Служебный этикет. Правила служебного этикета
Служебный этикет - это совокупность правил поведения работников системы управления, касающихся их взаимоотношения с людьми.
Служебный этикет базируется на нормах общего этикета. Этикет в широком смысле слова - это свод правил общения людей, выработанных многими поколениями.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в конкретной ситуации, а что нет.
Служебный этикет включает:
- вежливость и приветливость,
- тактичность,
- скромность,
- ответственность,
- компетентность,
- продуманную линию поведения во внеслужебное время.
Вежливость и приветливость основана на доброжелательности к подчиненным и коллегам. Формальная вежливость, “вежливость сквозь зубы”, за которой скрывается недоброжелательное отношение к человеку без каких-либо серьезных оснований, пренебрежение к работнику не соответствует, конечно, требованиям служебного этикета.
Тактичность - это чувство меры в личных и деловых отношениях, а также умение чувствовать границу, за пределами которой могут возникнуть нежелательные напряженности во взаимоотношениях. Тактичность требует учета своеобразия личности, умения не замечать незначительные оплошности подчиненного, предвидения реакции работников, обладания чувством меры в отношениях с людьми и т.д.
Скромность управленческого работника выражается в его уважительном отношении к человеку труда. Это естественное поведение культурного человека, не допускающего во взаимодействии с подчиненными насмешек, издевок, грубости, хамства, разного рода фамильярностей и т.д.
Ответственность в деловых отношениях имеет особое значение, поскольку безответственность может сорвать выполнение задания, нарушить рабочий ритм, вызвать массу других негативных последствий.
Компетентность - это прежде всего высокий профессионализм руководителя.
Продуманная линия поведения во внеслужебное время особенно важна для руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, так как в сельской местности все всё всегда на виду.
Этикет - это инструмент, которым необходимо владеть, если вы хотите добиться преуспеть в каком-либо деле. Само по себе знание и следование правилам этикета не гарантирует успеха, если нет достаточной профессиональной подготовки или необходимых для данной должности качеств. Однако тот, у кого умение ладить с людьми и безупречно выполнять свою работу сочетается с хорошими деловыми манерами, будет продвигаться по служебной лестнице быстрее, чем тот, кто пренебрегая этикетом, использует недопустимую лексику, невежлив с людьми, нарушает общепринятые нормы поведения, неправильно держит себя с вышестоящими лицами, сослуживцами, подчиненными.
Этикет деловых отношений требует, чтобы руководитель обладал следующими качествами.
1. Способность формировать коллектив. Признаки руководителя, отвечающего этому требованию:
- имеет прочные навыки руководства, последователен;
- поддерживает идеи коллективизма;
- правильно подбирает сотрудников, предъявляет к ним высокие требования;
- заботится обо всех членах коллектива;
- создает положительный климат в коллективе;
- заинтересован в результатах работы каждого члена коллектива;
- использует эффективные методы работы и рационально распределяет обязанности между сотрудниками;
- анализирует работу без критики в адрес конкретных людей;
- поддерживает личное развитие своих сотрудников, поощряет творческий потенциал;
- строит здоровые межгрупповые отношения;
- использует конфликты в конструктивных целях;
- поощряет тех, кто идет на риск;
- стремится к установлению обратной связи.
2. Умение обучать. Качества руководителей, которые хорошо умеют это делать, следующие:
- создает в коллективе положительную среду для учебы;
- помогает анализировать потребности сотрудников в обучении;
- дает сложные поручения и ставит цели, требующие усилий;
- знает сильные и слабые стороны подчиненных, осознает их потенциал;
- помогает другим планировать развитие их карьеры;
- использует возможности развития в процессе работы.
3. Умение руководить. Характеристики менеджера с высоким уровнем способностей руководить следующие:
- понимает, что лежит в основе поведения подчиненных,
- наводит дисциплину, если это требуется,
- развивает добрые отношения с подчиненными,
- устанавливает приемлемые отношения с трудными людьми,
- регулярно анализирует работу подчиненных,
- отдает четкие указания,
- умело делегирует полномочия,
- избегает слишком частого применения негативного подкрепления,
- защищает свой коллектив, если возникает угроза,
- ищет способы максимизации вклада в работу каждого сотрудника.
4. Понимание особенностей управленческого труда. Поведение руководителя при этом следующее:
- хорошо знает принципы и стили управления,
- собственный стиль руководства меняет в зависимости от ситуации,
- анализирует собственные слабости,
- создает позитивную рабочую атмосферу,
- добивается от людей всего, что они могут дать.
5. Умение влиять на людей. Руководитель, способный оказывать сильное влияние:
- держится уверенно, но не вызывающе,
- имеет солидный внешний вид,
- ясно излагает свои мысли,
- дает четкие указания,
- устанавливает доверительные отношения с подчиненными,
- вознаграждает требуемое поведение подчиненных,
- оказывает значительное воздействие на окружающих,
- имеет реалистическое представление о себе.
6. Творческий подход. Руководитель с творческим подходом:
- подготовлен к неопределенности,
- верит в свои способности,
- проявляет настойчивость при выполнении задач,
- может порвать с традициями,
- ценит творческие способности в других людях,
- испытывает потребность в переменах,
- легко относится к новым идеям,
- предпочитает инновационные решения,
- идет на риск, учится на ошибках.
7. Навыки решения проблем. Руководитель, умело решающий проблемы:
- использует систематизированный подход,
- выбирает подходящие методы,
- устанавливает ясные цели для подчиненных,
- определяет ответственных за решение проблем,
- устанавливает четкие критерии успешной деятельности,
- эффективно координирует работу подчиненных.
8. Неостановленное саморазвитие. Это качество предполагает, что руководитель:
- критически оценивает свой опыт,
- много читает и занимается самообразованием,
- верит в свой потенциал,
- старается быть открытым,
- осознает влияние на себя,
- управляет своим профессиональным развитием и карьерой.
9. Четкие личные цели. Руководитель с четкими личными целями:
- постоянно уточняет стоящие перед ним задачи,
- реально оценивает свое продвижение по службе,
- идет на рассчитанный риск,
- поддерживает равновесие между частной жизнью и работой,
10. Четкие личные ценности. Руководитель, демонстрирующий четкие личные ценности:
- постоянно подвергает анализу свои ценности,
- последователен и ведет себя в соответствии с декларированными ценностями,
- активен в жизни и готов отвечать за свои ценности.
11. Умение управлять собой. Руководитель, умеющий управлять собой:
- поддерживает свое здоровье и работоспособность,
- смотрит на неудачи, как на нечто в целом неизбежное и даже полезное,
- обладает большим чувством собственного достоинства,
- способен сносить неодобрение и даже нелюбовь к себе,
- избегает стрессов, принимает не каждый вызов,
- берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться.
- обладает решительностью и оправданной уступчивостью;
- требователен к себе и другим;
- способен работать в стрессовой обстановке.