Каналы информации и рабочих местах. Правила поиска работы
Подбором кадров на конкурсной основе на высокооплачиваемую и престижную работу предприятия занимаются как самостоятельно, так и с помощью специализированных агентств и консультативных фирм.
Основными каналами информации о рабочих местах являются следующие:
1. Государственная служба занятости своего района.
Обращение в государственную службу занятости обеспечивает экономию времени и вероятную близость работы. Если вы увольняетесь по сокращению штатов, необходимо в двухнедельный срок обратиться в районную службу занятости, чтобы потом получить пособие по безработице. Здесь можно бесплатно проконсультироваться с юристом, социальным работником, устроиться на учебу, найти временную и дополнительную работу. Кстати, на временное трудоустройство следует согласиться, даже если вы вот-вот можете получить постоянную должность. Это приработок, новый опыт, новые связи и значит новые возможности. Однако поиски постоянной работы нужно продолжать. И при этом помните, что все услуги по трудоустройству должны оказываться бесплатно.
2. Объявления в газетах и журналах, специальных бюллетенях, интернет, реклама на радио и ТВ, на улице (городская и на проходных предприятий).
Для работы с печатной рекламой лучше выделить специальные часы в своем режиме дня или недели, так будет меньше уходить времени на поиск работы. Искать работу следует только по плану, отмечая все сделанное. Профессиональные издания, местные газеты, рекламные бюллетени, газеты бесплатных объявлений стоят денег, поэтому лучше работать с ними в читальном зале ближайшей библиотеки. Со временем в информационном потоке вы научитесь распознавать рекламу мошенников и прожектеров. Но с самого начала не отвечайте на предложения (обычно очень заманчивые) немедленно помочь вам за небольшую сумму — никакой помощи не будет.
3. Сообщение знакомых, коллег, друзей, бывших сослуживцев, соседей.
До бирж труда доходит обычно не больше половины сведений о вакансиях. Чтобы узнать о второй половине, возьмите свои записные книжки и внимательно просмотрите их, выписав телефоны всех, кто вам может пригодиться. Вам предстоит обзвонить знакомых, построив беседу так, чтобы они не только ответили вам, есть или нет у них на примете свободное рабочее место. Главное, чтобы они помнили о вашей просьбе. Поэтому через некоторое время следует звонок повторить, и при информации о вакансиях, они сразу подумают о вас. Если они попросят помощи у своих знакомых, круг поиска расширится в геометрической прогрессии.
4. Информация по каналам профессиональных и общественных организаций.
Комитет женщин, молодежные и другие организации проводят ярмарки вакансий, профсоюз собирает свой отраслевой банк данных, общественные фонды организуют курсы переподготовки офицеров запаса и т.д. Если этим специально не заниматься, то можно так и не узнать, что где-то есть организация, готовая помочь именно вам.
5. Отделы кадров учреждений, различных организаций и служб, расположенных в удобном для вас районе.
Визиты и деловые переговоры надо объединять в группы (по принципу «один день район»). Самые неожиданные предприятия, расположенные в вашем районе, могут нуждаться в вашей профессии. Театру может быть нужен водитель, магазину — машинистка, детскому саду — слесарь, школе — экономист и т.д.
6. Ответы из различных источников на ваши запросы или объявления в газетах.
Активное поведение на рынке труда включает и способность правильно составлять объявления и письма. Главное их содержание - данные о работе, которую вы хотели бы получить. Письмо не стоит делать объемом больше одной-двух страниц машинописного текста, а объявления слишком не похожие на другие. Впрочем, «зацепить» работодателя - высокое искусство, овладеть им можно только серьезно анализируя удачные объявления и полагаясь на опыт специалистов.
Всеми вышеперечисленными каналами всегда надо пользоваться одновременно.
Правила поиска работы
1. Искать работу следует всегда (как бы ни была хороша ваша нынешняя работа, ее можно потерять завтра в силу совершенно не зависящих от вас обстоятельств).
2. Если вас несправедливо уволили, прежде всего, постарайтесь избавиться от праведного гнева на то, как далек этот мир от вашего идеала. Ваш гнев погубит на корню все ваши усилия по поиску работы, если вы будете к месту и не к месту твердить о несправедливости.
3. Никто вам ничего не должен, в том числе и работу; за получение работы нужно бороться.
4. Разница между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке труда.
5. Если вы хотите увенчать успехом поиск работы, то определите, что следовало бы делать, чтобы провалить эту затею. Да-да, именно провалить. На первое место поставьте то, что вернее всего приведет к провалу, и т.д. (один человек на первом месте назвал «сидение дома»). А в соседней колонке разместите действия, противоположные соответствующим позициям вашего списка (в приведенном примере на первом месте во второй колонке будет что-то вроде «ежедневных обязательных выходов из дома»). Таким образом, во второй колонке получим список действий, надежно ведущих к успеху.
6. Не рассчитывайте найти в точности такую же работу, какая у вас была. Будьте готовы к перемене деятельности так, чтобы справиться с новой работой и получать от нее удовлетворение.
7. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выделяетесь от других людей, которые могли бы выполнять ту же работу, тем выше ваши шансы.
8. Ни в коем случае не принимайте решения исходя из того, что есть в наличии (что доступно). Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую вы больше всего хотите.
9. Обращайтесь в организации, где работает не более 20 служащих. В них открывается до 2/3 всех вакансий. К тому же общаться придется непосредственно с работодателем, а не с отделом кадров.
10. Ищите работу интенсивно: 2/3 ищущих работу тратят на это не более 5 часов в неделю, а вы заставьте себя тратить времени в 6 раз больше. Работодателей посещают, в среднем 6 раз в месяц, а вы делайте это по 2 раза ежедневно.
11. Следите за собой все время, будьте аккуратно одеты, не забывайте о хороших манерах, куда бы вы ни направлялись, где бы ни находились. Никогда не знаешь, кто тебя увидит, но любая встреча может самым решительным (и порой абсолютно неожиданным) образом повлиять на получение работы.
12. Личное обращение предпочтительнее письменного.
13. То, как вы занимаетесь поисками работы, является для большинства работодателей показателем того, как вы будете работать, получив ее. Поэтому, занимаясь поисками без души, спустя рукава, демонстрируя пренебрежение к этому процессу, вы сами обрекаете себя на неудачу.
14. Главное, что интересует работодателя: как вы используете то, что вы умеете: просто ли вы без устали крутитесь или действительно решаете задачи, повышая тем самым и эффективность своей деятельности, и эффективность организации в целом.
15. Очень важно продемонстрировать то, что вы умеете (захватите на интервью образцы своей работы).
16. Старайтесь произвести самое выигрышное впечатление и понравиться, даже если вам совершенно очевидно, что в данном месте для вас нет ничего подходящего. Возможно, если вы произведете хорошее впечатление, вам дадут дельный совет или даже порекомендуют другой фирме при удобном случае.
17. Проявляйте мягкую настойчивость, напоминая о себе через некоторое время и справляясь, не изменилась ли к лучшему ситуация с приемом на работу.
18. Для встречи с работодателем просите 20 минут и не задерживайте его ни на минуту больше.
19. Во время беседы с работодателем не произносите монологов дольше двух минут. Идеальный расклад: половину времени говорить, а половину – слушать.
20. Если вы для себя определили, какую работу ищете, то объясните это всем вокруг. Чем больше глаз и ушей помогает вам, тем лучше.
21. Организации стремятся нанимать победителей: преподносите себя как подарок судьбы их фирме. Нельзя выглядеть жалким попрошайкой.
29.Методы управления дисциплинарными отношениями
Существуют четыре метода управления дисциплинарными отношениями:
- убеждение;
- поощрение;
- принуждение;
- организация труда.
Практика их применения насчитывает тысячелетия. В течение веков меняются не сами методы управления дисциплинарными отношениями, а их содержание и комбинации.
Убеждение
Человек воздействует на другого или силой, или убеждением. Убеждение – основной метод управления дисциплинарными отношениями.
Убеждение – это метод воспитания, воздействия на сознание работника с целью вызвать его на полезную деятельность или затормозить его нежелательные поступки.
Процесс убеждения включает следующие элементы:
- субъект убеждения – администрация, общественные организации, трудовой коллектив, каждый работник организации;
- объект убеждения – человек, трудовой коллектив, администрация, которую убеждает работник, профсоюз, трудовой коллектив;
- средства убеждения – речь, реальное поведение, создание реальных ситуаций, условия труда, жизни;
- процедура убеждения.
Убеждение – это вид взаимодействия, отношение между многочисленными субъектами и объектами. Можно выделить три вида убеждений:
1) эмоциональное, при котором воздействуют на чувства;
2) логическое воздействие на разум;
3) убеждение практикой.
Цель убеждения как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит в формировании отношения к труду, трудовой и правовой активности, непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины.
Результат убеждения оценивается по уровню трудовой активности, дисциплинированности человека.
Убеждение как процедура включает следующие виды деятельности:
- выяснение имеющихся убеждений и определение их дефекта. Часть работников имеют негативные убеждения, ценностные ориентации и не скрывают их. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой, корректировкой взглядов, установок. Во всех случаях необходимо выяснить причину, основание неверных убеждений и показать, доказать, что эти взгляды несостоятельны, ошибочны;
- передача правовых знаний. Прежде всего нужно точно выяснить их уровень и запланировать мероприятия (лекции, беседы и т. д.) по его изменению. Необходимо показать человеку его ошибки, доказать справедливость существующих норм законодательства, их ценность.
- формирование собственного отношения к знаниям, принципам, нормам, целям законодательства, средствам их достижения. Целесообразно добиться, чтобы человек прочувствовал знания, выработал по отношению к ним собственное отношение, убедился в их справедливости, пережил их. Для этого его необходимо поставить в такую ситуацию, чтобы он на собственном опыте убедился в необходимости этих норм, их справедливости и ценности.
Некоторые правила, обеспечивающие эффективность убеждения.
1. Начинать разговор рекомендуется с мысли, которая должна прийтись по душе слушателю.
2. Убеждающему рекомендуется принять образ, который вызывает большое доверие и распространяет ощущение надежности.
3. Убеждая, следует просить больше, чем на самом деле нужно для организации.
4. Говоря, следует чаще обращаться к слушателю, чаще повторять слово "Вы".
5. В споре, дискуссии рекомендуется говорить последним, так как в этом случае больше шансов повлиять на слушателя.
6. Чем больше правды в сообщении, идее, в которой хотят убедить человека, тем вероятнее, что идея станет убеждением.
7. Идея должна отражать потребности, интересы, надежды, желания, стремления человека.
8. В идее должен быть искренне уверен тот, кто убеждает.
Существует множество форм убеждения: диалог, критика, , полемика и т, д. Диалог – это форма общения, которая требует активности с обеих сторон. Это постоянная смена субъекта и объекта в процессе общения. Для диалога нужны общая основа и различие во взглядах на решение той или иной проблемы между его участниками. Это битва идей, доводов, доказательств. Объектом критики обычно являются отрицательные явления. Дискуссия, полемика – это поиск истины путем всестороннего сопоставления различных мнений. Их цель – в публичной форме защитить свою точку зрения и опровергнуть оппонента.
Поощрение
Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями – это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа.
Несправедливым применением поощрения можно рассорить весь коллектив. Поэтому при применении мер поощрения целесообразно учитывать правила эффективности поощрения.
1. Поощрение следует применять при проявлении трудовой активности работника с положительным результатом.
Нередки ситуации, когда у работника, проработавшего 20 лет и более, нет ни поощрений, ни взысканий. В такой ситуации у работника складывается убеждение: в нашем коллективе работай не работай — все равно не заметят и не оценят, а раз так, то зачем стараться. Разумеется, совсем не обязательно в каждом случае использовать одну форму поощрения, например денежную премию. Целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер.
2. Поощрение должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда. Каждый работник должен четко представлять, что работать максимально хорошо очень выгодно, так как тогда предоставляются все льготы и преимущества.
На практике иногда в трудовом коллективе при выполнении всех показателей устанавливаются минимальные премии, которые можно расценить как насмешку над добросовестным трудом. Целесообразно установить максимальные поощрения за добросовестный труд, чтобы каждому в коллективе было ясно, что если ты хорошо работаешь, то и живешь хорошо.
3. Гласность поощрения.
Иногда работник узнает о том, что его поощрили, спустя полгода и даже год после этого события, что сводит действие поощрения к нулю. Любое поощрение поднимает престиж работника, а ведь престиж, уважение нередко ценятся людьми значительно выше, чем материальное обеспечение. Все поощрения целесообразно делать в присутствии коллектива. Причем администрация должна обратить особое внимание на разработку процедуры (ритуал) проведения собраний, на которых объявляются поощрения.
4. Чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает.
Если работнику обещают получение поощрения через год, два, а может быть, и через несколько лет, то его активность вряд ли будет высокой. Надолго отложенное поощрение неэффективно.
5. Доступность поощрения.
С точки зрения здоровья трудовой коллектив можно разделить на три группы: 1) сильные работники – люди, которые могут работать в максимальном режиме длительное время, не уставая и не снижая темпа; 2) средние – те, которые не могут долго выдерживать максимальную нагрузку; 3) слабые работники – те, которые быстро устают, которым часто требуется отдых. Иногда коллективу устанавливаются такие показатели, которых могут достичь только сильные и средние работники. Понятно, что поощрение в данном случае недостижимо для слабых.
Рассмотрим другой пример. Установлено поощрение за лучшую разработку программного обеспечения при выполнении курсового проекта. В соревновании участвуют 100 студентов. По положению о премировании установлены места — одно первое, два вторых и два третьих. В этой ситуации, как бы ни старались все студенты получить призовые места, для большинства они недостижимы. Возможно, правильнее будет установить, например, 10 первых мест, 20 вторых и 30 третьих мест. Тогда каждый студент будет видеть, что, если он очень постарается, то сможет занять призовое место. Ведь цель соревнования состоит в том, чтобы большинство или все работали с полной отдачей, чуть лучше, чем они работали до соревнования, а не в том, чтобы выделить и наградить троих лучших.
Существует немало и других правил эффективности поощрения, которые разрабатываются в разных организациях. Некоторые из них следующие:
- вознаграждения необходимо увязывать с производительностью;
- вознаграждение полезно выражать публично людям, чьи результаты выше средних;
- человек должен получать свою долю от повышения производительности труда, а значит, и прибыли;
- поощрение работника – это участие вместе с руководителем в разработке целей какой-либо деятельности;
- интересы сотрудников не должны входить в противоречие с целями повышения доходов организации;
- нельзя поощрять того, кто этого не заслужил;
- не должно быть разрыва между декларацией руководителя о системе поощрения и реальной системой вознаграждения;
- целесообразно активно использовать систему внутреннего вознаграждения, которое дает само содержание работы.
- выяснить, что работник считает, ценным для себя, и на этой основе строить систему поощрения данного работника.
- система поощрения должна быть индивидуальной для каждого работника.
- у работника должна быть возможность заработать второй оклад на своем рабочем месте.
В дисциплинарном отношении администрация может применять поощрения ко всем работникам. Виды поощрений определены в Трудовом кодексе, а также устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка организации и Коллективным договором:
- объявление благодарности;
- выдача премии;
- награждение ценным подарком;
- награждение почетной грамотой;
- занесение в Книгу почета, на Доску почета,;
- присвоение звания "Лучший по профессии" и др.
Целесообразно применять и другие меры поощрения, например:
- фотографирование на фоне организации;
- поощрение при достижении работником юбилейных дат (30-, 40-, 55-, 60-летия и т. д.);
- дополнительные оплаты, персональные надбавки к окладу;
- повышение по службе;
- предоставление особого статуса и более комфортных условий на работе и т.д.
За особые трудовые заслуги — трудовой подвиг — работники представляются в вышестоящую организацию к поощрению, к государственным наградам, награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по данной профессии.
Принуждение
Если работник совершил нарушение трудовой дисциплины, то администрация обязана применить к нему меру дисциплинарного или общественного воздействия или меру принуждения.
Основными причинами нарушения трудовой дисциплины являются следующие:
- недостатки в организации труда;
- условия труда, которые способствуют нарушениям или даже вынуждают работника совершать нарушения;
- оплата труда, не стимулирующая дисциплинированную работу;
- бесконтрольность в процессе труда;
- безнаказанность работников;
- личная неорганизованность работника;
- семейно-бытовые условия человека и т. д.
Причинами нарушений являются также противоречия между:
- нормами права и реальными нормами, по которым функционируют трудовые отношения;
- квалифицированным и неквалифицированным трудом;
- умственным и физическим трудом;
- частной собственностью и коллективной организацией труда;
- интересами людей и т. д.
Нарушитель трудовой дисциплины может быть ограничен или лишен благ (премии, права на путевку (отдых) и т. д.). Это отрицательная оценка деятельности человека субъектом управления – администрацией, трудовым коллективом, профкомом. Цель наказания – убедить человека отказаться от совершения нарушений в дальнейшем и удержать от нарушений других работников.
Правила эффективности наказания.
1. Неотвратимость воздействия.
Представим, что все нарушители знают наперед, что сразу же после совершения ими нарушения к ним будут применены меры воздействия. Скорее всего, в такой ситуации лишь очень незначительная часть все же совершат нарушения. Большинство же нарушителей надеются и даже уверены, что никакой ответственности они нести не будут.
2. Индивидуализация наказания.
3. Значимость для работника наказания.
Применяя наказание, следует учитывать, что оно должно быть для работника чрезвычайно значимым. Например, работник нарушил трудовую дисциплину – опоздал на работу. Руководитель решил объявить ему выговор. Но для этого человека выговор не имеет большого значения. Для него более значимо, например, блокирование карьеры.
4. Справедливость наказания.
Привлечь человека к ответственности можно лишь за виновное неисполнение им своих обязанностей.
5. Администрация должна учитывать тяжесть совершения дисциплинарного проступка, а также его экономические последствия, обстоятельства, при которых оно совершено, предшествующую работу, отношение человека к своему нарушению.
6. Форма наказания не должна унижать честь и достоинство человека.
Виды дисциплинарных взысканий.
За нарушение трудовой дисциплины администрация может применить к работнику в соответствии с Трудовым кодексом следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание,
- выговор,
- увольнение (за систематические нарушения, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения, совершение по месту работы хищения и др.).
Организация труда
Для поддержания высокой дисциплины необходима хорошая организация труда. Она определяется такими характеристиками как цель организации, способы привлечения людей к труду, кооперация и разделение труда, методы, приемы и условия труда, нормирование труда, организация рабочих мест и т. д. Важным элементом организации труда является четкое определение функции каждого работника.
Конечной целью работы по управлению дисциплинарными отношениями является развитие самодисциплины. При этом во всех организациях должны решаться следующие общие задачи:
- изучение условий, способствующих неисполнению обязанностей, превышению прав различными категориями работников, сведение этих условий до минимума. Одним из условий является безнаказанность нарушителя. Чем чаще повторяются на глазах коллектива безнаказанные нарушения дисциплины, тем слабее убеждение в необходимости соблюдать дисциплину;
- систематическая работа по управлению дисциплинарными отношениями;
- развитие трудовой активности;
- создание условий, препятствующих нарушениям;
- обеспечение применения мер воздействия за каждое без исключения нарушение;
- учет всех случаев неисполнения обязанностей, превышения прав, проявления активности;
- поощрение всех работников, проявивших активность и достигших положительных результатов;
- создание экономических и организационных условий для нормальной работы коллектива.
30.Экспертная оценка уровня трудовой дисциплины
Рассмотрим процедуру экспертной оценки уровня трудовой дисциплины на конкретном примере. Предположим, что на участке животноводства в хозяйстве работают 60 человек. Уровень трудовой дисциплины в этом коллективе будем оценивать по пяти шкалам (табл. 5.1), каждая из которых характеризует определенную сторону или качество дисциплины:
1-я шкала характеризует в целом поведение каждого члена коллектива;
2-я шкала учитывает трудовую активность каждого работника (выполнение плановых заданий);
3-я шкала – активность в осуществлении своих прав (злоупотребление своими правами во вред коллективу или защита интересов коллектива);
4-я шкала – качество груда (брак и ошибки или соблюдение стандартов качества);
5-я шкала – использование рабочего времени (потери или экономия).
По каждой из этих шкал поведение работников в целом, их трудовая активность, активность в осуществлении своих прав, качество труда и использование рабочего времени может быть активным, правомерным или отклоняющимся. Построенные таким образом по принципу симметрии шкалы позволяют разделить всех работников на пять групп:
I и II группы – с отклоняющимся поведением;
III группа – правомерным;
IV и V группы – активным.
Следует отметить, что в IV и V группы включаются лица, проявившие активность. Они могут быть поощрены за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, экономию сырья, материалов, энергии и т. д. Пятая группа — это лица, проявившие трудовой героизм, они представляются к наградам. В эту группу включаются как представленные к наградам, так и награжденные орденами, медалями и проявляющие высокий уровень трудовой и общественной активности.
Используя пятибалльную систему, работникам I группы выставим оценку 1 (у них самая низкая дисциплина), II группы – 2, III группы – 3, IV группы – 4 и V группы 5 (у них самая высокая дисциплина). Средний уровень дисциплины в коллективе в таком случае равен 2,5.
Определим вначале уровень дисциплины по первой шкале. Оценки экспертов, в роли которых могут выступать руководители и специалисты хозяйства, а также сами работники оцениваемого подразделения и конечно же сотрудники службы управления персоналом, показали, что к I группе относится 4 человек, ко II – 9, к III – 30, к IV – 14, к V – 3. Рассчитаем уровень трудовой дисциплины:
По второй шкале к I группе относится 5 человек, ко II – 7, к III – 27, к IV – 15, к V – 6. Уровень трудовой дисциплины:
По третьей шкале к I группе относится 0 человек, ко II – 2, к III – 39, к IV – 15, к V – 4. Уровень трудовой дисциплины:
По четвертой шкале к I группе относится 7 человек, ко II – 14, к III – 26, к IV – 11, к V – 2. Уровень трудовой дисциплины:
По пятой шкале к I группе относится 6 человек, ко II – 16, к III – 25, к IV – 12, к V – 1. Уровень трудовой дисциплины:
Усредним рассчитанные значения уровня трудовой дисциплины по всем пяти шкалам. Это даст экспертную оценку среднестатистического уровня трудовой дисциплины в коллективе:
Полученное значение УТД свидетельствует о том, что в коллективе уровень трудовой дисциплины выше среднего. При этом поведение каждого отдельного работника отражается на общем уровне дисциплины.
Описанная методика экспертной оценки уровня трудовой дисциплины позволяет учесть разнокачественные явления, из которых состояние трудовой дисциплины в коллективе. При необходимости ее можно дополнить шкалами других показателей, характеризующих различные дополнительные и значимые для данного коллектива признаки, свойства.
Деловая карьера и ее виды
Согласно общетеоретическому определению, карьера – это система процессов развития человека и его продвижения в определенной сфере деятельности (в спорте, воинской службе, науке, политике, производстве и т.д.).
Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной иерархии, последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни.
Различают профессиональную, организационную и внутриорганизационную карьеру.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию). Пройти их можно последовательно как в разных организациях, так и в одной.
Организационная карьера означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода из одной организации в другую.
Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации.
Детальная классификация типов карьеры может быть проведена на основании различных признаков. Так, по направлению выделяют следующие виды карьеры:
- вертикальная (подъем на более высокую ступень структурной иерархии);
- горизонтальная (перемещение в другую функциональную область деятельности либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности с адекватным изменением вознаграждения);
- центростремительная (продвижение к ядру, руководству организации, получение доступа к неформальным источникам информации, приглашения на встречи, совещания и т.д.).
По скорости переходов между рабочими местами карьера может быть:
- стабильная – длительное время (7–8 лет) деятельность работника протекает в рамках одной должности, одного социального ранга;
- нормальная (равномерная) – имеет место редкая (менее одного раза в три года) смена рабочих мест, должностей, видов деятельности;
- стремительная – переходы совершаются чаще, чем один раз в три года.
Деловая карьера и ее этапы
Карьера – это система процессов развития человека и его продвижения в определенной сфере деятельности (в спорте, воинской службе, науке, политике, производстве и т.д.).
Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной иерархии, последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни.
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов:
- предварительный (до 25 лет) – учеба, испытания на разных работах;
- становления (до 30 лет) – освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя;
- продвижения (до 45 лет) – продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации;
- сохранения (до 60 лет) – пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя, повышение своей квалификации, обучение молодежи;
- завершения (после 60 лет) – приготовление к уходу на пенсию, подготовка себе замены и к новому виду деятельности на пенсии;
- пенсионный (после 65 лет) – занятие новым видом деятельности.
Тип карьеры, скорость перехода между рабочими местами, направленность стадий карьеры определяются действием системы факторов. Важнейшие из них следующие:
- экономические. Характер и содержание накопления и использования человеческого капитала обусловлены существующим общественным разделением труда;
- социально-психологические. Достижения человека в том или ином виде профессиональной деятельности зависят от его потенциала, базирующегося на природных данных этого человека и определяющего его пригодность к тому или иному виду деятельности.
- социально-экономические. Формирование карьеры определяется уровнем образования и квалификацией работника, его материальной обеспеченностью. Исследования отечественных ученых в области трудовой мобильности человеческих ресурсов свидетельствуют, что наибольшей профессиональной подвижностью отличаются выходцы из малообеспеченных семей. Наибольшая профессиональная устойчивость характерна для высококвалифицированных профессиональных групп работников.
- социально-демографические. Пол, возраст, социальное положение человека коррелируют со скоростью и направленностью карьерного развития. С возрастом в силу биолого-психологических особенностей работника замедляется его продвижение в иерархии организации. Это связано как с уменьшением количества рабочих мест по мере приближения к вершине организационной пирамиды, так и с увеличением требований к работнику в плане сложности работы.
- культурные. Во многих культурах достаточно распространено мнение о сугубо мужских и сугубо женских профессиях.
В настоящее время карьера является объектом управления. Оно обычно осуществляется кадровыми службами и сводится к совокупности мероприятий, которые позволяют работникам раскрыть свои способности и использовать их в наиболее выгодной для себя и организации форме.