Вклад различных школ управления
Вопрос 1
Менеджмент - это управление людьми в рамках разнообразных организаций; это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивацию персонала. Организация характеризуется: целями, задачами, людьми, технологиями, структурой .
Функции управления: 1.планирование,2.организация,3. мотивация,4.контроль
Связующие процессы: 1.коммуникации,2.модели и методы принятие решений,3. процессный подход,4.системный подход,5. Ситуационный подход,6.социальная ответснвенность,7.этика бизнеса.
Причины необходимости изучения менеджмента:1.изучить опыт других стран в области управления,2.лучше понять партнёров по бизнесу,3.значительно повысить конкурентоспособность фирм,4.лучше подготовить управленческие кадры.
В США в основном суть обучения заключается том, что менеджеры предназначены для работы с людьми.
Вопрос 2
Современный менеджмент
1. С.М. чётко относится к инновациям и эффективно их использует.2.эффективная организация труда.3.С.М. менеджмент основывается на предвидении изменений.
Принципы менеджмента.
Основные принципы менеджмента:
1. Здравый смысл
2. Дисциплина
3. Справедливое отношение к персоналу
4. Надёжный, полный, точный учёт
5. Вознаграждения за хорошие показатели труда
Современные принципы менеджмента:
1. Приоритет потребителя
2. Доступные цены
3. Высокое качество продукции
Новые принципы менеджмента:
1. Постоянное обучение персонала
2. Возрастание роли неформальной организации
3. Применение инновационных технологий
4. Ориентация на социальные интересы
Вопрос 3
Организация–это группа людей, которая должна удовлетворять свои личные требования.Требования:
1. Наличие 2 человек, которые считают себя организацией
2. Наличие хотя бы 1 цели для организации
3. Наличие членов группы, которые намерены достичь цели организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели организации.
Типы фирм:
1. АО (акционерное общество) (акции, свободно обращающиеся(ходят) на рынке ,могут переходить от одного лица к другому; член АО несёт ответственность по обязательствам организации только суммой , которая уплачена за акции)
2. Консорциум (временный союз хозяйственно независимых фирм для достижения скоординированных действий, в разных областях деятельности)
3. Концерн (крупная компания, представляющая собой объединение внутри фирм , для создания замкнутого цикла производства)
4. Совместное предприятие - Они могут создаваться по экономическим и политическим соображениям, в рамках сотрудничества между странами. У какой либо фирма, какой либо страны для организации такого предприятия может не иметься достаточных финансовых ресурсов или необходимого топ-менеджера , с опытом международной работы в данной отрасли. В таком случае фирмы, которые создают совместные предприятия, взаимодополняют друг друга.
Вопрос 4
Управление – это обязательный элемент, необходимый для эффективного функционирования, как небольшой фирмы, так и экономической системы крупного предприятия или целой страны. Существует множество современных методов управления, адаптированных к конкретным деловым реалиям и сфере применения.
Управление– это процесс, требующий постоянного совершенствования рабочего процесса в соответствии с динамично изменяющимися обстоятельствами. Чем быстрее управляющий реагирует на происходящие в экономическом и социальном секторе изменения, тем выше доходы его предприятия.
Роли руководителей:
1. Межличностные (главный руководитель фирмы, лидер, связующее звено)
2. Информационные роли (приёмщик информации, руководитель информации, представитель информации)
3. Роли по принятию управленческих решений –(предприниматель, устраняющий нарушения в работе организации, распределитель ресурсов)
Вопрос 5
Уровни управления — это проявление разделения труда в организациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.
Существуют следующие уровни в управлении организации:
1. Уровень первого звена (ген. Директор, лидер)
2. Уровень среднего звена (менеджеры, которые контролируют низовое звено)
3. Уровень низового звена (технический уровень)
Управление , направленное на успех- это желание добиться успеха характерно для многих. Но чтобы решить — достигнут ли успех или что необходимо, чтобы добиться успеха, мы сначала должны определить, что же такое успех. Если спросить, какие организации можно считать успешными, большинство людей начнет перечислять названия хорошо знакомых гигантских предприятий. Но если мы подумаем о вашем определении, то увидим, что размер и прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Организации существуют для реализации определенных целей. И если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и малый бизнес может по-своему считаться столь же успешным, как и крупная организация. Составляющие успеха организации
:Выживание- чтобы оставаться сильными и чтобы выжить большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.
Результативность и эффективность-Результативность, в том смысле, что «делаются правильные вещи», является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов . Относительная эффективность организации называется производительностью.
Производительность –Производительность выражается в количественных показателях. В широком смысле: потребляемых ресурсов и выпускаемых продуктов.
Практическая реализация-Успешным решением считается такое, которое реализуется практически — превращается в действие — результативно и эффективна Существует, как нам предстоит узнать, много потенциальных западней между принятием решения и его реализацией. Одной из мер успеха является оценка компании ее партнерами.
Вопрос 6
Развитие и управление.
1. Школа научного управления ( впервые ввели то, что необходимо исследовать и проверять труд рабочих)
2. Школа административного управления (классическая школа). Создатели этой школы были не только учёные, а и опытные топ- менеджеры
Принципы управления классической школы:
1. Разделение труда
2. Большое внимание было уделено полномочиям и ответственности
3. Дисциплина, уважение руководства
4. Единоначалие (работник может иметь только одного начальника)
5. Единство направления, подразделений и организаций (все организации в целом и их подразделений должны подчиняться…)
6. Подчинение личных интересов общественного?...
7. Вознаграждение персонала
8. Централизация
9. Создание оптимальной скалярной цепи (опр. ряд лиц, которые стоят на руководящих должностях)
10. Порядок
11. Справедливость
12. Стабильность рабочего места
13. Инициатива
14. Корпоративный дух
3. Школа человеческих отношений ( уделяла большое значение мотивации)
4. Школа поведенческих наук (занималась изучением поведения работников на производстве, исследовали различные аспекты власти руководящих лиц, авторитета, проблемы лидерства в организации, занимались проблемами коммуникации)
5. Школа коммерческого управления( занимается в основном математическими моделями, и их реализацией с помощью компьютерной техники)
Вопрос 7
Процессный подход
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
· основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);
· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.
Вопрос 8
Системный подход
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Вопрос 9
Вопрос 10
Переменные организации
Элементы переменных организаций:
1. Цели
2. Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, которые построены в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Сфера контроля –это число работников, подчинённых руководителю. Так же при построении структуры необходимо обеспечить следующие элементы:
А) задачи–это предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена определённым образом. Задачи делятся на следующие категории: а) работа с людьми , б) работа с предметами, в) работа с информацией.
3. Технологии – это средства преобразования сырья.
На развитие технологий наибольшее влияние имели следующие процессы:
А) промышленная революция, Б) стандартизация, В) механизация,
Г) применение конвейерных , сборочных машин.
Вопрос 11
Менеджеры организации должны вовремя прореагировать на изменение внешней среды организации, знать инструменты и методы воздействия на внутреннюю среду организации в ответ на внешние изменения.
Кроме того, при рассмотрении внешней среды важно определить характеристики внешней среды. К ним относятся :
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды. Определяется уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздействует на изменение других факторов.
2. Сложность внешней среды . Определяется количеством факторов внешней среды, на которые организация должна реагировать, а так же определяется уровнем изменения каждого фактора .
3. Подвижность среды. Определяется скоростью, с которой происходит изменение во внешней среде организации.
4. Неопределённость внешней среды. Она определяется количеством информации, а так же качеством и точностью информации, которая имеет организация относительно изменению факторов внешней среды.
Вопрос 12
Технологии – это средства преобразования сырья.
На развитие технологий наибольшее влияние имели следующие процессы:
А) промышленная революция, Б) стандартизация, В) механизация,
Г) применение конвейерных , сборочных машин.
Классификация технологий
Учёная Гуд Ворт подразделила технологии на категории:
1 категория- единичное, мелкосерийное и индивидуальное производство. 2 категория- массовое или крупносерийное производство. 3 категория- непрерывное производство.
Вопрос 13
Факторы прямого воздействия
1. Зависимость от поставщиков. Организация должна иметь выбор из большого ряда поставщиков, составить оптимальный график поставок и иметь оптимальные …запасов.
2. Трудовые ресурсы. Должен осуществляться поиск дешёвой рабочей силы, а также качественной. Должно происходить обучение новых работников.
3. Потребители. Организация должна проводить определённую политику среди потребителей.
4. Конкуренты.
Вопрос 14
Среда косвенного воздействия
1. Социо- культурные факторы. Какие культурные традиции существуют у общества и т.п.
2. Технологические факторы.
3. Состояние экономики.
4. Политические факторы.
5. Отношение с местным населением. Изучение … населения, тех или иных потребностей и т.д.
Вопрос 15
Международное окружение - среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Она обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.
Современные особенности внешней экономической деятельности:
1. Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках.
2. Более сложные организационные и технологические модели производства.
3. Информационная насыщенность и коммуникативность.
4. Интернационализация мировой экономики.
5. Расширение международной торговли .
6. Более динамичное и массовое перемещение капиталов и рабочей силы.
7. Внешне- экономические связи становятся всё более заметной частью хозяйственной деятельности организации различных стран.
Прямой экспорт
Для осуществления прямого экспорта фирма может создать:
1. Экспортный отдел
2. Фирма создаёт зарубежные подразделения.
В данном случае достигается эффект присутствия фирмы за рубежом.
Может находить покупателей, регулировать ценообразование товаров, организовывает продвижение товара за рубежом, регулирует вопросы товаропродвижения.
Лицензирование
Фирма, которая имеет патенты на изобретения, современные технологии производства, различную ноу хау , т.е. производственные секреты, передает свои технологии фирме-партнёру, которая действует на зарубежном рынке от имени первой фирмы. В данном случае первая фирма получает -лицензиар, а вторая-лицензиат.
Преимущества:
Фирме требуется минимальное количество средств, чтобы проникнуть на внешний рынок.
Недостатки:
Недостаток заключается в том, что фирма-лицензиар может через некоторое время обнаружить, что своими руками создала себе конкурента в лице фирмы-лицензиата. Чтобы этого не случилось, фирма-лицензиар должна всегда быть на несколько шагов впереди фирмы-лицензиата в развитии инновационных технологий.
Поставки продукции могут осуществлять на внешний рынок с помощь отдельных запчастей, компонентов, и т.д.
Формы лицензирования
1. Управление по контракту
2. Производство по контракту
Преимущества:
Мы не вкладываем значительных средств в организацию производства за рубежом. Основную ответственность несёт зарубежная фирма которая осуществляет аналогичное производство в этой стране.
Недостатки:
Мы не имеем достаточной возможности контролировать это производство за рубежом, но и кроме того, как в общем случае лицензирования, мы можем создать себе конкурента.
Совместные предприятия
Они могут создаваться по экономическим и политическим соображениям, в рамках сотрудничества между странами. У какой либо фирма, какой либо страны для организации такого предприятия может не иметься достаточных финансовых ресурсов или необходимого топ-менеджера , с опытом международной работы в данной отрасли. В таком случае фирмы, которые создают совместные предприятия, взаимодополняют друг друга.
Вопрос 16
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.
Организация, в дополнении к ответственности экономического характера, обязана учитывать социальные аспекты воздействия на своих работников и на широкие потребительские аудитории, а также носить существенный позитивный флаг в решении социальных проблем общества в целом.
В 50-х годах в США был создан комитет по экономическому развитию, одной из задач которого было решение проблем участия бизнеса в социальном прогрессе общества.
Общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому организации должна уравновешивать свои экономические цели, с экономическими и социальными интересами широких слоёв общественной среды. Фирма должна направлять часть своих ресурсов на такие сферы, как: здравоохранение , защита окружающей среды, защита гражданских прав, и т.д.
Юридическая ответственность- это следование определенным законам и нормам государственного регулирования.Эти законы и нормы определяют, что может , а что не может делать организация.
Социальная ответственность относится к области, которая лежит за пределами этих норм государственного регулирования, и является добровольным откликом организации на нужды общества.
Аргументы в пользу социальной ответственности:
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы, т.е. в обществе более благополучно, с социальной точки зрения, существуют более благоприятные условия для развития бизнеса. Формируется положительный образ предприятия на рынке.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.
3. Наличие ресурсов в бизнесе для решения социальных проблем.
4. Моральные обязательства для бизнеса, быть социально ответственным. Бизнес должен соблюдать какие то нормы морали в определённом обществе.
Аргументы против социальной ответственности:
1. Нарушение принципа максимизации прибыли.
2. Расходы на социальную вовлеченность, т.е. если предприятие расходует значительные средства на решение социальных проблем общества, то чаще всего ,разумеется, это перекладывается на плечи потребителя, соответственно повышаются цены предприятия. Так же, если фирма тратит значительные средства на обеспечение социальных служб, то она вынуждена повышать цены на продукцию, и её продукция может стать неконкурентоспособной на внешнем рынке. И если рассматривать эту проблему для многих фирм, то это ведёт к ухудшению платёжного баланса страны.
3. Недостаточная отчетность широкой публике, по поводу участия в социальных проблемах общества.
4. Недостаток опыта участия в социальных проблемах.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.
Вопрос 17
этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта- В этом случае неэтичны средства. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур котиков, используемых для производства одежды. Некоторые люди, для которых защита диких животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной считается цель, поскольку подобные действия рассматриваются как неправильное поведение. С этой точки зрения, поведение неправильно не потому, что противозаконно, а потому, что противоречит личным ценностям и является действием, которое не может быть поддержано. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР вследствие политики апартеида, проводимой этой страной. Мнение этих людей является результатом действий правительства ЮАР, нарушающих ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе
Вопрос 18
Вопрос 19
Процесс коммуникаций и эффективность управления
Термин коммуникация означает «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация - передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникация может трактоваться как:
- - коммуникация (единовременный акт) - это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего;
- - коммуникация (коммуникационный процесс) - это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена, сообщения.
Коммуникации бывают: организационные, к ним относятся: внешние (коммуникации организации с внешней средой) и внутренние (между подразделениями и уровнями управления). К внутренним в свою очередь относятся: горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления) и вертикальные (между уровнями управления). К вертикальным относятся: по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю) и по восходящей линии (от исполнителя к руководителю) и межличностные, к ним относятся: формальные и неформальные.
Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
- - отправитель – лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее;
- - сообщение – сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;
- - канал – средство передачи информации;
- - получатель – лицо, которому предназначена информация и которое его воспринимает.
Выделяют следующие этапы коммуникационного процесса:
- - этап посылки и кодирования информации;
- - этап передача послания через передатчик. Передатчиками могут быть технические средства, человек;
- - этап получения, заключается не только в фиксации получения, но и в значительной степени его раскодировании в понятное и приемлемое значение;
- - этап обратной связи, представляет собой обмен ролями участников процесса коммуникации, при котором весь цикл повторяется снова, но в обратном направлении.
Вопрос 20
Коммуникационный процесс- это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Элементы коммуникативного процесса:
1. Отправитель информации.
2. Сообщение ( т.е. информация закодирована с помощью каких либо символов)
3. Канал связи.- средство передачи информации.
4. Средства передачи информации.
5. Получатель информации.
Этапы обмена информацией:
1. Зарождение идеи.( Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.)
2. Кодирование информации.( Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.)
3. Выбор канала связи.( Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.)
4. Передача сообщения.( На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. )
5. Декодирование информации.( Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.)
Шум- это то, что искажает информацию. Шум позволяет подавить-обратная связь.
Качество информации характеризуется следующими критериями:
1. Ясность информации
2. Полнота информации
3. Краткость информации
4. Конкретность информации
5. Корректность информации.
Вопрос 21
Межличностные коммуникации.
Преграды на пути коммуникаций:
А) конфликты между сферами коммуникаций.
Б) различный производственный опыт людей.
В) различный круг интересов.
Г) потребности людей.
Д) эмоциональное состояние людей.
Е) различное внешнее окружение людей.
Ж) различные конкурентные фирмы и социальные установки.
Семантические барьеры!!!
Семантика изучает использование слов.
Невербальные преграды.
Информация, которая передаётся словами-вербальная, а остальное: жесты, выражение лица и т.п.-невербальная.
Плохая обратная связь.
Особенность произношения слов и выражений невербальной информации.
55 % информации воспринимается через выражение лица, позы, жесты.
38% информации через интонации в голосе.
7% принадлежат словам.
Рекомендации эффективного слушания собеседника.
1. Перестаньте говорить.
2. Помогите говорящему раскрепоститься.
3. Создайте ему ощущение свободы.
4. Покажите собеседнику, что вы готовы его слушать.
5. Нужно выглядеть заинтересовано.
6. Старайтесь понять собеседника, а не искать поводов для возражения.
7. Устраняйся раздражающие моменты.
8. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в его положение.
9. Будьте терпеливы. Не экономьте время в данном случае.
10. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек воспринимает вещи совсем по другому.
11. Не допускайте споров или критики. Это может заставить собеседника замолчать, занять оборонительную позицию, обидеться и т.д. Именно победив в споре, вы проиграете.
12. Задавайте вопросы говорящему. Это показывает, что вы его внимательно слушаете и подбадриваете.
Совершенствование и искусство общения.
1. Проясняйте свои идеи до момента их передачи.
2. Будьте восприимчивы к потенциальным- семантическим барьерам.
3. Следите за языком собственных жестов, поз, интонаций.
4. Изучайте эмпатию и открытость.
Эмпатия- это способ понять говорящего с помощью попытки встать в его положение, т.е. наиболее точно увидеть проблемы с точки зрения другого человека.
5. Добивайтесь установления обратной связи.
1 способ установления обратной связи: задавать вопросы.
2 способ- попросить собеседника пересказать ваши мысли, которые вы ему изложили.
3 способ- постарайтесь оценить вербальную, невербальную информацию, которая исходит от человека ( собеседника) в конце беседы.
4 способ:-оценить правильность получения информации собеседника по первым результатам его работы.
Вопрос 22
Вопрос 23
Принятие решений.
Организационные решения – это выбор, который должен делать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью
Цель любого организационного решения- это движение к выполнению целей организации, поэтому наиболее эффективное управленческое решение, это такое, которое в конечном счёте реализуется и вносит существенный вклад в достижение целей организации.
Управленческие решения подразделяются на запрограммированные решения и незапрограммированные .
1. Это результат реализации определённой последовательности шагов, аналогичных тем, которые принимаются для решения математического уравнения. Выбор определённой альтернативы должен быть сделан в направлении реализации целей организации. При запрограммированных решениях значительно экономится время, поскольку снова не приходится разрабатывать процедуру реализации управленческого решения, т. е. данный тип решений характерен для повторяющихся ситуаций.
Решения, типичные для функций управления.
1. В области планирования:
А) каковы должны быть цели организации?
Б) какие изменения происходят во внешнем окружении фирмы и как эти изменения могут отразиться в будущем на деятельности организации?
В) Какую стратегию и тактику оптимально выбрать для достижения поставленных целей?
2. В области организации деятельности:
А) Как лучше сконцентрировать работу организации?
Б) Как скоординировать работу основных блоков деятельности организации?
В) Принятие каких решений можно доверить подчинённым и каким именно?
Г) Следует ли изменить структуру организации из за изменений во внешней среде фирмы?
3. В области мотиваций:
А) В чём нуждаются работники фирмы?
Б) В какой мере потребности работников удовлетворяются в ходе деятельности, направленные на достижение целей организации?
В) Что можно сделать, чтобы повысить удовлетворённость работников?
4. В области контроля:
А) Как следует измерять результаты работы?
Б) Как часто нужно оценивать работу сотрудников?
В) На сколько коллектив преуспел в достижении целей организации?
Г) Какие коррективы следует внести , если фирма недостаточно продвинулась к своей цели?
Незапрограммированные решения:
1. Какие решения необходимо принимать в новых ситуациях, в которых существуют неизвестные факторы, т. е. руководитель предприятия с помощью менеджеров должен разработать процедуру принятия такого решения.
Примеры: Совершенствование структуры предприятия, повышение качества продукции и т.д.
Вопрос 24
Рациональное решение.
Оно отличается от решения , основанного на суждениях , тем, что оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта. Оно используется в том случае, если для принятия управленческого решения требуется довольно много времени.
Этапы рационального решения проблемы.
Рациональное решение состоит из определённой последовательности шагов.
1. Диагностика проблемы.
Существует 2 способа диагностики.
А) Если организация запланировала какие то показатели , а они не достигнуты, что обнаружилось в результате контроля ( промежуточные финансовые показатели)
Все подразделения связаны между собой и 1 ошибку трудно найти у любого подразделения.
Б) Этот способ заключается в том, что менеджер поступает как предприниматель, т.е. несмотря на то, что предприятие хорошо работает и выполняются промежуточные показатели, менеджеры могут поставить вопрос о возможности улучшения работы какого либо подразделения , и т.д. совершенствовании технологий, что приведёт к увеличению прибыли предприятия.
При диагностики проблем предприятия прежде всего нужно установить симптомы затруднений работы, имеющуюся вероятность по улучшению работы, т.е. необходимо при диагностике проблемы работы предприятия , подробно проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, т.е. внутреннюю финансовую отчётность, исследовать рынок своей продукции и т.д.
Для того, чтобы сделать это, необходимо собрать так называемую релевантную информацию( т.е. информацию, относящуюся непременно к данному вопросу)
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Нужно рассматривать только реалистичные решения.
Бывают, как правило, следующие ограничения в работе организации:
1. недостаточные ресурсы
2. конкуренция
3. недостаточное эффективное управление, связано может быть с нехваткой нужных кадров.
4. сужение полномочий менеджеров.
3. Определение альтернатив.
Своими словами.
4. Оценка альтернатив.
Количество и качество альтернативных идей значительно растёт в том случае, если начальная генерация идей отделена во времени от оценки идей.
Для оценки идей необходимо обладать определёнными стандартами в оценке тех или иных областей знаний, к которым относятся эти идеи, т.е. критерии оценки.
Трудно сравнивать идеи, которые направлены на совершенно различные ,по своему типу, показатели, т.е. идеи , направленные на улучшение качественных показателей.
Гораздо легче сравнивать между собой, чем идеи, которые направлены на улучшение всего комплекса показателей, т.е. если нужно сравнить идеи, направленные на улучшение качества с показателями, например, финансовыми, то может использоваться система баллов, т.е. определённое количество баллов присваивается, например, в зависимости от влияния той или иной идеи на прибыль предприятия.
Ещё один важный момент состоит в том, чтобы, как правило, принятие управленческого решения должно быть в зависимости от анализа от будущей ситуации, многие параметры которой могут быть не известны.
5. Выбор альтернативы.
Реализация решений.
Для того, чтобы руководителю не приходилось убеждать своих подчинённых,…, руководителей других подразделений в том, что этим руководителем было принято оптимальное решение….. принятию управленческого решения других людей организации, которые, например, будут иметь отношение к этому решению. После принятия управленческого решения необходима обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило в организации до и после принятия управленческого решения. Это позволяет руководству предприятия скорректировать управленческое решение, пока организации ещё не нанесен