Социальная эффективность менеджмента
Можно рассматривать также социальную эффективность
менеджмента,выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
На практике эффективность менеджмента оценивают в основном при помощи экономических показателей. Однако такая односторонняя ориентация без учета сопряженных социальных результатов неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, в результате чего организациям и государству приходится тратить значительные дополнительные средства на ликвидацию (нередко частичную) вызванных этим последствий.
Исчисление показателей эффективности менеджмента предполагает соотношение полученных результатов и произведенных затрат. При этом в качестве социальных результатов деятельности предприятий выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности и т. д. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и другие.
Соотнесение указанных результирующих и затратных (ресурсных) факторов считаем некорректным, показатели социальной эффективности менеджмента не могут быть выражены через соотношение произведенных затрат (ресурсов) и полученных социальных результатов деятельности предприятий, так как:
- многие социальные результаты управленческой деятельности находятся вне зависимости от материальных затрат;
- произведенные затраты и полученные социальные результаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер;
- согласно математической теории перестроек в перестроечных условиях зачастую отсутствует пропорциональность между прилагаемыми усилиями и результатами.
В связи с этим целесообразно социальную эффективность менеджмента характеризовать только результирующими составляющими, без затратных (ресурсных).
Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую, по нашему мнению, можно разбить на 4 группы.
Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации:
морально-психологический климат;
уровень конфликтности в коллективе предприятия;
удовлетворенность работников своим трудом;
нервно-эмоциональная нагрузка;
удельный вес творческих операций;
уровень заболеваемости работников;
уровень травматизма работников;
обеспеченность работников предприятия санитарно-гигиеническими помещениями;
температурный режим в рабочих помещениях;
освещенность рабочих мест;
напряженность, интенсивность труда;
уровень шума, запыленности помещений;
удельный вес нормируемых операций;
рациональность режимов труда и отдыха;
удельный вес неквалифицированного труда;
внутренняя культура в предприятии;
уровень механизации и автоматизации труда;
уровень компьютеризации административно-управленческого труда.
К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников организации, можно отнести:
жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
обеспеченность лечебными учреждениями;
обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
уровень социальной активности работников;
средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников;
текучесть кадров.
К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:
общеобразовательный уровень работников;
профессиональный уровень работников;
уровень квалификации кадров;
уровень экономической грамотности кадров;
уровень правовых знаний работников;
уровень общей культуры работников.
Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:
дисциплина труда;
исполнительская дисциплина;
участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
уровень организации и оснащенности рабочих мест;
обеспеченность работников нормативной документацией;
материальное и моральное стимулирование работников;
трудовая активность работников;
соотношение формальных и неформальных структур.
Приведенные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работников, уровня конфликтности и др.) - о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показателей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективе данного предприятия. Однако оценка социальных результатов нуждается в сравнении
фактически достигнутых показателей с общественно необходимыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива.
Показатели социальной эффективности менеджмента определяют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие - вообще не могут быть выражены количественно.
Приведенные частные показатели характеризуют ту или иную сторону социальной эффективности менеджмента. Разностороннюю ее оценку дает интегральный, обобщающий показатель. Для расчета его может быть использован следующий методический подход.
Прежде всего выбирается несколько наиболее существенных характеристик (частных показателей) социальной сферы данной организации с учетом специфики ее деятельности и других факторов.
Далее методом экспертных оценок производится "взвешивание" указанных частных показателей, в процессе которого определяются "весовые" значения, степень важности каждого оцениваемого показателя. При этом в роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники планово-экономической службы предприятия. Наряду с методом экспертных оценок можно использовать метод корреляционного анализа. В данном случае рассматриваемые "веса* находятся на основе коэффициентов парной корреляции, характеризующих значимость вклада частных показателей в обобщающий. При этом все показатели располагаются в ряд в предполагаемом порядке уменьшения их важности, после чего производится попарное сравнение соседних показателей, и на основе сравнения с учетом условия нормировки решается вопрос об их относительной значимости. После чего производится оценка состояния конкретных показателей в рассматриваемой организации.
Обобщающий, интегральный, показатель социальной эффективности менеджмента (Ксэ) можно получить путем суммирования произведений оценок частных показателей на соответствующие весовые коэффициенты по формуле
п i=l
где Ki - оценка по г'-му показателю;
С,- - степень важности г'-го показателя; п - число показателей.
Используя данный показатель, можно осуществлять сравнение социальной эффективности управления организацией в разные периоды, а также эффективности управления родственными организациями.
Между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента имеется кажущаяся внешне индифферентность, тем более что организация может иметь высокую экономическую эффективность управления и низкую - социальную, и наоборот.
Тем не менее между ними существует определенная взаимосвязь. Они образуют две взаимообусловленные стороны эффективности менеджмента. Более того, видна обусловленность достижения экономического эффекта достижением социального, и наоборот.
Вместе с тем не исключаются и существенные различия между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента во времени, месте, формах, а также целевой направленности реализации. Более того, в ряде случаев они могут быть совершенно разнонаправленными.
Тем не менее общим ориентиром, направлением, естественно, является повышение экономической и социальной эффективности менеджмента.
Рассмотренная система критериев и показателей социально-экономической эффективности менеджмента не является чем-то застывшим, неизменным, она диалектически изменяется вместе с развитием общества и экономики.
Использование показателей эффективности менеджмента позволяет диагностировать систему менеджмента, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание деятельности органов управления, корректировать их дальнейшую работу.
Кроме того, это позволяет создать систему мотивации работников управления, поставить оплату их труда в определенную зависимость от эффективности деятельности по управлению. В связи с этим следует заметить, что, согласно теории катастроф, весьма важно, чтобы люди и органы, принимающие ответственные решения и реализующие их лично, материально зависели от реализации этих решений.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность понятия "эффективность управления"?
2. Какие факторы влияют на эффективность управления?
3. В чем суть оценки эффективности управления?
4. Каковы критерии и показатели эффективности управления?
5. Какие существуют методы расчета экономической эффективности управления?
6. Как определяется экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию управления?
7. В чем сходство и различие понятий "эффективность деятельности организации" и "эффективность управления организацией"?
8. От чего зависит экономическая эффективность управления предприятием?
9. В каких случаях целесообразно применять те или иные методические подходы к определению экономической эффективности менеджмента?
10. Возможна ли высокая экономическая эффективность управления организацией при низкой организации деятельности ее аппарата управления и наоборот?
11. Каковы основные пути повышения социальной и экономической эффективности управления организацией в условиях перехода к рыночной экономике?
12. Каковы источники проблем эффективного управления в российских организациях?
13. С помощью каких экономических показателей можно оценить эффективность управления?
14. Каковы признаки эффективного менеджмента "образцовых" организаций?
15. Перечислите основные меры по повышению эффективности менеджмента в организации.
Литература
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирм. -М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ., науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. - М.: Экономика, 1989.
3. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория "и практика эффективного управления. - М.: ОАО "Издательство Экономика", 1997.
4. Бондарь О. В., Васюхин А. А. Эффективное управление фирмой. Современная теория и практика. - СПб.: "Бизнес-пресс", 1999.
5. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.
8. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.
9. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.
11. Круглое М. И. Стратегическое управление компанией. -М.: Русская деловая литература, 1998.
12. Крыжановский В. Г. Реструктуризация предприятия. -М.: Приор, 1998.
13. Менеджмент организации: Учеб. пособие / 3. П. Румянцева , Н. А. Соломатин, Р. 3. Акбердин и др. - М.: ИНФРА-М, 1996.
14. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
15. Набоков В. И., Сосунова И. Н. Эффективность менеджмента в торговле. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
16. Николаева Т. И. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. эконом, университета, 2003.
17. Николаева Т. И., Егорова М. Р. Развитие и совершенствование организационно-правовых форм управления в торговле: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1995.
18. Пирожков В. А. Менеджмент современной организации: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.
19. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в бизнес-образовании: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.
20. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
21. Попов Г. X. Эффективное управление. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Экономика, 1985.
22. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
23. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
24. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: ИТК "Дашков и К0", 2003.
25. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. - 2-е изд. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 1997.
26. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. - 5-е изд., доп. / Под. ред. В. Красновой и А. Привалова. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.
27. Скотт Д. Синк. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
28. Старобинский Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1994.
29. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999.
30. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. - М: ВИПКэнерго, 1992.
31. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. #., Эриашвили Н. Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
32. Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобе Роберт Ф. Производственный и операционный менеджмент. - 8-е изд./ Пер. с англ. - М: ИД "Вильяме", 2001.
33. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. - М: Прогресс, 1990.
34. Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. - New York: Hasper & Row, 1973.
Глава 6. Государственное регулирование
деятельности
хозяйствующих субъектов
В главе 6 рассматриваются: сущность, объективная необходимость и цели госрегулирования; методы регулирования; отрицательные факторы, сопутствующие госрегулированию; самоуправление и госрегулирование; основные направления госрегулирования, поддержка малого предпринимательства; российское антимонопольное законодательство и зарубежный опыт регулирования межфирменных отношений.
Объективная необходимость,