Общая характеристика и состав электронного офиса.
К офисным задачам можно отнести следующие: 1) делопроизводство; 2) контроль исполнения документов; 3) составление отчетов; 4) поиск информации; 5) ввод и обновление информации; 6) составление расписаний; 7) обмен информацией между отделами предприятия.
В перечисленных задачах выполняется ряд стандартных типовых процедур: 1) обработка входящей и исходящей информации; 2) сбор и последующий анализ данных; 3) хранение информации.
Электронным офисом называется программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления. В состав электронного офиса входят следующие аппаратные средства: 1) персональные компьютеры, объединенные в сеть; 2) печатающие устройства; 3) средства копирования документов; 4) сканер; 5) проекционное оборудование для проведения презентаций.
В последнее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных предприятия в домашних условиях, в гостинице, транспортных средствах привела к появлению виртуальных офисов.
71. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. «-» и «+» результаты монополизации.
Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса. 1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема. Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. 2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.): AR=TR/Q=PQ/Q=P, AR(Q)=P(Q).3. Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спросапри любом значении Q>0.
Докажем это утверждение. Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q); TR=Р*Q=P(Q)*Q — общий доход по определению; MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ — предельный доход по определению. Используем стандартную формулу (uv)'=u'v+uv', и перепишем уравнение предельного дохода: .Поскольку в условиях несовершенной монополии, крайним случаем которой является чистая монополия, кривая спроса будет убывающей. Экономический смысл этого неравенства заключается в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара:MRn+1=Pn+1-(Pn-Pn+1)Qn,где MRn+1 — доход от реализации n+1 единиц товара; Pn, Pn+1- цены реализации n и n+1 единиц товара; Qn- объем реализации в размере n единиц. Поскольку Рn- Pn+1>0 (цена сокращается по мере увеличения объема продаж), MRn+11.
Предельный доход и спрос (случай линейной функции спроса).Предположим, что кривая спроса монополиста не только имеет отрицательный наклон, но также линейна, как это представлено на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Линейная функция спроса фирмы-монополиста
Тогда функцию спроса (обратную) можно записать в общем виде уравнением Р=a-bQ,где а,b — положительные константы. Соответственно функция совокупного дохода имеет вид TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.Поскольку предельный доход всегда равен первой производной совокупного дохода, уравнение функции MR имеет вид МR=dTR/dQ=a-2bQ.Обе функции начинаются при цене Р=а, но наклон кривой MR (-2b) вдвое больше наклона кривой функции спроса (-b). Геометрически кривая MR монополиста делит горизонтальное расстояние между кривой спроса монополиста и вертикальной осью на две равные части, другими словами отрезок АВ=отрезку ВС.
Условия максимизации прибыли фирмы-монополиста. Предположим, что структура издержек фирмы-монополиста задана кривыми АТС и МС и ТС, а предельный доход определяется кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и фирма не может воздействовать на нее, являясь ценополучателем. Для максимизации прибыли (или минимизации своих потерь, если получение прибыли невозможно) фирма должна определить оптимальный в данных рыночных и технологических условиях объем выпуска. При чистой монополии фирма может максимизировать прибыль, выбирая либо соответствующий объем, либо цену.
Два подхода к определению условий максимизации. Существует два уже известных нам взаимосвязанных подхода к определению условий максимизации прибыли. 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода. Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и ТС будет максимально большой: max п = TR -TC
Рис. 5.3. Определение максимального уровня прибыли
На рис. 5.3 видно, что монополист будет получать экономическую прибыль в любой точке отрезка АВ, но максимальная прибыль может быть получена лишь в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает оптимальный объем производства, т.е. объем, максимизирующий прибыль в краткосрочном периоде. Необходимое условие максимизации прибыли можно записать следующим образом:Совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором предельная прибыль равна нулю. Мп=0.Предельная прибыль (Мп) — прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Геометрически предельная прибыль равна наклону функции совокупной прибыли и подсчитывается по формуле Мп=(п)'=dп/dQ.Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если же Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. И только при Мп=0 значение совокупной прибыли максимально. Из необходимого условия максимизации (Мп=0) вытекает второй метод.
2. Метод предельных издержек — предельного дохода. Мп=(п)'=dп/dQ, (п)'=dTR/dQ-dTC/dQ.А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: МС=МR.Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МRв точке Q* достигается равновесие, как это представлено на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Условие экономического равновесия
Равенство MC=MR является условием максимизации, а не условием минимизации прибыли лишь в том случае, когда выполняется условие второго порядка: п''(Q)=TR''(Q)-TC''(Q)<0или поскольку MR(Q)=TR'(Q), а MC(Q)=TC'(Q),то MR'(Q)-MC'(Q)<0.Графически это означает, что кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек сверху вниз (рис. 5.4). В противном случае равенство MR=MC будет минимизировать прибыль (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Условие минимизации прибыли
Процесс монополизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий и их объединений появляется больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др. Возникновение подобных межфирменных объединений, консорциумов, в первую очередь, связано с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации. Гигантские предприятия благодаря массовому производству имеют возможность экономить на затратах производства, обеспечивать потребителей дешевыми и качественными товарами. Положительными сторонами монополий, по мнению И. Шумпетера и Дж. Гэлбрейта, является стимулирование инновационной деятельности, что оправдывает установление монопольно высоких цен, ибо в случае каждого снижения цен после внедрения новой техники у крупных компаний не было бы стимулов к нововведениям. Достаточно длительный период существования монополий, сложность проникновения других фирм в монополизированные отрасли дает первым
уверенность в целесообразности долгосрочных инвестиций. В то же время установление монопольных цен, создание искусственного дефицита относятся к негативным сторонам монополизации экономики, поскольку покупатели вынуждены покупать товары, изготавливаемые крупными компаниями, по более высоким ценам. Отрицательной чертой монополий является и то, что они тормозят развитие НТП. Связано это с тем, что монополия производства и сбыта дает возможность крупным компаниям .получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение расходов производства и соответствующий рост его эффективности. В погоне за прибылью крупные компании финансируют проекты, дающие наибольшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в более важные, с точки зрения широких слоев населения, производства. Монополии и олигополии расходуют значительные ресурсы на сохранение и укрепление монополистических позиций, утверждение своей власти. Они сдерживают, ограничивают конкуренцию — движущую силу экономического прогресса, поэтому П. Самуэльсон называл монополию экономическим злом.