Потребностные и другие теории мотивации
Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ и др., упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни.
Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из данного состояния.
Сократ считал, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы эти стремления, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не сможет преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если они не в состоянии управлять своими потребностями, желанием и поведением.
Значительный шаг в объяснении механизма поведения человека сделал Аристотель, который полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, по Аристотелю, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеют природные основания.
Голландский философ Б.Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь
влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
Важное значение потребностям, формирующим активность человека, придавали французские материалисты конца XVIII в.э.
П. Гольбах, подчеркивая определенную роль потребностей в жизни человека, делает более глубокие и последовательные выводы. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наш ум, чувства, волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.
Важную роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить значение материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. По его мнению, первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные, по его мнению, наделены лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.
Важно отметить, что и в ХХ столетии, и в современных исследованиях западных и отечественных ученых понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». Наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д. (Г. Мюррей, 1938г.).
Заметным вкладом в развитие потребностных теорий мотивации являются работы отечественных ученых. А. Ф. Лазурский в своей книге «Очерки науки о характерах» (1906г.) значительное место отводит обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов.
Н. Н. Ланге (1914г.) дал свое понимание отличий влечений от «хотений», пологая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В. М. Боровский (1927г.), Н. Ю. Войтонис (1925, 1935), стоявшие на боилогизаторских позициях. Л. С. Выготский (1930г.) считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития человека, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов. В 40-х годах мотивацию с позиции «теории установки» рассматривал Д. Н. Узнадзе (1966г.), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как, то, что нужно для организма, но в чем он в данный момент не обладает.
Бихевиористские теории мотивацииоснованы на том, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул-реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т.е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители, исходя из этого, стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на определенные раздражители. Бихевиоризм исключал роль создания и воли человека и акцентировал все внимание только на его поведении. Роль основного регулятора поведения человека отводилась выгоде. Бихевиоральный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений». Возникновение бихевиоризма связывают с именами Дж. Уотсона, Ч. Бернарда. В последствие это направление развилось в трудах А. Маслоу, Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга и др.
Когнитивные теории мотивацииопределяют ведущую роль сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории, в разработку которых внесли значимый вклад в середине ХХ в. Дж. Роттер, Г. Келли, Д. МакКлеланд, Р. Кетелл, повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели ,когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи ,уровень притязаний. Во многих мотивационных концепциях этого направления центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Психоаналитические теории мотивациисвязаны с появлением учения З. Фрейда в конце ХIХ в. о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями – в основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности – «Сверх – я », т.е. интериоризированными(сформированные умственные действия и сознание)в ходе социализации индивидасоциальными нормами и ценностями. Если по когнитовой теории мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения с учетом многих внешних и внутренних факторов, то у З. Фрейда и его последователей в детерминации поведения определяющая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх - я» приводит к неврозам. В этом же направлении разрабатывал свою теорию У. МакДоуголл (20-е года ХХ в.). Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая, умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту, а их выделено восемнадцать, соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположенных к действию. Таким образом, по этой теории поведение индивида объясняется изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
Биологизаторские теории мотивацииисходят из представления, что естественным для организма является состояние неактивности. Для перелада к активности необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация» с точки зрения этой теории, становится лишним. Несостоятельность этих взглядов в том (как показал Н. Т. Введенский в конце XIX – начале ХХ вв.), что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием.
Вопреки распространенному в психологии и биологии мнению, о том, что мотивацией является любая детерминация и любое побуждение, Е. П. Ильин считает, что при рассмотрении мотивации «следует сразу отсечь побуждения, связанные с безусловно – и условно-рефлекторным реагированием на внешние стимулы (раздражители)». Тогда не трудно заметить, считает он, «что вопрос о причине активности человека оказывается тесно связанным с волей: участвует она в инициации активности или нет, противоречит активность воле (желанию) субъекта или не противоречит. И не случайно мотив и воля часто понимаются как синонимы, причем не только на уровне бытового сознания, но и научного. Отсюда следует и другое положение: не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с внутренними побуждениями человека».
В этой связи мотивация определяется как внутренняя детерминация поведения и деятельности человека, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей средой; но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация – процесс психический, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение.