Секторы науки (деятельности)
Сектор | Содержание |
Государственный | Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций |
Предпринимательский | Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации |
Высшее образование | Университеты и другие высшие учебные заведения независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства образования) |
Частный бесприбыльный (некоммерческий) | Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации |
Бизнес-инкубаторы
Особое место, на наш взгляд, в инновационной инфраструктуре занимают бизнес-инкубаторы. В современном мире бизнес-инкубатором принято считать инновационную структуру, имеющую своей целью поддержку образования и развития новых организаций путем предоставления им площадей для аренды, первоначального капитала, консультаций и т.п.
Цель функционирования бизнес-инкубаторов – обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм.
Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий:
• собеседование;
• тестирование;
• оценку инновационного замысла или бизнес-проекта;
• консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов;
• начало работ по бизнес-проекту;
• освоение бизнес-проекта;
• выход из инкубатора.
Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе – от 1 до 2,5 лет.
Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе – действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первойпредусматривает свободное пользование всеми предоставляемымиинкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно натерритории бизнес-инкубатора.
Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес-инкубатора в течение 1,5 – 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 – 5 лет после выхода.
В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов.
Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий.
Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг.
Третий тип – региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов. Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.
Известны случаи объединения нескольких успешно работающих бизнес-инкубаторов в новую структуру - технопарк, хотя собственно технопарками часто называют и бизнес-инкубаторы, осуществляющие продвижение к успеху высокотехнологических идей через развитие малых и средних форм предпринимательства. Полной терминологической определенности здесь еще нет. В большинстве современных стран, как правило, технопарк представляет собой форму сотрудничества Университетов, крупных научных центров, местных органов управления, промышленных организаций, банковских и коммерческих структур, заинтересованных в социально-экономическом и технологическом развитии того или иного региона. Сегодня в мире насчитывается около 500 технопарков, из них 150 в США.
Технопарки.
Технопарк – инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет “инкубации” – выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи:
• организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм;
• организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования;
• поиск источников финансирования;
• создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности;
• проведение выставок, семинаров, конференций;
• подготовка и переподготовка специалистов;
• реализация торговой и посреднической деятельности.
Недостатки и опасности такого вида организации инновационной деятельности:
• опасность превращения технопарка в инкубатор “отходов” вузовской и отраслевой науки;
• опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих;
• опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка.
В России технопарки образуются с 1990 г. По данным 1996 г. их было более 60. Все образовались без государственного вклада и без налоговых льгот. В состав этих технопарков входило более 780 малых инновационных фирм. Работали 10 тыс. человек. Произведено 710 видов наукоемкой продукции. Реализовано 850 инновационных проектов. Объем инновационной деятельности оценивается в 32 млрд руб., в том числе 6,5млрд приходится на внешнеэкономические операции.
Достаточно широко и живо развиваются бизнес-инкубаторы в РФ, где разработана и реализуется программа «Создание и развитие научных и технологических парков». Широкую известность получили технопарки Томска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Анализ состава учредителей научно-технологических парков показывает, что они объединяют в условиях переходного периода научный потенциал научных организаций, привлекают зарубежных партнеров, органы территориального управления, что позволяет им влиять на формирование региональной научно-технической экономической политики.
В рамках программы создания российских технопарков проводится обучение менеджеров в инвестиционной сфере, смогут исследовать рынок интеллектуальных продуктов, создавать инновационные структуры с учетом потребностей региона.
С целью координации усилий по развитию инновационного бизнеса в 1990 г. создана Ассоциация научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных центров «Технопарк». При ассоциации учреждены научно-технический совет по информатизации и развитию телекоммуникационной сети «Технопарк», экспертный совет по отбору инновационных программ и наукоемкой продукции фирм технопарков за счет средств федеральных программ. Организован Центр аккредитации технопарков, который должен оценивать и подтверждать достигнутый технопарком уровень развития, его способность к активной инновационной деятельности и возможность эффективного использования целевых кредитов, финансовой и других форм поддержки. Ассоциация «Технопарк» совместно с руководством технопарков подготовила более 150 проектов малых инновационных организаций в рамках Федеральной программы развития малого и среднего предпринимательства России.
Сегодняшняя Россия является по сути технопарковой державой. В ней созданы и действуют около 60 технопарков, примерно такое же количество инкубаторов бизнеса и инновационных центров, не все они состоялись в полной мере, но 30—35% из них уже начали работать. Ежегодно начиная с 1990 г. в России создаются в среднем 8—10 технопарков. Предполагается, что к началу будущего столетия в России будет более 100 технопарков, около200 инкубаторов бизнеса и несколько сотен инновационных центров. В технопарках России создано 8 тыс. рабочих мест. В каждом российском технопарке размещено 22—25 инновационных и сервисных фирм. 12—15 наиболее развитых российских технопарков осуществляют передачу своих разработок не только внутренний рынок, но и на западный. В России закончился вый этап становления и развития технопарков.
Новый этап развития технопарков России связывается не только с количественным их ростом. В этот процесс вовлекаются вслед за университетами наукограды, - закрытые города, государственные научные центры. Успешно идет создание технопарков в Северске Томской области, Черноголовке, Дубне, Шатуре, Пущине, Обнинске, Новосибирском Академгородке. В стадии формирования находится технополис государственного научного центра Курчатовский институт. Создан технопарк конверсионного типа Астро-Гермес. При поддержке Министерства науки в Санкт-Петербурге создается промышдегокьтехноло-гический парк на базе НПО «Светлана». Здесь предполагается отработать модель совместной деятельности крупного государственного научного центра и технопарка, модель функционирования технопарковой зоны отрабатывается на базе Новосибирского Академгородка.
Следующий уровень в развитии инновационной структуры, или, точнее, среды, — технополис. Он обычно возникает там, где переплетается деятельность соседей — технопарков.
Бизнес-инкубаторы, технопарки и другие структуры поддержки малых организаций, несмотря на объективные трудности переходного периода, могут создавать благоприятные условия для развития научно-инновационных и технологически ориентированных фирм.
Технополисы
Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развитиятехнополисов была принята в 1983г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь. Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии.
Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50 % средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц.
Научно-финансово промышленные группы (НФПГ)
Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материально-технических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом.
Участниками НФПГ могут быть:
• научные и научно-образовательные учреждения;
• финансовые группы, банки;
• региональная администрация;
• промышленные предприятия.
Задачи НФПГ:
• конкурсный отбор инновационных проектов;
• вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты;
• организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ;
• создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача;
• финансирование НИОКР.
Принципы работы НФПГ:
• добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе;
• программно-целевая деятельность;
• многоканальное финансирование проектов;
• максимальная экономическая эффективность.