Вторая исходная ситуация расследования и система тактических задач
Как уже отмечалось выше, способ обнаружения незаконной предпринимательской деятельности в каждой исходной ситуации определяет последовательность и специфику тактических задач расследования преступления.
1. Вторая исходная ситуация. Содержание ее состоит в том, что выявляют факты реализации незаконно произведенной продукции или оказания услуг через предприятие оптовой или розничной торговли, в том числе на осуществление которых требуется наличие специального разрешения (лицензии). В одних случаях это результат поиска предприятий торговли, что вытекает из первой исходной ситуации. В других - результаты оперативно-разыскной деятельности, когда на официально зарегистрированных предприятиях торговли обнаруживают факты реализации незаконно изготовленной продукции. Кроме того такие факты могут выявляться контрольно-надзорными органами (ИМНС, СЭС, Транспортная инспекция и др.). Эти частные ситуации определяют не только последовательность в производстве тактических операций, сколько их содержание (См. рис. 4).
Условные обозначения:
последовательное решение задач
поисковая деятельность
Рис. 4.Вторая исходная ситуация и системы тактических задач
Все они, в конечном итоге направлены на доказывание, во-первых, общего объема незаконно произведенной продукции на предприятии–изготовителе, а также периода незаконной предпринимательской деятельности; во-вторых, уклонение от уплаты налогов и (или) страховых взносов предприятием оптовой или розничной торговли.
А) Установление в ходе оперативно-разыскной деятельности факта реализации легальным торговым предприятием незаконно произведенной продукции.
Как только, что было отмечено, предприятие торговли может быть установлено при его поиске, что определяется первой исходной ситуацией. В этом случае решается задача в установлении и фиксации данного факта, а в последующем – определении общего объема реализованной продукции через данное предприятие.
Б) Вторая частная ситуация возникает, когда в ходе оперативно-разыскной деятельности выявляют предприятие торговли, через которые реализуется незаконно изготовленная продукция. В данной ситуации успех расследования во многом зависит от правильной организации работы на этапе оперативно-разыскной деятельности. Основанием для проведения доследственной проверки будет служить рапорт об обнаружении признаков преступления либо заявление от пострадавшего. Поэтому сотрудники оперативных подразделений, в ходе доследственной проверки оперативной информации о фактах продажи незаконно изготовленной продукции устанавливают следующее:
- вид незаконно произведенной и реализуемой продукции. При этом незаконность производства продукции определенного вида, как правило, подтверждается низким качеством продукции, отсутствием акцизных марок, сертификатов качества, использованием известных торговых марок, и более низкой ценой по сравнению с аналогичным товаром;
- другие места продажи незаконно произведенной продукции данного вида, способы реализации (через рознично - оптовую сеть, реализация через специально созданные торговые предприятия, посредников);
- поиск местонахождения незаконного производства, виды незаконно производимой продукции, используемое оборудование, транспорт, места складирования сырья и готовой продукции;
- установление круга лиц, организовавшего незаконное производство, лица, в нем участвующие, в т.ч. и наемные работники, их связи, установление фактического места жительства, используемый транспорт, средства связи и др.
На первом этапе работы целесообразно проведение ОРМ в торговой организации с целью установления факта реализации незаконно изготовленной продукции а также нахождения ее на складе торговой организации (контрольная закупка, осмотр). Только после проведения данных ОРМ целесообразно проведение осмотра и инвентаризации, которые могут проводится параллельно. Для определения количества незаконно изготовленной продукции, реализованной через торговые организации и пока еще находящейся на складах, целесообразно проводить инвентаризацию.
Право требовать при наличии для этого достаточных оснований проведения осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе, и инвентаризации, закреплено п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции». В связи с тем, что инвентаризация - это один из способов контроля за хозяйственной деятельностью, ее производство регламентируется Приказом МФ РФ № 49 от 13 июня 1995 года, ведомственными инструкциями. Исходя из этого, к проведению инвентаризации целесообразно привлекать специалистов контрольно-ревизионных органов МФ РФ. Параллельно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей проводят инвентаризацию кассы. Напомним, что порядок организации и ведения кассовых операций регламентируется следующими документами:
- Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации №14-П от 5 января 1998 г., утвержденным Советом директоров Банка России;
- Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» №5215-1 от 18 июня 1993 г. (в розничной торговле);
- Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Письмом Центрального Банка России от 4 октября 1993 г. №18.
В ходе проведения инвентаризации необходимо обеспечить контроль за работой инвентаризационной комиссии, чтобы исключить факты припрятывания незаконно произведенных и поставленных на реализацию товаров, находящихся в складских помещениях торговой организации, и сокрытия кассовой выручки.
Параллельно производится осмотр торгового помещения, в протоколе которого отражается находящаяся на прилавке и в помещении незаконно изготовленная продукция с указанием ее индивидуальных признаков и цены; фиксируется, что указанная продукция предназначалась для продажи. Далее необходимо изъять всю незаконно изготовленную продукцию, включая любые иллюстрации, а также документы, содержащие информацию о количестве, ассортименте, источниках поступления, каналах сбыта данной продукции, изъять различные прайс-листы, рекламные буклеты и прочие документы, что также отражается в протоколе осмотра. При изъятии незаконно изготовленной продукции необходимо проверить и отразить наличие документов, дающих разрешение торговой организации на указанный вид предпринимательской деятельности; накладных, счетов-фактур на реализацию продукции; наличие договоров аренды помещения, лицензионных соглашений, сведений о регистрации организации и других документов, которые могут иметь значение по уголовному делу. В частности, как отмечалось при рассмотрении первой исходной ситуации, представители торговой организации могут быть соучастниками незаконного предпринимательства.
Кроме этого, в торгующей организации проводится выемка с целью изъятия документов (счетов-фактур, доверенностей, сертификатов качества, материалов предыдущих инвентаризаций), подтверждающих наличие остатков и реализацию через данную торговую организацию незаконно изготовленной продукции. В том числе изымаются и материалы неофициального внутримагазинного учета (черновые записи продавцов, черновые отвесы, расписки в получении и пр.). Наличие этих данных позволит в последующем в ходе судебно-бухгалтерской экспертизы сопоставить их со сведениями, установленными в ходе инвентаризации. Выявленные экспертом расхождения могут свидетельствовать о возможном соучастии представителей торговой организации в незаконной предпринимательской деятельности.
В том случае, если продавцы и собственник торгующей организации, отказываются от выдачи перечисленных документов в ходе выемки, то проводится личный обыск продавцов, руководителя и обыск по его месту жительства. В процессе обыска при поиске документов необходимо учитывать способы сокрытия поставки незаконно изготовленных товаров в предприятия торговли. Участники преступления чаще используют три способа – это поставка товаров без документов (чаще в отношении товаров, пользующихся спросом, которые поставляются небольшими партиями); поставка товаров по двум накладным, одна на реальное количество товаров, а другая – меньшее, после реализации к отчету приобщается накладная на меньшее количество товаров; поставка товаров на так называемое «свободное место», то есть по накладной товар доставляется в магазин (ларек), который реализуется, а затем поставляют еще.
После проведения указанных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий следователь, используя их результаты, может допрашивать свидетелей – сотрудников торговой организации (продавцов, собственника, товароведа, бухгалтера, грузчиков). Допрос собственника в качестве подозреваемого производится в том случае, если поставщиком незаконно изготовленной продукции даны показания, что продукция сбывалась через конкретного собственника торговой организации или будут обнаружены счета-фактуры (накладные) на поставку незаконно изготовленной продукции, которых нет в отчетах торговой организации. В ходе допроса выясняются следующие вопросы:
- кто производит поставку незаконно изготовленной продукции;
- как давно и в каких объемах поставляется данная продукция;
- каким транспортом доставляется продукция до торговой организации;
- какие сопроводительные документы предоставляются вместе с поставляемым на реализацию товаром (если таковые вообще предоставлялись);
- как (за наличный расчет, безналично, либо с использованием платежных суррогатов) производилась оплата за поставленный на реализацию товар, кто из работников оплачивал и кто из представителей организации, занимающейся незаконным предпринимательством, получал денежные средства;
- реализовывался ли аналогичный товар, поставляемый из других организаций; если да, то от каких.
Таким образом, в ходе проведенных следственных действий могут быть получены сведения о предприятии-изготовителе, незаконно производящим продукцию, что определяет направление поиска.
В) Установление факта реализации незаконно изготовленной продукции через конкретное предприятие торговли определяет необходимость решения другой задачи – установление общего количества продукции, реализованной через него, что позволит, во-первых, подтвердить общий объем незаконно изготовленной продукции на предприятии-изготовителе товаров и период, в течение которого оно производило продукцию, что используется в обосновании извлечения дохода в крупном (особо крупном) размере; во-вторых, доказать уклонение от уплаты налогов и (или) страховых взносов, если они совершены в крупном, особо крупном размере.
На основе полученной информации следователь решает вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, задача которой – на основании представленных на экспертизу материалов, полученных в ходе расследования уголовного дела (документов первичного и бухгалтерского учета, изъятых в торговой организации и в месте незаконного производства; «черновых» записей, касающихся сбыта незаконно изготовленной продукции; заключений товароведческой и судебно-технологической, почерковедческой экспертиз; протоколов осмотра, допросов и др.), установить общий объем реализации незаконно изготовленной продукции через торговые организации. В процессе экспертизы применяются различные методы экспертного исследования, применительно к исследованию документов торговых организаций используются метод контрольного сличения остатков (для предприятий розничной торговли и общественного питания) и восстановление количественного (количественно-суммового) учета (для предприятий оптовой торговли). В случае обнаружения и предоставления на экспертизу «черновых» записей, перед экспертом ставится вопрос: подтверждаются ли официальными бухгалтерскими документами (товарно-транспортными, кассовыми и др.) записи неофициального «чернового» учета о количестве и стоимости продукции (конкретного вида, незаконно изготовленной), реализованной через торговую организацию.
С помощью этих методов может быть определено общее количество незаконных товаров, которые реализованы за определенный период времени через торговую организацию.
Г) Установление факта ИМНС, СЭС и т.д. реализации легальным торговым предприятием незаконно произведенной продукции. Специфичной этой исходной ситуации состоит в том, что возможности получения информации о незаконном предпринимательстве в порядке оперативно-разыскной деятельности существенно ограничены и сбор доказательств производится только в процессуальном порядке. Большое значение в данной ситуации имеет оперативность работы правоохранительных органов после поступления информации из контрольно-надзорных органов, направленная на проведение следующих мероприятий:
- проведение осмотра в торговой организации, реализующей незаконно изготовленную продукцию;
- опечатывание помещений и последующая организация проведения инвентаризации с целью установления количества незаконно изготовленной продукции, находящейся на складе торговой организации и способа ее оприходования (или неоприходования);
- изъятие всей незаконно изготовленной продукции и направление образцов на экспертное исследование;
- получение объяснений от работников торговой организации о том, кто поставляет данную продукцию, как давно она реализуется через данную торговую организацию, каким транспортом доставляется, какие документы оформляются при приемке данного товара и кто из работников торговой организации занимается оформлением этих документов, как производится расчет с поставщиком данного товара и др.
Частный случай, который изначально возникает из второй исходной ситуации, когда устанавливают, что официально зарегистрированное торговое предприятие реализует продукцию, произведенную в легальным предприятием, но для производства которой требуется наличие лицензии. В этом случае на этапе установления в торговой организации факта и объема реализации незаконно изготовленной продукции решаются те же тактические задачи расследования, что и для второй исходной ситуации. Но как только обнаруживается официально зарегистрированное предприятие, выпускающее часть продукции незаконно, установление факта незаконной предпринимательской деятельности и другие тактические задачи решаются аналогично третьей исходной ситуации.