3. Производство продукции на принципах социально-ответственного маркетинга
Условия задания.Организация производит и поставляет на рынок свежие овощи в ассортименте. Необходимо провести анализ и классифицировать производимую продукцию по степени соответствия сиюминутным и долговременным интересам потребителя и общества. Биологическая ценность овощей представлена в таблице 6. Результаты экспертной оценки соответствия овощей сиюминутным интересам потребителя представлены в таблице 7.
Таблица 6 - Биологическая ценность овощей
Наименования овощей | Энергетическая ценность 100г, кДж | Содержание витамина С в 100г, мг | Содержание белка, % |
Картофель | |||
Морковь | 1,3 | ||
Свекла | 1,7 | ||
Редька | 1,9 | ||
Капуста | 1,8 | ||
Укроп | 2,5 | ||
Петрушка | 3,7 | ||
Хрен | 3,6 |
Таблица 7 - Результаты экспертной оценки соответствия овощей сиюминутным интересам потребителя
Наименования овощей | Экспертные оценки | ||||||||||||||
Традиции употребления | Отсутствие дискомфорта | Легкость приготовления | |||||||||||||
Картофель | 0,5 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | |||||||
Морковь | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,1 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | |||||||
Свекла | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | ||||||
Редька | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | ||||||
Капуста | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | ||||||||||
Укроп | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,9 | |||||||||||
Петрушка | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | ||||||||||
Хрен | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
Методические указания:
1. Рассматривается классификация товаров в рамках социально-ответственного маркетинга (рисунок 1).
2. Выбираются параметры, характеризующие степень удовлетворения сиюминутных и долговременных потребностей. Сиюминутные потребности, как правило, ассоциируются с удовольствием от употребления продукта и легкостью его получения. Долговременные потребности обычно связаны с полезностью и безопасностью продукта.
3. Определяется степень присутствия параметров сиюминутной удовлетворенности в продукте на основе экспертных оценок.
4. Определяется степень присутствия параметров долговременной удовлетворенности в продукте. Параметры долговременной удовлетворенности оцениваются в соответствующих натуральных измерителях и переводятся в доли единицы по формуле:
|
где Pjk – значение j-го параметра для k-го продукта в долях единицы;
Njk - значение j-го параметра k-го продукта в натуральных измерителях;
Njо - значение j-го параметра базового продукта в натуральных измерителях.
5. Определяются границы матрицы соответствия продукта интересам потребителя и общества. Границы между низкой и высокой степенью сиюминутной и долговременной удовлетворенности устанавливаются на уровне , где n и m число параметров для оценки, соответственно, сиюминутной и долговременной удовлетворенности.
6. Определяется место продукта в матрице.
7. Формулируются выводы и предложения.
Решение: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сиюминутная удовлетворенность потребителя | |||
Низкая | Высокая | ||
Долговременная благотворность для потребителя | Высокая | Благотворно-здоровые товары | Желанные товары |
Низкая | Неполноценные товары | Приятно-угождающие товары |
Рисунок 1 - Классификация товаров в рамках социально-ответственного маркетинга
Таблица 8 - Оценка степени соответствия продукта интересам потребителя и общества
Наименования овощей | Тради-ции упот-ребле-ния | Отсут-ствие диском-форта | Лег-кость приготовления | Итого сиюми-нутная удовлет-ворен-ность | Энерге-тическая цен-ность | Содер-жание вита-мина С | Содер-жание белка | Итого долго-временная удовлет-воренность |
Картофель | ||||||||
Морковь | ||||||||
Свекла | ||||||||
Редька | ||||||||
Капуста | ||||||||
Укроп | ||||||||
Петрушка | ||||||||
Хрен |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |||||
Рисунок 2 – Матрица соответствия продукта интересам потребителя и общества
Выводы и предложения:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________