Методология, методика и практика
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА
Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В.
Учебное пособие
КАЛУГА - 2010
УДК
ББК
К -84
Рецензенты:
И.В. Захаров, доктор экономических наук, профессор
А.С. Стрельцов, доктор философских наук, профессор
А.В. Ткач, доктор экономических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
Учебное пособие подготовлено по плану работ, в соответствии с договором о научно-образовательном сотрудничестве между вузами и решением кафедры «Финансы и кредит» Института управления, бизнеса и технологий, кафедр «Экономики и менеджмента» Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского и Калужского института туристского бизнеса – филиала Российской международной академии туризма (протокол заседания кафедр № 39-03-10 от 4 марта 2010 года), при поддержке грантов РГНФ № 10 -02 -54611, а/Ц; № 10 -02 -54615, а/Ц.
К 84
Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. Научное исследование в экономике: методология, методика и практика. Учебное пособие. Калуга.: Издательство……., 2010. - ….с.
ISBN
В пособии содержатся материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы исследования; новизна результатов; методологические основы научного исследования; методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы. Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научной работы в рамках международных программ ПРООН и ТАСИС Европейского союза, проектов Российского гуманитарного научного фонда, материалах защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей, изучающих проблемы экономики и управления, участников научных исследований и экономических агентов, действующих на рынке инноваций.
© Институт управления, бизнеса и технологий
© Тульский институт управления и бизнеса
© Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского
© Калужский институт туристского бизнеса – филиал РМАТ
© Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В.
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие отрасли экономики знаний в России необходимо для повышения конкурентоспособности экономики. Именно эта отрасль способна нивелировать негативное воздействие на конкурентоспособность других отраслей экономики страны с учетом климатических, территориальных, ментальных и иных специфических особенностей нашего развития.
Мировой и российский опыт убедительно доказывает, что экономика знаний реально работает и играет стратегическую роль. В экономике страны и регионов это выражается в разработке и обладании результатами научных исследований, программным обеспечением, образцами продукции и технологиями производства.
Основным базовым элементом инновационных систем регионов является насыщение сферы инноваций высококвалифицированными кадрами, формирующими кадровый потенциал регионов.
Руководством страны поставлена задача создания федеральных университетов, сети научно-образовательных центров, которые, в соответствие с разработанной концепцией, должны обеспечить интеграцию высшего образования, послевузовского профессионального образования и науки с целью развития и совершенствования системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.
Высшими органами власти страны, также, законодательно предоставлена возможность учреждениям науки и образования использовать результаты своей интеллектуальной деятельности для аккумулирования дополнительных финансовых средств. Вузы и научные учреждения получили право создавать хозяйственные организации (малые предприятия), вносить в уставной капитал этих организаций результаты своей интеллектуальной деятельности, привлекать соучредителей, которые будут вносить соответствующие инвестиции с целью внедрения научных разработок. Это позволяет приблизить научные достижения к реальной экономике, создать рабочие места для выпускников во время кризиса.
Перед российским образованием и наукой стоит очень важная проблема - создать хозяйственные общества, в которых профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты займут во внутренней иерархии то место, которое соответствует их научным достижениям. Тысячи ученых, выпускников вузов, студентов могут заработать высокую научную репутацию, получить возможность полноценно заниматься исследовательской деятельностью и иметь комфортные и достойные условия жизни. В свою очередь развитие отрасли экономики знаний обеспечит разработку, и коммерциализацию результатов научных исследований.
Сегодня в субъектах Российской Федерации для реализации региональной инновационной политики используются свыше 30 организационных форм: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные фонды, специализированные системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства и т.д. Однако при всем разнообразии законодательных инициатив и организационных форм региональной инновационной политики количество предприятий, внедряющих новые технологии, практически стагнирует на уровне 10%.
Калужская область занимает одно из ведущих мест в России по научному потенциалу. Научно – технический комплекс объединяет около 40 крупных научных организаций, в которых работает свыше 14 тыс. человек. На территории региона осуществляют деятельность свыше 30 вузов и филиалов ведущих университетов страны.
Разработка научно – методической базы и практических рекомендаций по созданию сети научно-образовательных центров, развитию малых инновационных предприятий учреждений науки и образования будет способствовать решению проблем, как в Калужской области, так и других регионах России.
В свою очередь, увеличение количества и качества трудовых ресурсов выступит в роли главного фактора экономического роста.
Подготовленное учебное пособие направлено на оказание помощи исследователям в изучении научных проблем. В пособии содержаться материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы исследования; новизна результатов; методологические основы научного исследования; методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы; практическая реализация результатов исследований.
Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научно - исследовательской работы бакалаврами, магистрантами, аспирантами и профессорско-преподавательским составом Института управления, бизнеса и технологий в рамках международных программ ПРООН и ТАСИС Европейского союза, проектов Российского гуманитарного научного фонда, материалах защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Защиты диссертаций состоялись в ведущих авторитетных научно – образовательных учреждениях: Институт аграрных проблем Российской академии наук, Российский университет кооперации, Московская академия экономики и права, Московский государственном университете технологий и управления. В качестве ведущих организаций выступили Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (экономический факультет), Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Глава 1.Триединая сущность окружающего мира и «человек экономический».
Глава 2. Научное обеспечение структурной перестройки российской экономики.
Глава 3. Понятие, сущность и классификация экономической науки.
Глава 4. Научное мышление как предмет изучения логики.
Глава 5. Основы методологии научного исследования в экономике.
Глава 6. Проблема научного исследования и его актуальность.
Глава 7. Цель и задачи, гипотеза и новизна научного исследования.
Глава 8. Основы планирования научно – исследовательской работы.
Глава 9. Эффективность использования новых знаний и достижений науки, техники.
Приложения:
Контрольные вопросы.
Темы к обсуждению на семинаре.
Глоссарий.
Литература
1. Воронов М.В. Некоторые проблемы образования в начале 21 века // Известия МАН ВШ №2 (44). – 2008.
2. Библия (синодальное издание)
3. Энциклопедия. Мифы народов мира. Т.2. М.- 1982.
4. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях // Экономист №3. – 2009.
5. Druker P.Innovation and Entrepreneurship (Practice Principles) – L.: Pan Books, 1986.
6. Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист № 2. – 2009.
7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т.1. Вып. 1.
8. Клейнер Г. От рассвета к расцвету // Вопросы экономики №11. – 2009.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Абалкин Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, - 2008.
2. Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после большевиков. М.: Наука. – 2005.
3. Билимович А.Д. Экономический строй освобожденной России. М.: Наука – 2006.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
5. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008.
6. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная алтернатива. М.: Наука, 2005.
7. Иванов В.Н. Управленческая парадигма ХХI века. // Муниципальный мир. №5. – 2000. – С.64-67.
8. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность № 2-3. -2007.
9. Кричевский Н. Доклад «Постпикалевская Россия: новая экономическая реальность». http://www.krichtvsky.ru
10. Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты / Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
11. Пайн Б., Гилмор Дж. Экономика впечатлений. М.: Вильямс. 2005.
12. Попов Г.Х. Истоки русской беды (русский вариант выхода из феодализма в ХIХ веке – причина трех революций ХХ века). М.: Изд. Дом международного университета в Москве. – 2008.
13. Свет и цвет в экономике и обществе / Под ред. д.э.н. О.В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008
14. Симонов В. Экономические проблемы в Новом завета// Вопросы экономики. №8 -1993.
15. Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. №8 -2000.
16. Цалогов Г.Н. Модель для России. М.: Международные отношения, 2008.
17. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики №9 – 2009.
Контрольные вопросы
1. Базовые сущности, согласно современным научным представлениям, состояния мира.
2. Стяжательство как фундаментальное свойство живого организма.
3. Содержание накопления энергии в экономических системах.
4. Различия в эволюции биологических и социальных систем, в энергетическом аспекте.
5. Возможность человека в рамках объективных законов неживой природы, выбирать траекторию деятельности.
6. Точки зрения в экономической теории по поводу соотношения индивида, общества и государства.
7. Возможность существования «человека экономического» вне системы общественных институтов.
8. Источник общественного роста человека.
9. Принцип базирования современного научного подхода.
10. Современный этап развития экономической методологии.
Темы для семинаров
1. Библия и экономическая (хозяйственная) деятельность:
- материальное благополучие и богатство;
- прибыль с позиции праведности;
- нравственные блага и материальные ценности;
- бедность и богатство, благотворительность и доброе имя;
- эффективность хозяйственной деятельности и жизненное благополучие.
2. Социальные функции хозяйствующих субъектов с позиций исследователя феномена предпринимательства П.Ф Друкера и научной работы д.э.н. Н. Кричевского «Доклад Постпикалевская Россия: новая экономическая реальность».
- влияние менеджеров на бизнес, экономику, общество;
- значение малого предпринимательства для экономики страны;
- бизнес как элемент общества;
- роль компании в судьбе личности, семьи, религии;
- предпринимательство, космополитизм, оборонная мощь страны.
Литература
1. Абалкин Л. Интервью/ Экономика и жизнь. № 46.- 2009.
2. Солженицын А.И./ Труд – 7. № 100. – 1999.
3. Сорокин П.А. Система социологии. – М., - 1993.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., - 1992.
5. Ольсевич Ю. Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации// Вопросы экономики. - № 11. – 1999.
6. Лексин В. Кризис или крейзи.// Наша власть. - № 1. – 2009; его же Цивилизационный кризис и его российские последствия.// Общественные науки и современность. -№ 6. – 2009; его же Безопасность: дефиниции и реальность./ Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Т.2. Вып. 3. – М., -2009.
7. Шмелев Н. Реструктуризация экономики России в условиях кризиса. Материалы конференции (Институт Европы РАН 27 апреля 2009 г.)
8. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. Стратегия выхода России из кризиса// Вопросы экономики.- 5. -2009.
9. Кочетов Э. Пришло время создать мировой экономический трибунал// Экономическая жизнь. № 20. – 2009.
10. Интернет – ресурс. http: www. Economy.gov.ru
11. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи// Экономист.- № 1. – 2010.
12. О присуждении ученых степеней в области экономических наук за 2000 – 2005 г.г. (аналитическая записка)// Бюллетень ВАК. – М., - 2006.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Болдырев Ю. Проекция глобального кризиса на Росси: что делать государству и «простому человеку»? // Российский экономический журнала №7-8. – 2008.
2. Глазьев С.Кризис, антикризисные меры и стратегия инновационного народнохозяйственного развития в зеркале теории долгосрочной мегатехнологической динамики // Российский технологический журнал № 12. – 2008.
3. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис – 2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. 2008.
4. Делягин М. Антикризисная программа модернизации страны (о разработке Института проблем глобализации) // Российский экономический журнал № 9-10. - 2008.
5. Ершов С., Глазьев С., Гринберг Р., Дмитриева О. Глобальный кризис, его российское преломление и реакция федеральных властей. // Российский экономический журнал № 9-10. – 2008.
6. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики // Вопросы экономики № 12ю – 2008.
7. Крутиков В.К., Легостов В.В. Малое предпринимательство и социально-экономический рост: Анализ отечественного и зарубежного опыта. – М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.
8. Крутиков В.К., Смолянский С.В. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта. – М.: Изд-во «Ноосфера», 2005.
9. Никифоров Л.В., Погосов И.А., Соболева И.В. Социальные аспекты воспроизводства в современной России. – М.: ИЭ РАН. 2008.
10. Политико-экономические факторы развития России / Под ред. Ивановой Г.Г., Хавиной С.А., Шишковой Г.Г. Часть 1. – М.: ИЭ РАН. 2007.
11. Россия в цифрах. 2008: Краткий стат. сб. – М.: Росстат. 2008.
Контрольные вопросы
1 Российские реформы 90-х годов с позиций канонов эволюционных реформ П.А.Сорокина
2 Глобальный кризис и социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России со второй половины 2008 года
3 Российский «эффективный» собственник и необходимость формирования ответственного собственника
4 Монополизация российской экономики и технологический прогресс.
5 Инфраструктурно-территориальные проблемы последних двадцати лет развития страны (кон.ХХ –нач.ХХI в.в.)
Темы для семинаров
1 Концепция П.А.Сорокина и ситуация в современной экономической жизни России:
- общие основы человеческого поведения;
- правовые методы реформ;
- научное исследование, как основа реализации реформ;
- интеграционная система ценности и экстремизм.
2 Разработка научных проблем в преддверии глобального финансово-экономического кризиса:
- недостаток фундаментальных теоретических исследований новейших процессов в экономике;
- вектор движения и экономическая цель страны;
- развитие теории о деньгах, кредите, финансах с воспроизводственных позиций;
- мировая практика формирования и перераспределения финансовых потоков;
- экологическая составляющая производственного процесса;
- методология учета интеллектуального капитала;
- международный технологический обмен и научно-техническое сотрудничество.
Литература.
1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.
2. Кара – Мурза С.Т. Проблемы организации научных исследований. – М.: Наука, 1981.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. 14 – го анг. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
4. Паспорт номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки). М., - 2001.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. М.: Наука, 2005.
2. Ваганов А. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки // Независимая газета. 2008. 14 мая.
3. Дежина И., Егерев С. Подготовка исследовательских кадров для российской науки // Вопросы экономики № 8. – 2009.
4. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов/ У.К. Бут, Г. Дж. Коломб, Дж. М. Уильямс; Пер. с англ. А. Станиславского. – М.
5. Левин А.С. Итоги семилетнего функционирования программ поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования // Акустика неоднородных сред / Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А. Рыбака. М.: Российское акустическое общество, 2002.
6. Малые предприятия при вузах. mon.gov.ru
7. Новые правила по защите диссертаций – М.: ЮРКНИГА. 2004.
8. Стенографический отчет о совещании по развитию сети научно – образовательных центров в России.24 июля 2008 года. archive/kremlin. ru
9. Федеральные и научно – исследовательские университеты. stepeni.ru
10. Чесбро Г.Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. / Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.
Контрольные вопросы
1 Наука как сфера человеческой деятельности и компонент научно-технического и социального процесса
2 Фундаментальная и прикладная наука: диалектическая взаимосвязь
3 Экономика как социальная наука
4 Принципы экономической науки
5 Специальности экономических наук
6 Экономическая теория: содержание, объект и предмет исследований
7 Экономика и управление народным хозяйством: содержание, предмет и объект исследований
8 Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: содержание областей исследований
9 Финансы, денежное обращение и кредит: содержание и объекты исследований
10 Бухгалтерский учет, статистика: содержание, объекты и область исследований
11 Математические и инструментальные методы экономики: содержание, объекты и область исследований
12 Мировая экономика: содержание и объекты специализации.
Темы для семинаров
1 Формирование экономической политики и ее цели:
- провозглашение цели;
- многовариантность политики;
- реализация и оценка результатов политики;
- цели политики высокоразвитых стран.
2 Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - как самая широкая проблемная область:
- промышленность;
- АПК и сельское хозяйство;
- строительство;
- транспорт;
- связь и информация;
- сфера услуг.
Таблица 1. Традиционный расчет NPV (чистая приведенная стоимость)
Год(ы) | Сумма денег | Множитель дисконтирования | Настоящее значение | |
Исходная инвестиция | Сейчас | ($3170) | ($3170) | |
Годовой приток денег | (1-4) | $1000 | 3.170 | $3170 |
Таким образом, NPV=0 и проект принимается.
3. Абстрактное мышление – процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цели, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Например: Сегодня в среднем калужский регион ежегодно посещают около 370 тысяч туристов. Однако потенциал въездного туризма пока используется недостаточно. Агротуризм может стать одним из перспективных направлений. На его развитие по целевой программе выделено 5 млн. рублей из бюджета области. Ставка будет сделана на грамотное развитие сельских территорий и сервисной сферы, занятости сельского населения. Для этого министерством разрабатывается концепция развития туристической отрасли. Стратегическая цель – увеличение туристского потока в Калужской области до миллиона человек к 2020 г. [4].
4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Например: Сегодня я обращаюсь к вам с ежегодным бюджетным посланием и представляю основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий трехлетний период. Позади еще один год нашей совместной напряженной работы. Наши общие усилия, как и прежде, были направлены на достижение стратегической по масштабу, но вполне конкретной цели, которую мы объявил несколько лет назад. А именно, стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость.
За период с 2000 года удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сократился с 23 до 9%, а по плану этого года он составит уже 6,3%. И к 2010 году мы можем решить поставленную задачу войти в число регионов-доноров [5].
Формально логика – наука о законах и формах правильного мышления. В.С. Меськов пишет: «… Предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть, наука о рассуждениях Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения» [6].
Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания – ощущений, восприятий, представлений. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Основными логическими приемами формирования понятий являются:
- Анализ – мысленное расчленение предметов на составные части, мысленное выделение в них признаков.
- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
- Сравнение – мысленное установление сходств или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.
- Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.
- Определение (дефиниция) понятия – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. С помощью определения понятий раскрывается содержание понятия и тем самым отличается круг определяемых предметов от других предметов [2].
Например: Большой экономический словарь определяет понятие «малое предпринимательство» как «совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [7]. Словарь обществознания трактует малое предпринимательство как «бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий (с численностью работающих до 200 человек). Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг, прежде всего такси, грузовых перевозок, оптовой и розничной торговли, рекламы, кафе, коммерческих медицинских и образовательных учреждений и др.» [1].
Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются следующими законами логики:
1. Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе». Тождество есть равенство, сходство предметов в каком – либо отношении. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). В процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Тождественные мысли нельзя выдавать за различные, а различные за тождественные. Например, тождественными по объему будут четыре такие понятия: «Вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода» [8]; «Совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли» [7]; «Долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения» [9]; «Затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение» [10] – все они обозначают одно и тоже (Инвестиции), но дают различную информацию о них.
2. Закон непротиворечия: «Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его». Если же человек, утверждая, что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Такие противоречия затрудняют познание мира. Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем. Например: «Аннуитет – однонаправленный денежный поток с разными временными интервалами» и «Аннуитет – не является однонаправленным денежным потоком с разными временными интервалами». Или «Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что эквивалентно, снижением покупательной способности денег» и «Инфляция не является процессом, характеризующимся повышением общего уровня цен в экономике или, эквивалентно снижением покупательной способности денег».
3. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано». Закон и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, т.е. отрицающие друг друга. Например, если истинно суждение «Повысить темпы обновления технической базы можно лишь с помощью инвесторов», то суждение «Повысить темпы обновления технической базы невозможно лишь с помощью инвесторов» - ложно.
4. Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Но постоянно следует помнить о действии другого закона - закона достаточного основания, или методологического принципа - «бритва Оккама». Принцип, получил название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. Упрощенно смысл «бритвы Оккама» иногда объясняют так: во всякой теории или гипотезе следует избегать создания новых понятий, суждений и т.п. сущностей. Если без них можно обойтись. Бритва срезает лишнее.
Умозаключения, как понятия и суждения, являются формой абстрактного мышления. С помощью многообразных видов умозаключений опосредовано мы можем получать новые знания. Умозаключать можно при наличии одного или нескольких суждений, поставленных во взаимную связь.
Приведем пример умозаключения:
Все банки России обязаны иметь лицензию на ведение банковской деятельности (банковская лицензия) – специальный документ, который позволяет субъекту хозяйственной деятельности привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.
«Сбербанк» имеет банковскую лицензию.
___________________________________________________________________
«Сбербанк» может привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.
В научной работе необходимо доказывать, обосновывать высказываемые суждения. Доказательность – важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса.
Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса.
Тезис – суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы – истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами.
Опровержение – логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях, каких – либо явлений природы, общества и мышления.
В зависимости от степени общности научные гипотезы разделяются на общие, частные, и единичные [2].
В заключении необходимо привести слова академика Павлова И.П.: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь – он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не остается» [11].
Литература.
1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.
2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – Москва.: Омега – Л, 2007.
3. Крутиков В.К., Смолянский С.В. Предпринимательство и трансформации общества. – М.: Изд. – «Ноосфера», 2005.
4. Закон Калужской области от 05.10.2005 года № 128 – 03 «Об областной целевой программе развития туризма в Калужской области».
5.Доклад губернатора Калужской области А.Д. Артамонова «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на 2009 год и плановый период 2010 – 211 годов». Калуга, 2008 (19 июня).
6. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. М., 1986.
7. Большой экономический словарь/. Под ред. А.Н. Азрилияна.-3 – е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.
8. Финансово – экономический словарь/. Под ред. М.Г. Назарова. – Мю: Финстатинформ, 1995.
9. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве. –М.: Фмнансы, 1999.
10. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. – М.: Финансы, 1999.
11.Павлов И.П. Письмо к молодежи// Избранные произведения. М.,1951.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Вернадский В. И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. – 376с.
2. Вернадский В. И. Философия мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.
3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. – 357с.
5. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. Научно – популярная книга. М., 1993.
6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2002.
7. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
8. Светлов В.А. Практическая логика. С.-Петербург, 1997.
9. Сен А. Об логике и экономике. М., 1996.
10. Сопер П. Основы искусства речи // Пер. с англ. М., 1992.
11. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы методологии циклометрии и анализа социокультурной динамики. – СПб. – М.: ПАНИ, 2000. – 122с.
Контрольные вопросы
1 Соотношение интуиции и логики в современной рыночной экономике
2 Взаимосвязь истины и логики
3 Основные формы абстрактного мышления
4 Особенности рационального мышления
5 Основные логические приемы формирования понятий
6 Закон тождества
7 Закон непротиворечия
8 Закон исключенного третьего
9 Закон достаточного основания
10 Умозаключение как форма мышления
Темы для семинаров
1 Необходимость доказывания своего суждения в научной работе (на базе конкретных ситуаций):
- аргументация как способ рассуждения;
- доказательство как совокупность приемов;
- опровержение как операция установления ложности;
- гипотеза как научно обоснованное предложение.
Литература.
1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.
2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Политиздат, 1988.
4. Петров Ю.А. Теория познания. – М.: Мысль, 1988.
5. Диниц Г.Н., Лагусева Н.Н., Литвинова С.Н. Научное исследование в педагогике: методология и методика: Методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 2005.
6. Большой экономический словарь./ Под ред. А.Н Азрилияна. – З-е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.
7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядка защиты. – М.: Ось – 89, 2003.
8. Моисеев Н.Н Математические задачи системного анализа. – М.: Наука, 1981.
9. Брылев А.А., Чаусов Н.Ю. Основы научно – исследовательской работы студентов: Учебное пособие. – Калуга: Издательство «Гриф», 2000.
10. Болтян В.А. Основы научных исследований. – Чита. – ЗабАИ. – 2008.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2004.
2. Мишин В.М. Исследование систем управления : Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. — М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Молчанов Н.Н. Информационная природа экономических процессов. МОСТ, 2000, № 34.
5. · Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/Под ред. Валдайцева С.В./ СПбГУ, 1995.
6. Философия и методология науки./Под ред. В.И. Купцова/ М. Аспект-пресс, 1996.
7. Бокун И.А., Темичев А.М.; «Прогнозирование и планирование экономики», МН.: 2002г.
8. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике.- М.: Издательство «Дело и Сервис». 1999.
Контрольные вопросы
1 Теория познания как учение о познании
2 Методология науки как часть науковедения
3 Характерные особенности научного исследования с позиций современной методологии
4 Отличия научного познания от обыденного
5 Этапы научного познания
6 Принципы диалектики
7 Виды творческой деятельности
8 Требования, предъявляемые к научной концепции
9 Логическая схема научного исследования
10 Метод как совокупность приемов и способов освоения действительности
11 Научные методы эмпирического исследования
12 Научные методы эмпирико-теоретической группы
13 Научные методы теоретического исследования
14 Методы экономического исследования
Темы для семинаров
1 Приемы статистико-экономического и монографического методов (на базе конкретных ситуаций):
- средние и относительные величины;
- регрессионно-кореляционный и дисперсионный анализ;
- комплексно-функциональный анализ;
- суммирование относительных показателей и др.
2 Балансовый и экономико-математический методы (на базе конкретных ситуаций):
- анализ исходного уровня явления и процесса;
- балансовые коэффициенты взаимосвязи;
- прием балансовых моделей;
- системно-нормативный