Формами хозяйствования в калужской области в 2008-2009 гг.
Показатели | 2006 г. (базовый) | 2007 г. | 2008 г. (прогноз) | 2009 г. (прогноз) | 2009 г. в % к 2006 г. |
Производство сельскохозяйствен- ной продукции малыми формами хозяйствования, млн. руб. | 8557,5 | 8932,1 | 9768,3 | 10702,7 | 125,1 |
В том числе: молока, тыс. т | 68,0 | 82,4 | 83,2 | 92,8 | 136,5 |
скота и птицы на мясо (в живой массе), тыс. т | 24,0 | 28,7 | 29,9 | 31,0 | 129,2 |
яйцо, млн. штук | 100,7 | 102,7 | 105,5 | 109,8 | 109,0 |
картофеля, тыс. т | 349,2 | 344,0 | 346,3 | 374,4 | 107,2 |
овощей, тыс. т | 100,8 | 100,9 | 102,0 | 105,3 | 104,5 |
Непосредственный эффект от реализации программы проявляется в создании новых рабочих мест, повышении занятости сельского населения. Реализация программы позволит увеличить занятость сельского населения, более чем на 2,5 %.
К концу 2009 года в результате выполнения программных мероприятий в деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов должны принять участие до 15 тыс. малых форм хозяйствования. Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить условия для функционирования 451 сельскохозяйственного потребительского кооператива, что даст возможность создать не менее 1350 новых рабочих мест в малых формах хозяйствования и в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Реализация Программы будет способствовать увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования на 25 процентов.
Сфера услуг.
Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Вместе с тем, недостаточно разработанными остаются проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере услуг на региональном и местном уровнях, малоисследованны вопросы о приоритетных направлениях и механизмах развития кооперативов в современных условиях и социально-экономической эффективности их деятельности.
Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке монографии «Инновационное предпринимательство» (М.: Изд-во «Ноосфера» 2008г.), в деятельности Общенациональной ассоциации организаций финансовой взаимопомощи при создании потребительских кооперативов на сельских территориях регионов России.
Результаты исследования используются в курсах лекций по дисциплинам «Основы бизнеса», «Финансы предприятия» в учебном процессе НОУ ВПО Тульского института управления и бизнеса.
Научные рекомендации по нейтрализации влияния финансово-экономического кризиса на деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, связанные с организационно-правовыми и экономическими особенностями некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи:
Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации предполагает формирование для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Среди них: выделение субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; прямая финансовая или иная материальная помощь кооперативам от фондов, агентств или институтов социально-экономического развития; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); ограничение дополнительной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса, контроль со стороны аудиторских союзов и другие.
Совершенствование развития сельской кредитной кооперации РФ через повышение финансовой устойчивости и надежности функционирования отдельного кредитного кооператива возможно на основе разработанного механизма саморегулирования как совокупности инструментов, направленных на удовлетворение финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом. Экономическими методами развития отдельного кредитного кооператива могут служить: увеличение ресурсов кооператива посредством развития политики привлечения сбережений, создания структур системы сельской кредитной кооперации и специальных фондов (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); применение методик оценки кредитного риска и финансовой устойчивости по совокупности показателей: доля удовлетворения материальных потребностей членов кредитного кооператива, охват рынка сельской кредитной кооперации, коэффициентом автономии и другие.
Приоритет в отношении финансируемых или поддерживаемых СКПК проектов должен отдаваться проектам в ключевых отраслях с целью стимулирования самодостаточности российского сельского хозяйства и увеличения экспорта на рынках, где Россия имеет традиционные преимущества.
В условиях возможных панических настроений, вызванных кризисными явлениями, когда вкладчики могут забирать средства не только из банков, но и из СКПК, у кредитных потребительских кооперативов нет возможности одномоментно извлекать все деньги из займов и расплачиваться с вкладчиками, т.к. денежные средства находятся в работе. Для финансовой устойчивости кооперативы рекомендуется формировать денежные резервы, обеспечивающие ликвидацию кассовых разрывов, которые возникли вследствие досрочного расторжения договоров (вкладов) по инициативе пайщиков-вкладчиков. Некоторые пайщики (как вкладчики, так и заемщики) забыли, что по уставу СКПК они несут солидарную ответственность за финансовую стабильность кредитного кооператива, членами (собственниками) которого они являются. В перечень антикризисных мер целесообразно включить приостановление начисления процентов по вкладам. Деньги будут передаваться пайщикам с сохранением ставок на уровне 1 октября 2008 года. После этого, и до момента выдачи вклада, будет начисляться ставка 12%. При утверждении таких условий СКПК обязуется расплачиваться со всеми пайщиками в течение 18 месяцев. Деньги будут возвращаться вкладчикам по мере поступления средств, выданных по кредитам. Кроме того, целесообразно минимизировать административные расходы. Сократить часы работы офисов, уменьшить количество сотрудников, закрыть ряд допофисов, принять четкие меры по устранению задолженности пайщиков. Принять иные конкретные меры по сокращению расходов и оптимизации бизнеса.
Нельзя забывать, что кредитные кооперативы – это не банки, которые в своих кредитных договорах оставляют за собой право изменять условия кредитования в одностороннем порядке, даже если заемщик аккуратно исполняет обязательства. В кредитных кооперативах такие условия, как правило, не применяются, поэтому, если член СКПК, получивший заем аккуратно исполняет свои обязательства по погашению, то принудить его вернуть заем досрочно практически невозможно. В то же время, владельцы кооперативов имеют больше прав, чем клиенты банков по контролю над финансово-хозяйственной деятельностью своих СКПК. Контроль, как и в других общественных организациях, осуществляется через выборные органы, а также через выражение своего мнения на общих собраниях. Если члены СКПК посчитают, что руководство непрофессионально выполняет свои функции, его могут переизбрать. Но делаться все должно без паники, тогда быстрее и с меньшими потерями можно будет преодолеть сложный период.
Кредитная кооперация как сегмент финансового рынка продолжит свое существование, потому что есть рыночные ниши, в которых, как показывает российский и мировой опыт, кооперация является более эффективным инструментом, чем другие. История развития кооперации доказала, что в условиях кризиса сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы всегда демонстрировали свою действенность и эффективность развиваясь высокими темпами при поддержке государства.
Экономическая безопасность.
Стратегия повышения экономической безопасности региона
Остались неразработанными конкретные методы, механизмы и инструменты взаимодействия органов региональной и федеральной власти по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, обеспечивающих региональную экономическую безопасность. Отсутствуют критерии оценки деятельности по созданию эффективной системы экономической безопасности региона.
Практическая значимость работызаключаются в том, чтопредложенная стратегия повышения экономической безопасности в регионе используется органами государственной власти субъектов федерации для обеспечения стабильного, устойчивого и поступательного развития экономики и общества. Полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят определенный вклад в изучение экономической безопасности. В работе предложен системный подход к определению региональной экономической безопасности; проведена классификация показателей; разработан алгоритм деятельности по обеспечению экономической безопасности, построенный на взаимодействии органов государственной власти с обществом.Предложенная в диссертационной работе система показателей экономической безопасности используется для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, а также проектов бюджета субъектов федерации.
Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.
Результаты функционирования системы проявятся в следующем:
- создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);
- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;
- координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;
- внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;
- выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;
- разработка программ развития проблемных территорий региона.
Основными преимуществами предлагаемой системы являются:
- возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона;
- малозатратность при ее создании и функционировании;
- стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;
- высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными министерствами и ведомствами.
В ходе исследования обоснована необходимость принятия областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности, как инструмента предотвращения и нейтрализации кризисных явлений, а также определены критерии оценки ее эффективности.
В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.
Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Как показало исследование, именно системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности.
Кроме того, региональная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на преодоление и предотвращение кризисных ситуаций установленных в процессе мониторинга экономической безопасности в конкретных ее сферах. При этом каждая подпрограмма должна быть направлена на предотвращение или преодоление кризисных ситуаций в конкретной сфере безопасности, а их количество должно соответствовать количеству сфер, в которых выявлены угрозы безопасности.
Преимуществами разработки и реализации региональных программ по обеспечению экономической безопасности над остальными являются:
- логическая обоснованность решения о разработке и утверждении, которая заключается в том, что программа принимается только в случае возникновения угроз экономической безопасности;
- целевая направленность на те социально-экономические сферы региона, в которых угрозы безопасности наиболее существенны и их предотвращение является наиболее приоритетной задачей;
- возможность исключения большого количества разнонаправленных областных целевых программ, цели которых схожи;
- экономия средств областного бюджета в связи с уменьшением общего количества областных целевых программ;
- возможность улучшения региональными органами власти экономической безопасности области с помощью программных мероприятий;
- возможность определения эффективности как всей программы в целом, так и отдельных подпрограмм;
- возможность внесения изменений и дополнений в целевые программные мероприятия в случае недостаточной их эффективности.
При разработке критериев эффективности региональной целевой программы по обеспечению экономической безопасности использовались показатели мониторинга экономической безопасности (интегральные показатели и их пороговые значения). Целью мониторинга является определение сфер, в которых наблюдаются кризисные явления. Каждой из этих сфер будет соответствовать подпрограмма, целевой программы по обеспечению экономической безопасности (далее подпрограмма), в которой будут определены мероприятия по повышению безопасности этой сферы.
Для расчета критериев эффективности подпрограмм введем логическое условие, связанное с особенностью пороговых значений. Оно заключается в том, что пороговые значения изменяются как в меньшую, так и в большую сторону. То есть в первом случае наблюдается вектор роста ( ), а во втором вектор снижения ( ) значений пороговых показателей.
Итак, критерии эффективности подпрограммы по сфере безопасности (Кэффi) в зависимости от логического условия рассчитываются по формуле:
- для интегральных показателей кризисной ситуации, у которых наблюдается вектор роста пороговых значений:
Кэффi. | = | αit-1 - αit | , где |
Пшi |
Пшi | = | ПЗк3 – ПЗпк1 | |
Кс |
- для интегральных показателей кризисной ситуации, у которых наблюдается вектор снижения пороговых значений:
Кэффi. | = | αit - αit-1 | , где |
Пшi |
Пшi | = | ПЗпк1 – ПЗк3 | , где |
Кс |
αit-1 - значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности на момент утверждения подпрограммы;
αit - значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности после реализации подпрограммы;
Пшi – пороговый шаг значений интегральных показателей кризисной ситуации по сфере безопасности.
ПЗпк1 – пороговое значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности, характеризующее состояние остроты кризиса - предкризис1;
ПЗк3 – пороговое значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности, характеризующее состояние остроты кризиса – кризис3.
Кс – количество состояний остроты кризиса в каждой из сфер безопасности (в данном случае по всем сферам 6 состояний).
Чтобы определить более четкие границы эффективности подпрограммы, выделены следующие степени эффективности:
- если значение Кэффi меньше 0, то подпрограмма, не эффективна.
- если значение Кэффi больше 0, но меньше 2, то эффективность подпрограммыслабая.
- если значение Кэффi больше 2, но меньше 4, то эффективность подпрограммысредняя.
- если значение Кэффi больше 4, но меньше 6, то подпрограммаэффективна.
- если значение Кэффi больше 6, то эффективность подпрограммывысокая.
Для определения эффективности областной целевой программыпо обеспечению экономической безопасности в целом рассчитаем среднее значение критериев эффективности подпрограмм по следующей формуле:
Кэфф. | = | Σ Кэффi. | , где |
Ксф |
Кэфф – критерий эффективности областной целевой программыпо обеспечению экономической безопасности;
Ксф – количество подпрограмм по сферам безопасности, в которых наблюдались кризисные ситуации.
Сравнив полученные значения критерия с границами степеней эффективности, предложенными выше можно оценить степень эффективность областной целевой программыпо обеспечению экономической безопасности в целом.
Результаты исследования применяются в преподавании курсов «Региональная экономика», «Основы бизнеса» в учебном процессе НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий г. Калуга.
АПК и сельское хозяйство.
Повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий АПК (на материалах Калужской области).
Теоретические аспекты и методологические основы этой проблемы в мясопродуктовом подкомплексе изучены недостаточно полно. Практически не исследованы прикладные аспекты и специфические особенности конкурентной среды отрасли. Политика предприятий по повышению конкурентоспособности мясоколбасной продукции до сих пор представляет отдельные предложения и рекомендации, не связанные в единый механизм создания конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивости предприятия.
Анализ работ вышеуказанных авторов позволяет сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке конкурентоспособности мясоколбасной продукции. Существующие методики учитывают некоторые экономические и финансовые показатели при анализе конкурентоспособности, но не выявляют их взаимосвязь и возможность одновременного управления конкурентоспособностью продукции и финансово-экономической устойчивостью предприятия.
На данный момент наблюдается недостаток в экономической литературе, посвященной решению проблемы производства отдельных видов продукции, в частности мясоколбасной продукции. В последние годы научные разработки касаются в большей степени перспектив развития сельского хозяйства при вступлении в ВТО, где не в полной мере оценены последствия по обеспечению производства мяса-сырья и мясопродуктов с выгодными конкурентными преимуществами и дальнейшая роль их конкурентоспособности в политической и социально-экономической жизни страны.
Практическая значимость результатов проведенного исследования определяется возможностью широкого использования разработанных рекомендаций и методик в процессе управления показателями конкурентоспособности мясоколбасной продукции. Они нашли применение при обосновании развития животноводства в Калужской области и других регионах России.
Предложения по совершенствованию системы показателей финансов-экономической устойчивости предприятий пищевой промышленности с учетом особенностей отрасли и современных экономических тенденций:
Главной составляющей общей устойчивости предприятия АПК является устойчивость его экономической подсистемы (экономическая устойчивость),отражающая стратегические возможности перехода предприятия к устойчивому развитию, прежде всего, за счёт более эффективного управления имеющимся экономическим потенциалом, что отличает её от финансовой устойчивости,которая в основном ориентируется на результаты деятельности предприятия.
Существующие методики определения экономической и финансовой устойчивости предприятий не в полной мере соответствуют современным экономическим условиям и тенденциям.
Несомненно, анализ классических показателей финансово-экономической устойчивости дает достаточно полную характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но не учитывает их отраслевую особенность и не выявляет существующие проблемы отдельных отраслей экономики России.
Учет особенностей отрасли, региона, предприятия дает возможность выявления искомых резервов и грамотного продуктивного управления объектом.
Так, по мнению автора, помимо классических показателей, характеризующих финансово-экономическую устойчивость предприятия в условиях усиления конкуренции и перспективного вступления в ВТО, необходимо учитывать показатель зависимости производителей от импортного сырья.
На наш взгляд, неоправданно отсутствие должного внимания к данному вопросу. Экономистами производится расчет финансовой независимости, основываясь на том, что у предприятия должно быть достаточно собственных средств, чтобы не стать финансово зависимым от внешних контрагентов. Но не производится расчет наличия собственных источников сырья для предприятия, без которого, также как и без денежных средств невозможно производство. Вследствие чего в условиях достаточного длительного ценового преимущества импортного мяса на российском рынке и недостаточной поддержке со стороны государства наблюдается достаточно плачевная картина в развитости собственного сельского хозяйства. Таким образом, увеличение цен на сырье приведет или к увеличению себестоимости продукции и соответственно ее цене или к отказу от импортного сырья в пользу отечественного, которое на современном этапе не в состоянии удовлетворить спрос на него. Данная ситуация и в первом, и во втором случаях приведет к сокращению объемов выпускаемой продукции и возможности внедрения на освободившийся рынок иностранных производителей готовой продукции без особых усилий.
В работе предложена методика расчета коэффициента сырьевой зависимости при определении устойчивости предприятия по следующей формуле:
Ксз = Си/Со (5)
где: Ксз - коэффициент сырьевой зависимости;
Си- объем импортного сырья, используемого в производстве за определенный период;
Со – общий объем сырья, используемый при производстве продукции за определенный период.
Причем данный показатель может рассчитываться исходя как из натуральных, так и процентных величин. Во втором случае, в числителе учитывается доля импортного сырья в процентах, в знаменателе - 100%, формула будет иметь следующий вид:
Ксз = Сди /100% (6)
где: Ксз - коэффициент сырьевой зависимости;
Сди- доля импортного сырья, используемого в производстве за определенный период в процентах.
Нормативное значение данного показателя каждое предприятие должно рассчитывать самостоятельно, основываясь на том, что отказ от импортного сырья на X% приведет к снижению объема производства также (без изменения применяемых технологий и состава продукции) на X%.
Норматив коэффициента сырьевой зависимости должен показывать такой объем сырья, отказ от которого приведет к попаданию предприятия в точку безубыточности. Тогда максимальное нормативное значение коэффициента сырьевой зависимости необходимо определять исходя запаса финансовой прочности на предприятии в натуральном или процентном выражении. Причем показатель запаса финансовой прочности также следует перевести в коэффициент:
Коэффициент запаса финансовой прочности (по натуральным показателям) рассчитывается следующим образом:
Кзфп = П зфп/ Опр (7)
где: Кзфп – коэффициент запаса финансовой прочности;
П зфп – объем продаж в натуральном выражении сверх уровня точки безубыточности;
Опр – объем продаж в натуральном выражении.
Коэффициент запаса финансовой прочности (по процентным значениям) рассчитывается следующим образом:
Кзфп = Д зфп /100% (8)
где: Кзфп – коэффициент запаса финансовой прочности;
Д зфп – доля объема продаж сверх уровня точки безубыточности в процентах.
В ходе апробации представленной методики, автором был проведен анализ финансово-экономической устойчивости лидера калужского рынка по производству мясоколбасных изделий – ЗАО «Калужский мясокомбинат».
Анализ мясоперерабатывающих предприятий Калужской области, в частности ЗАО КМК показал, что доля импортного мяса, применяемого в производстве, в два раза превышает запас финансовой прочности на предприятиях. Это свидетельствует о неустойчивости функционирования предприятий, несмотря на достаточно высокие показатели объемов продаж, прибыли, рентабельности.
Методика управления конкурентоспособностью мясоколбасной продукции во взаимосвязи с показателями устойчивости предприятия:
Предприятие в ходе своей деятельности не должно стремиться только к финансово-экономичнской устойчивости или только к достижению конкурентоспособности продукции, так как эти процессы взаимосвязаны. Оно должно управлять данными характеристиками одновременно, учитывая факторы, результаты и единство системы.
Таким образом, при анализе конкурентоспособности продукции помимо качественных характеристик продукции необходимо учитывать основные показатели деятельности предприятия, такие как: рентабельность продаж, доля рынка и обратный показатель коэффициента сырьевой зависимости - коэффициент сырьевой независимости, так как именно независимость от привозного сырья обеспечивает должный уровень конкурентоспособности продукции предприятий АПК.
Расчет коэффициента сырьевой независимости при определении конкурентоспособности продукции производится по следующей формуле:
Кснз = Сс/Со (9)
где: Кснз - коэффициент сырьевой независимости;
Сс- объем собственного сырья, используемого в производстве за определенный период;
Со – общий объем сырья, используемый при производстве продукции за определенный период.
Показатель сырьевой независимости влияет на конкурентоспособность продукции и устойчивости функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Причем при анализе конкурентоспособности продукции необходимо учитывать долю собственного сырья в производстве мясоколбасных изделий в процентах для соблюдения единства показателей по единицам измерения.
Для расчета конкурентоспособности товара и управления ею в долгосрочной перспективе автором предложена следующая методика оценки конкурентоспособности мясной продукции:
К пр = ∑ Kуi / 100 % + ∑ai * Ккi, (10)
Где – аi – весовые значения показателей
Kуi – показатели конкурентоспособности продукции по показателям устойчивости предприятия (рентабельность продаж, доля рынка, показатель сырьевой независимости)
Ккi – качественные показатели конкурентоспособности продукции (Формула 3).
На основе чего в диссертации предложена следующая модель управления конкурентоспособностью продукции:
Кпр =∑ Kуi / 100 % + ∑ai * Ккi → max, (11)
1. Kуi → max, получим . Kуj, которые повлияют на величины Ккi следующим образом:
· Изменение доли собственного сырья в производстве продукции окажет существенное влияние на качество и цену продукции;
· Изменение рентабельности продаж, как плановой величины, приведет к необходимости наращивать объем производства, регулировать цену продукции, снижать ее себестоимость, что повлияет на основные показатели конкурентоспособности продукции;
· Изменение дли рынка напрямую повлияет на насыщенность, ассортимент и другие показатели, которые взаимосвязаны между собой.
2. Ккi → max, получим Kкj исходя из заложенных показателей.
Данная модель была апробирована при оценке и планировании конкурентоспособности продукции ЗАО КМК и позволило сделать выводы о том, что при управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии необходимо учитывать не только качественные, но и количественные характеристики, учитывающие возможность дальнейшего развития предприятия и его устойчивость, а также единого управления всей системой для увеличения показателей конкурентоспособности предприятия и продукции, увеличения объема продаж, повышения прибыльности деятельности предприятия, что было предложено для внедрения на ЗАО «КМК»
Основные результаты диссертации внедрены в деятельность ПО Воротынский комбинат «Пищепром», а также в учебный процесс «Московского гуманитарно-экономического института» и используются при чтении дисциплин: «Финансовая политика организации», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски» [8]..
Мнение о проведенных исследованиях и практических результатах.
Общенациональная ассоциация обществ финансовой взаимопомощи (НАО ФВП), учрежденная Лигой кооператоров и предпринимателей России, Обществом купцов и промышленников России. В качестве соучредителей выступили Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса, Союз производственных кооперативов, Союз старателей России. А также, объединения, и представляющие структуры предпринимателей пятидесяти регионов России. Президент ассоциации Гутмана М.Б., сформулировал следующее мнение о применении результатов научно-исследовательской деятельности, проводимой в Институте управления, бизнеса и технологий (ИНУПБТ) г. Калуги.
Совместная деятельность НАО ФВП и ИНУПБТ осуществляется с 2006 года в рамках соглашения. Предметом соглашения является реализация научно-исследовательских работ в сфере малого и среднего бизнеса Калужской области и других регионов Российской Федерации.
Теоретическая значимость научных результатов, полученных в ходе исследований, определяется тем, что она углубляет теоретические положения комплексного устойчивого социально-экономического развития регионов, обогащая их выработанными методическими положениями по ускорению процесса создания региональных систем в основе на стратегию государственно-частного и государственно-кооперативного партнерства.
Практическая значимость проведенных исследований состоит в том, что полученные результаты позволили сформировать рекомендации по решению целого ряда проблем, связанных с выводом регионов на траекторию устойчивого социально-экономического развития [9].
Литература.
1. . Большой экономический словарь/. Под ред. А.Н. Азрилияна.-3 – е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.
2. Брылев А.А., Чаусов Н.Ю., Лобода Н.Т., Полпудникова О.В. Основы научно-исследовательской работы студентов: Учебное пособие/ Калуга: Издательство «Гриф», 2000.
3. Коптев В.В., Богомягких В.А.,Трифонова М.Ф.Основы научных исследований и патентоведения.- М.: Колос, 1993.
4. Тростников В. Конец науки – начало познания. – М., 1993.
5. Чернявский В.О. Вопросы эффективности и оптимальности. – М., 1977.
6. Черковец В.Н. Образовательная сфера: взаимодействие с материальным производством в инновационном развитии экономики. //Российский экономический журнал № 9-10.- 2009.
7. Коробейников М. Крестьянство и власть: ответственность и интерес //Вопросы экономики № 2. – 2010.
8. Материалы аспирантуры НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий (ИНУПБТ). Калуга. – 2010.
9. Письмо президента НАО ФВП М.Б. Гутмана на имя руководителя Калужского научного центра (КНЦ), члена – корреспондента РАН А.В. Дерягина. Калуга. Архивы КНЦ. 2008.
Дополнительно рекомендуемая литература.
1. Иванов Н. Научные исследования в региональной экономике. – М.: Экономика.- 1998.
2. Круглов В.Н., Крутиков В.К. Региональная инвестиционная политика: проблемы перспективы. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2008
3. Круглов В.Н., Крутиков В.К. Актуальные проблемы управления и инновационного развития регионов. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2008
4. Глазьев С. Как добиться экономического роста? // Российский экономический журнал №7. -1999.
5. Фишер П. Промышленный прогресс и прямые иностранные инвестиции // Российский экономический журнал. № 5-6.- 1999.
6. Крутиков В.К., Сухарев А.Н. , Федорова О.В Иностранные инвестиции. Учебно-методическое пособие. Калуга Издательство «Эйдос». 2008
7. Стенограмма Рождественского семинара, проведенного факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ им.М.В. Ломоносова 26 декабря 2006 г. - 15 мая 2007 г. (http:// www.scientific.ru /monitor/ monitoractions. html)
- А.Корнышев. "Наука, образование и академическая карьера в континентальной Европе, Британии и США: сравнительный анализ" (основной доклад)
- М.Гельфанд "Четыре презумпции. Вступительное слово к содокладам"
- А.Соболев "О мерах по повышению международного уровня и влияния российских фундаментальных исследований показателям"
- Б.Штерн " Формальные показатели, их польза, вред и разумное место ".
- А.Казанский "Почему Центры Перспективных Исследований (что это, каковы цели и возможные методы их достижения)".
- Р.Фрумкина "Несколько слов о нынешней ситуации в гуманитарных науках".
- М.Фейгельман "Апелляция к государству бесполезна... ".
- Г.Цирлина "Несколько слов об опыте наших соседей: Организация науки в Восточной Европе".
- Б.Салтыков "Надо строить науку в соответствии с той экономико-политической средой, в которой вы живете".
- Обшая дискуссия о перспективах развития фундаментальной науки в России Заключительные слова А.Корнышева и М.Гельфанда
Контрольные вопросы
1 Понятие эффективности НИР и ОКР
2 Разновидности и особенности эффективности
3 Роль науки в инновационной переориентации экономики
4 Потребности исследований в новых междисциплинарных научных направлениях
5 Формулирование недостаточно разработанных направлений исследований (по материалам диссертаций)
6 Применение положений, выводов, рекомендаций научной работы для разработки законодательства (по материалам диссертаций)
7 Использование материалов научных исследований в учебном процессе (по материалам диссертаций)
8 Внедрение научных разработок в деятельности субъектов хозяйствования (по материалам диссертаций)
9 Применение научно обоснованных показателей в реальной экономике (по материалам диссертаций)
10 Научные рекомендации в предотвращении кризисных явлений в экономике (по материалам диссертаций)
Темы для семинаров
1 Использование новейших научных разработок в образовательной деятельности вузов для подготовки кадров инновационной экономики
ГЛОССАРИЙ
Активы - экономические ресурсы предприятия, имеющие денежную стоимость и возникающие на основе событий прошлой хозяйственной деятельности.
Анализ - метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Анализ финансовой отчетности - оценка экономического потенциала предприятия по данным публичной отчетности, имеющая целью формирование представления об этом предприятии как самостоятельном хозяйствующем субъекте с позиции его инвестиционной и/или контрагентской привлекательности.
Денежный поток - множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле.
Дериватив - финансовый документ стандартной формы, относимый