Глава 1. Триединая сущность окружающего мира и «человек экономический».

Согласно современным научным представлениям наш мир состоит из трех базовых связанных между собой сущностей: нечто движущееся (вещество), нечто движущее (энергия) и нечто организующее и постигающее (информация). Условно соотношение этих сущностей называют «моделью матрешки», поскольку они различны по размерам и как бы вложены друг в друга. [1]

Невольно возникает ассоциация с образом Троицы, вдохновившей гениального художника Андрея Рублева написать «единосущие» трех лиц в человеческом облике. Христианская Троица представлена иконописцем в трех ипостасях или лицах. Отца – безначального первоначала. Сына – абсолютного Смысла (воплощенного в Иисусе Христе) и Духа – «животворящего» начала. Все три лица участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). [2, 3]

По мнению исследователей, основу нашего существования составляет материально- энергетическая среда или физический мир (W), в котором правят достаточно изученные законы – законы неживой природы. Среди них выделяется, имеющий сущностное значение, «закон законов» - закон возрастания энтропии, суть которого такова: в замкнутых системах идут процессы, направленные на возрастание энтропии. В неживой природе все происходящее направлено на минимизацию свободной энергии, рассеивание энергии, упразднение движения, на уравновешивание всего и вся.

В рамках среды функционирует биосфера – система живых объектов (L). Суть каждого живого объекта одна – стремление выжить. Находясь в безбрежном, разрушительном неживом мире, он постоянно борется за свое существование. Для этого он собирает свободную энергию. Каждый живой объект любой ценой стремиться получить максимальное количество энергии, удержать ее, чтобы в нужное время и в нужном месте расходовать ее для своего самосохранения. Вектор деятельности живого объекта (инстинкт самосохранения) направлен только на ту деятельность, которая благоприятствует его жизни или продолжению жизни в его потомках. Все живое существует по всеобщим биологическим законам стяжательства. Стяжательство - фундаментальное свойство живого организма. Стремление выжить есть объективный закон живого мира, отменить его, игнорировать в принципе невозможно.

В тоже время, в биосфере имеется единственный в своем роде тип живого организма – человек разумный (Н), обладающий смыслом (разумом). Благодаря чему человек в рамках объективных законов неживой природы, может осознанно выбирать траекторию своей деятельности. Все три сущности вложены друг в друга: Н – L – W. Каждая более узкая система должна действовать в рамках устанавливаемых законами более широкой системы. Но человек в своей разумной деятельности может, как бы оттеснять действия характерного для биосферы закона стяжательства.

Ученые считают, найти различие между эволюцией биологических и социальных систем в энергетическом аспекте невозможно, так как социальные системы – это в первую очередь биологические системы. Поэтому они следуют одному императиву – выжить. Выжить путем накопления энергии. И поскольку энергия циркулирует в экономике в виде денег, то любая экономическая система следует правилу – прибыль превыше всего. [1]

Для осознания сказанного совершим экскурс в древнюю историю. Для этого обратимся к Библии, так как нет ни одной сферы деятельности, по отношению к которой Библия не указывала бы на что-то существенное.

Библия содержит целый ряд высказываний, свидетельствующих как будто бы о неприязни к хозяйственной деятельности как таковой, а тем более к ее результатам в виде получения торговой или иной прибыли и достижения богатства.

Процитируем некоторые из них:

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает…» (Лк. 12 : 33).

«Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6 : 24).

«Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18: 24–25).

Здесь говорится о тех, центром жизни, главной целью, счастьем которых являются, прежде всего, материальное благополучие или погоня за большим богатством. Богатство, согласно взгляду Иисуса, — это препятствие и к спасению, и к ученичеству (Мф. 19: 24; 13: 22). Оно дает ложное чувство стабильности и безопасности (Лк. 12: 15). Стремление к богатству заглушает духовную жизнь (Лк. 8: 14). Часто богатые превозносятся над бедными и эксплуатируют их (Иак. 2: 5–6).

Собственность, богатство, хозяйственный процесс и его эффективность, прибыль рассматриваются с точки зрения праведности и/или неправедности их возникновения и использования.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что с позиций христианской морали экономическая деятельность — явление вполне нормальное, не ведущее к духовной гибели, если предприниматель следует определенным законам. Более того, соблюдение библейских принципов является секретом настоящего успеха. Многих финансовых неудач и крахов предприниматель может избежать, прислушиваясь к предупреждениям, так часто повторяемым и выделяемым в Библии: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3: 23).

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудность же далеко убежит от тебя» (Прит. 6: 9–11).

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Прит. 6: 6–8).

В приведенных цитатах речь идет о трудолюбии и чувстве самосохранения. Христиане должны трудиться так, как если бы Христос был их нанимателем, зная, что всякая работа, совершенная «как для Господа», когда-либо вознаградится (Еф. 6: 6–8). Чувство самосохранения должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености. В качестве примера трудолюбия указывается муравей, приводятся гибельные последствия для человека его лености. Муравей трудится по собственному побуждению без внешнего принуждения, мудро собирая запасы.

«Доброе имя лучше большого богатства; и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит. 22: 1).

Забота о добром имени в приведенной цитате осмыслена в ключе безусловного превосходства нравственного блага над материальными ценностями. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются» (Прит. 22: 3).

«Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги. Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?» (Прит. 22: 26–27).

«Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего: а кто ненавидит ручательство, тот безопаснее» (Прит. 11: 15).

В цитатах воздается хвала жизненному благоразумию, осуждается неразумность, указываются последствия того и другого во внешней жизни человека.

«Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь» (Прит. 22: 2).

«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Прит. 22: 16).

«Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот…» (Прит. 22: 22).

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 38).

Богатый и бедный, как следует из приведенных цитат, в равной степени являются созданием Бога и Им поставлены на одном жизненном пути, что является мотивом благотворительности. Благотворительностью, в конечном итоге, приобретается доброе имя.

В Библии как с нормальным явлением мы встречаемся с расчетом эффективности хозяйственной деятельности: «…кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек» (Лк. 14: 28). Приемлемым является и получение торговой или иной прибыли на вложенный «в дело», пущенный в оборот капитал (Мф. 25: 14–30; Ин. 19: 12–27). Торговля как таковая неприемлема только в одном случае: когда она связана с оскорблением святынь (эпизод с изгнанием торгующих из храма).

В Библии приводятся случаи заключения договора займа в среде избранного народа Божьего, причем по правилам, определенным самим Богом: «Если кто отдает ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен так, что никто сего не увидит, — клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену».

Также есть в Библии и понятие о залоге и процентах («рост», «лихва»). При этом существуют правила, что на заем бедному нельзя налагать проценты («рост»), а взятый у бедного залог должен быть возвращен до захода солнца: «Если дать деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко мне, Я услышу, ибо Я милосерд».

Кроме того, существовало правило освобождения от долга каждый седьмой год с момента исхода из Египта: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости».

В заключение экскурса важно подчеркнуть необходимость противопоставления вульгарно-материалистической идеологии христианскому учению о том, что духовная скудость страшнее материальной бедности. Каноны христианской морали служат общепризнанными образцами человеческого поведения и являются критерием для оценки этики людей, занимающихся предпринимательством. [2]

В основе же современной экономической жизни лежит закон стяжательства. Происходит подчинение человеческой сущности людей их животному началу. Инерционное движение мира в этом направлении ведет человечество к катастрофе. Ярким подтверждением служит разразившийся глобальный финансово – экономический кризис.

Исследователи делают следующий основной вывод: «новая ситуация требует новой парадигмы поведения людей – необходимо думать и действовать масштабнее, принимать более обоснованные системные решения, ориентированные на человеческие аспекты сознания, а не идти на поводу животных инстинктов, хотя и обеспечивающих на данном историческом отрезке времени, как правило, более эффективный с позиций экономических показателей результат» [1]

В экономической теории существуют различные точки зрения по поводу соотношения интересов индивида, общества и государства. «Неоклассическая» теория рассматривает общественный интерес как совокупность индивидуальных интересов. Рост благосостояния одних индивидов не должен приводить к снижению благосостояния других. Экономическая наука изучает «человека экономического» и «человека институционального». Это разграничение условно, так как строится не на разграничении людей, а разных мотивах и ориентирах человека. «Человек экономический» не может существовать вне системы общественных институтов. Выступая источником формирования и развития общественных институтов, он действует рационально, стремиться максимизировать функцию полезности и минимизировать издержки. Ряд ученых отмечают, что люди платят налоги в обмен на необходимые им блага, предоставляемые государством. Принимая решения, человек в политической сфере ведет себя так же, как и в бизнесе. Отношения человека и общества многогранны. Общество не просто сумма интересов входящих в него людей, оно является сложной системой, которая включает различные социальные факторы. [4]

Исследователь феномена предпринимательства П.Ф. Друкер, автор таких основных работ, как «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении», характеризуя глобальный характер предпринимательства, в то же время отмечает, что для экономистов предпринимательство есть некое «метаэкономическое» явление, безусловно, воздействующее на экономику, не будучи, по сути ее частью.

П.Ф. Друкер делает важный вывод о том, что «общество нельзя рассматривать лишь как среду, в которой действует предприятие. Каким бы “частным” ни было предприятие, его все равно невозможно отделить от общества, оно в любом выполняет ту или иную социальную функцию». Друкер формулирует ряд концептуальных положений:

- Люди, которым предоставлены полномочия управлять постоянной концентрацией ресурсов, получают определенную власть над другими людьми, принимаемые ими решения оказывают огромное влияние на общество и жизнь отдельных его членов, экономику на многие годы вперед.

- Менеджер должен взять на себя ответственность за общественную пользу, должен подчинить всю свою деятельность этическим нормам.

- Мелкие предприятия (и их руководители) в своей массе оказывают не меньшее влияние на общественное мнение и политику.

- Бизнес является тем элементом нашего общества, который обеспечивает создание и увеличение благосостояния этого общества, укрепляет идейные основы общества, способствует его стабильности, силе, процветанию.

- Компания не является и ни при каких обстоятельствах не может претендовать на роль дома, семьи, религии, жизни или судьбы для отдельной личности.

- Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом.

- Менеджменту следует избегать принятия на себя ответственности за любую деятельность, которая не должна контролироваться ни профсоюзными лидерами, ни государством.

- Учитывая современное положение в мире, любой бизнес должен вносить свой посильный вклад в оборонную мощь своей страны.

П.Ф. Друкер в завершении пишет: «Важнейшая обязанность руководства, его ответственность перед самим собой, предприятием, будущими поколениями, перед обществом и нашим образом жизни — гарантировать, что это утверждение не окажется лишь звонкой фразой, а станет непреложным фактом нашей действительности». [5]

Представляют интерес рассуждения д.э.н., профессора П.Игнатовского о силе экономической науки. Наука, по мнению Игнатовского, концентрат возвышенного человеческого разума и человеческих производительных сил. Она обогащает труд и все производство физико-технологическими и умственными свершениями. Источником общественного роста человека служат знания. Источник знаний - в науке, составляющей концентрат производительных сил человечества. Роль науки, включая экономические знания, в совершенствовании технологической вооруженности труда, освоении прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда. Недопустима подмена науки и труда информацией, о чем трактует концепция информационного общества. Общество было и остается материально – созидательным, производящим, а не толкующим, ограничивающимся информированностью. Вне созидательного труды в сферах материально – производственного процесса даже самая насыщенная информация, пополняя знания, все же материально не обогащает человека, все общество. [6]

По мнению Л.Роббинса современная экономика – сравнительно молодая наука, которая «возникла на базе практических философских исследований в различных областях: от изучения торгового баланса до дискуссий о законности взимания процента. Лишь недавно экономическая наука стала достаточно единой». [7]

Член – корреспондент РАН Г.Клейнер сформулировал следующие соображения по развитию современной экономической науки:

- при формировании собственной категориально – понятийной базы экономика активно использует понятия, образы из других областей науки и практики, придавая им специфический оттенок и звучание (равновесие, давление, конкуренция и др.);

- научный подход базируется на принципе единства мира и в частности, его экономической ипостаси, от мега- и макро- до микро - и наноуровней (экономика по отношению к миру выступает не всеохватывающей, а всепроникающей);

- экономика отражает все разнообразие жизненных коллизий, и чем теснее ее «сцепление» с другими видами деятельности и познания человека через переплетение понятий, категорий, образов, тем более целостной и сильной становиться мировая наука в целом;

- в последние десятилетия единство и целостность экономики как науки были в значительной мере нарушены, выделились следующие виды ее фрагментации: методологическая (расщепление основ экономической теории на неоклассическую, институциональную и эволюционную составляющие); предметно – уровневая (расслоение на мега -, макро -, мезо -, микро – и наноуровневый подходы); концептуально – эмпирическая (разделение на слабо связанные теоретические, феноменологические и чисто эмпирические направления);

- экономика еще не прошла в своем развитии некоторую особую «цементирующую» стадию умозрительного познания законов природы и сущности мира исходя из его внутренней целостности (поиск глубоких аналогий между природой, обществом и духовным миром человека)

Клейнер считает, что, судя по кризисному состоянию современной экономики, путь экономической науки от рассвета – становления ее как самостоятельной дисциплины – до расцвета – создания стройной и эффективной экономической методологии – еще далеко не пройден. [8]

Для разработки новой парадигмы экономической теории и хозяйственной практики необходимы теоретически грамотные экономисты – исследователи и прогрессивно мыслящие предприниматели. Исторический опыт свидетельствует, что при всех недостатках и ошибках экономическая наука оказывает неоценимую услугу обществу. Сегодня, когда весь цивилизованный мир стоит на пороге бифуркации в национальных производствах, мировом хозяйстве и экономической организации общества экономическая наука, несомненно, принесет новые плоды, откроет новые горизонты развития.

Литература

1. Воронов М.В. Некоторые проблемы образования в начале 21 века // Известия МАН ВШ №2 (44). – 2008.

2. Библия (синодальное издание)

3. Энциклопедия. Мифы народов мира. Т.2. М.- 1982.

4. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях // Экономист №3. – 2009.

5. Druker P.Innovation and Entrepreneurship (Practice Principles) – L.: Pan Books, 1986.

6. Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист № 2. – 2009.

7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т.1. Вып. 1.

8. Клейнер Г. От рассвета к расцвету // Вопросы экономики №11. – 2009.

Дополнительно рекомендуемая литература:

1. Абалкин Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, - 2008.

2. Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после большевиков. М.: Наука. – 2005.

3. Билимович А.Д. Экономический строй освобожденной России. М.: Наука – 2006.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

5. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008.

6. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная алтернатива. М.: Наука, 2005.

7. Иванов В.Н. Управленческая парадигма ХХI века. // Муниципальный мир. №5. – 2000. – С.64-67.

8. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность № 2-3. -2007.

9. Кричевский Н. Доклад «Постпикалевская Россия: новая экономическая реальность». http://www.krichtvsky.ru

10. Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты / Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.

11. Пайн Б., Гилмор Дж. Экономика впечатлений. М.: Вильямс. 2005.

12. Попов Г.Х. Истоки русской беды (русский вариант выхода из феодализма в ХIХ веке – причина трех революций ХХ века). М.: Изд. Дом международного университета в Москве. – 2008.

13. Свет и цвет в экономике и обществе / Под ред. д.э.н. О.В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008

14. Симонов В. Экономические проблемы в Новом завета// Вопросы экономики. №8 -1993.

15. Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. №8 -2000.

16. Цалогов Г.Н. Модель для России. М.: Международные отношения, 2008.

17. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики №9 – 2009.

Контрольные вопросы

1. Базовые сущности, согласно современным научным представлениям, состояния мира.

2. Стяжательство как фундаментальное свойство живого организма.

3. Содержание накопления энергии в экономических системах.

4. Различия в эволюции биологических и социальных систем, в энергетическом аспекте.

5. Возможность человека в рамках объективных законов неживой природы, выбирать траекторию деятельности.

6. Точки зрения в экономической теории по поводу соотношения индивида, общества и государства.

7. Возможность существования «человека экономического» вне системы общественных институтов.

8. Источник общественного роста человека.

9. Принцип базирования современного научного подхода.

10. Современный этап развития экономической методологии.

Темы для семинаров

1. Библия и экономическая (хозяйственная) деятельность:

- материальное благополучие и богатство;

- прибыль с позиции праведности;

- нравственные блага и материальные ценности;

- бедность и богатство, благотворительность и доброе имя;

- эффективность хозяйственной деятельности и жизненное благополучие.

2. Социальные функции хозяйствующих субъектов с позиций исследователя феномена предпринимательства П.Ф Друкера и научной работы д.э.н. Н. Кричевского «Доклад Постпикалевская Россия: новая экономическая реальность».

- влияние менеджеров на бизнес, экономику, общество;

- значение малого предпринимательства для экономики страны;

- бизнес как элемент общества;

- роль компании в судьбе личности, семьи, религии;

- предпринимательство, космополитизм, оборонная мощь страны.


Наши рекомендации