Глава 9. Эффективность использования новых знаний и достижений науки, техники.
Эффект, экономический – полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление. А эффективность – способность приносить эффект, оказывать действие [1].
Подобное толкование приемлемо для характеристики эффективности научно – исследовательской работы и опытно – конструкторских разработок (НИР и ОКР)
Исследователи выделяют следующие разновидности и особенности эффективности:
- Научно – технический эффект. Отражает прирост информации, предназначенной для внутреннего потребления, а также возможность использования результатов выполняемых исследований по другим направлениям НИР.
- Ожидаемый экономический эффект. Рассчитывается на стадии завершения НИР, по результатам НИР и нормативно – справочным показателям на планируемый объем внедрения.
- Предварительный экономический эффект. Определяется на стадии технико-экономического обоснования целесообразности внедрения исследований по укрупненным показателям на планируемый объем внедрения.
- Потенциальный экономический эффект. Это экономия совокупного труда, рассчитанная по нормативным или фактическим показателям локального внедрения на возможный объем внедрения.
- Социальный эффект НИР. Проявляется в улучшении психологических и организационных условий труда, развития здравоохранения, науки, образования, культуры.
- Фактический экономический эффект. Устанавливается после внедрения разработки по фактическим показателям отчетного периода.
- Экологический эффект НИР. Обнаруживается в отсутствии или в меньшей степени загрязнения окружающей среды при новых технике, технологиях, оборудовании, специализации и концентрации производства.
- Экономический эффект НИР. Характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном производстве, полученной при использовании результатов НИР, в сопоставлении с затратами на их достижение.
- Эффективность фундаментальных теоретических исследований характеризуется такими атрибутивными признаками как возможность применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства, новизне разработок, международном признании. Если оптимальным периодом для оценки прикладных исследований является срок до трех лет, то для получения полезного эффекта от фундаментальных требуется значительно больший период с момента начала работ.
- Эффективность работы одного научного работника определяется числом публикаций, новизной разработок, цитируемостью работ, количеством авторских свидетельств и патентов, стоимостью НИР выполненных за год и др.
- Эффективность работы научно – исследовательской группы, кроме позиций перечисленных выше, может оцениваться, также, по количеству внедренных тем и проданных лицензий. Валютной выручкой и экономическим эффектом [2, 3, 4, 5].
Представляют интерес мнения ученых о современном состоянии НИР и роли науки в «новой экономике» России.
Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова В.Черковец, в результате исследования, приходит к выводу о том, что реформирование высшего образования в постсоветской России, развернувшееся в радикально – рыночном варианте, предопределило стихийный поток открытия вузов. По данным Минобрнауки России к настоящему времени зарегистрировано около тысячи университетов. Из них только пятая часть отвечает существующим стандартам высшей школы. Практика привела к утрате интереса преподавателей к НИР. И в конечном итоге, к дистанцированию от инновационного процесса новоявленных образовательных организаций. Черковец считает, что «…предназначение сферы образования в общественном развитии нельзя связывать с созданием стоимости. Ее главная и постоянно возрастающая роль в современном обществе проявляется в функциях более высокого, причем нерыночного, порядка». Речь ведется об активном влиянии образовательной сферы на «обстоятельства» (факторы) и через их посредство – на рост производительности труда. При этом производительность труда рассматривается как индикатор экономического прогресса человеческой цивилизации. Участие образовательной сферы в инновационной переориентации экономики, по мнению ученого, требуется по таким линиям, как:
- подготовка ученых соответствующих уровня и компетенции;
- развертывание вузовской науки, нацеливаемой на разработку новшеств естественно – научного, технического и гуманитарного характера;
- использование новейших научных заделов в преподавательской деятельности [6].
Главный научный сотрудник ИЭ РАН М.Коробейников высказывает мысль о необходимости смелого теоретического прорыва, охватывающего все сферы научного знания об обществе и человеке. О потребности в обобщении экономических знаний, так как в стране сложилась экономическая система лишь с зачатками рынка. Сегодня российское общество подошло к очередному рубежу проблем, требующих незамедлительного решения. Традиционные методы производства научных знаний исчерпали себя. Требуются новые междисциплинарные научные направления [7].
Обратимся к итоговым результатам конкретных современных научных исследований.