Крутиков в.к., кузьмина ю.в.

Учебное пособие

КАЛУГА - 2010

УДК

ББК

К -84

Рецензенты:

И.В. Захаров, доктор экономических наук, профессор

А.С. Стрельцов, доктор философских наук, профессор

А.В. Ткач, доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Учебное пособие подготовлено по плану работ, в соответствии с договором о научно-образовательном сотрудничестве между вузами и решением кафедры «Финансы и кредит» Института управления, бизнеса и технологий, кафедр «Экономики и менеджмента» Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского и Калужского института туристского бизнеса – филиала Российской международной академии туризма (протокол заседания кафедр № 39-03-10 от 4 марта 2010 года), при поддержке грантов РГНФ № 10 -02 -54611, а/Ц; № 10 -02 -54615, а/Ц.

К 84

Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. Научное исследование в экономике: методология, методика и практика. Учебное пособие. Калуга.: Издательство……., 2010. - ….с.

ISBN

В пособии содержатся материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы исследования; новизна результатов; методологические основы научного исследования; методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы. Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научной работы в рамках международных программ ПРООН и ТАСИС Европейского союза, проектов Российского гуманитарного научного фонда, материалах защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей, изучающих проблемы экономики и управления, участников научных исследований и экономических агентов, действующих на рынке инноваций.

© Институт управления, бизнеса и технологий

© Тульский институт управления и бизнеса

© Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского

© Калужский институт туристского бизнеса – филиал РМАТ

© Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие отрасли экономики знаний в России необходимо для повышения конкурентоспособности экономики. Именно эта отрасль способна нивелировать негативное воздействие на конкурентоспособность других отраслей экономики страны с учетом климатических, территориальных, ментальных и иных специфических особенностей нашего развития.

Мировой и российский опыт убедительно доказывает, что экономика знаний реально работает и играет стратегическую роль. В экономике страны и регионов это выражается в разработке и обладании результатами научных исследований, программным обеспечением, образцами продукции и технологиями производства.

Основным базовым элементом инновационных систем регионов является насыщение сферы инноваций высококвалифицированными кадрами, формирующими кадровый потенциал регионов.

Руководством страны поставлена задача создания федеральных университетов, сети научно-образовательных центров, которые, в соответствие с разработанной концепцией, должны обеспечить интеграцию высшего образования, послевузовского профессионального образования и науки с целью развития и совершенствования системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Высшими органами власти страны, также, законодательно предоставлена возможность учреждениям науки и образования использовать результаты своей интеллектуальной деятельности для аккумулирования дополнительных финансовых средств. Вузы и научные учреждения получили право создавать хозяйственные организации (малые предприятия), вносить в уставной капитал этих организаций результаты своей интеллектуальной деятельности, привлекать соучредителей, которые будут вносить соответствующие инвестиции с целью внедрения научных разработок. Это позволяет приблизить научные достижения к реальной экономике, создать рабочие места для выпускников во время кризиса.

Перед российским образованием и наукой стоит очень важная проблема - создать хозяйственные общества, в которых профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты займут во внутренней иерархии то место, которое соответствует их научным достижениям. Тысячи ученых, выпускников вузов, студентов могут заработать высокую научную репутацию, получить возможность полноценно заниматься исследовательской деятельностью и иметь комфортные и достойные условия жизни. В свою очередь развитие отрасли экономики знаний обеспечит разработку, и коммерциализацию результатов научных исследований.

Сегодня в субъектах Российской Федерации для реализации региональной инновационной политики используются свыше 30 организационных форм: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные фонды, специализированные системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства и т.д. Однако при всем разнообразии законодательных инициатив и организационных форм региональной инновационной политики количество предприятий, внедряющих новые технологии, практически стагнирует на уровне 10%.

Калужская область занимает одно из ведущих мест в России по научному потенциалу. Научно – технический комплекс объединяет около 40 крупных научных организаций, в которых работает свыше 14 тыс. человек. На территории региона осуществляют деятельность свыше 30 вузов и филиалов ведущих университетов страны.

Разработка научно – методической базы и практических рекомендаций по созданию сети научно-образовательных центров, развитию малых инновационных предприятий учреждений науки и образования будет способствовать решению проблем, как в Калужской области, так и других регионах России.

В свою очередь, увеличение количества и качества трудовых ресурсов выступит в роли главного фактора экономического роста.

Подготовленное учебное пособие направлено на оказание помощи исследователям в изучении научных проблем. В пособии содержаться материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы исследования; новизна результатов; методологические основы научного исследования; методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы; практическая реализация результатов исследований.

Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научно - исследовательской работы бакалаврами, магистрантами, аспирантами и профессорско-преподавательским составом Института управления, бизнеса и технологий в рамках международных программ ПРООН и ТАСИС Европейского союза, проектов Российского гуманитарного научного фонда, материалах защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Защиты диссертаций состоялись в ведущих авторитетных научно – образовательных учреждениях: Институт аграрных проблем Российской академии наук, Российский университет кооперации, Московская академия экономики и права, Московский государственном университете технологий и управления. В качестве ведущих организаций выступили Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (экономический факультет), Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

Глава 1.Триединая сущность окружающего мира и «человек экономический».

Глава 2. Научное обеспечение структурной перестройки российской экономики.

Глава 3. Понятие, сущность и классификация экономической науки.

Глава 4. Научное мышление как предмет изучения логики.

Глава 5. Основы методологии научного исследования в экономике.

Глава 6. Проблема научного исследования и его актуальность.

Глава 7. Цель и задачи, гипотеза и новизна научного исследования.

Глава 8. Основы планирования научно – исследовательской работы.

Глава 9. Эффективность использования новых знаний и достижений науки, техники.

Приложения:

Контрольные вопросы.

Темы к обсуждению на семинаре.

Глоссарий.


Наши рекомендации